Возрастная психология

Психология [родительский раздел]

Cтатьи :
Актуальные проблемы психологии развития и возрастной психологии.
Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Акселерация и ее социально-психологические последствия.
Базовый диагностический инструментарий для изучения особенностей познавательной сферы в дошкольном возрасте.
Базовый диагностический инструментарий для изучения особенностей познавательной сферы в младшем школьном возрасте.
Биогенетические концепции психического развития (Ст. Холл; А. Гезел; А.Термен; К.Бюлер).
В каком возрасте повышается уровень тревожности?
В каком возрасте появляется контекстная речь?
В профессиональное самоопределение в юношеском возрасте особенности выбора профессии
Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта.
Взаимоотношения в юношеском возрасте
Виды взрослости в подростковом возрасте.
Виды памяти
Внимание. Понятие, виды, свойства внимания. Функции внимания и развитие его у детей.
Возможности использования библиотерапии и танцевальной терапии в коррекционной работе с детьми.
Возрастная периодизация
Возрастная периодизация жизненного цикла человека - общая характеристика.
Возрастная психология по Фрейду
Возрастные кризисы
Воображение и творчество подростка
Воображение. Понятие, виды, приемы. Особенности развития воображение в дошкольном возрасте.
Вопрос об отношении обучения и развития ребенка в школьном возрасте
Врожденные особенностии тенденции развития новорожденного
Выготский Л.С. Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже
Выготский Л.С. "Обучение и развитие в дошкольном возрасте"
Гальперин П. Я.: концепция поэтапного формирования умственных действий.
Движущие силы, источники и условия психического развития ребенка.
Детерминированность психического развития ребенка
Детская и генетическая психология. Предмет,объект и методы исследования.
Детская и генетическая психология: предмет, объект и методы исследования.
Детство как предмет науки. Причины возникновения детской психологии.
Детство: антиципация ролей.
Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.
Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.
Диагностические методики для выявления особенностей личностной сферы ребенка.
Диагностические методики для изучения особенностей интеллектуального развития в младшем школьном возрасте.
Диагностические методики для изучения межличностных отношений в детской группе.
Диагностические методики для изучения особенностей интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте.
Диагностические методики для изучения психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
Для какого периода характерна личностная нестабильность?
Дошкольник(с 3 до 7) – новообразования
Ж. Пиаже. «Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждения и рассуждения ребенка»
Ж.Пиаже Как дети образуют математические понятия.
Ж.Пиаже: «Теория Пиаже»
Жизненный цикл: эпигенез идентичности.
Житейская и научная психология. Этапы психологии
За идентичностью
Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. (Эльконин, Леоньтев)
Задачи и принципы психологии развития и возрастной психологии.
Закономерности общения, межличностных и внутри групповых отношений дошкольников.
Закономерности развития в стадии зрелости.
Закономерности развития в стадии старости.
Закономерности развития в юношеском возрасте.
Закономерности развития взрослого человека.
Законы развития
Значение жизненного пути личности, ее биографии в решении психологических проблем ' староста.
Значение кризисов идентичности для развития личности
Значение межкультурных исследований для решения задач детской психологии.
Значение развития притязаний на признание в юношеском возрасте
Зрелый возраст, самооценка
Игра и психическое развитие ребенка.
Игра как ведущий вид деятельности.
Игра: виды и влияние на развитие ребенка.
Игровая терапия
Идентификация и обособление в общении дошкольника
ИДЕНТИЧНОСТЬ
Идея отделения от семьи в юношеском возрасте.
Изменения личности старого человека.
Индивид, индивидуальность, личность, теория личности.
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Интуитивное (до операторное) мышление по Пиаже.
Интуитивное (дооперациональное) мышление в концепции
Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми.
Исторический анализ понятия детства.
История развития ребенка (психологический анамнез): понятие, содержательная характеристика.
Исходные принципы и основные направления исследований интеллекта развития в ранних работах Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода.
Какой механизм лежит в основе эмоциональной регуляции поведения?
Классификация психических свойств и личностных черт.
Классификация психокоррекционных мероприятий.
Классические факторы развития (созревание, эмпирический опыт, социальное окружение) их анализ в концепции Пиаже
Классические факторы развития и их анализ в концепции Ж.Пиаже.
Классический психоанализ З.Фрейда. Основные понятия, структура и динамика личности. Стадии психосексуального развития.
Когда должно появится чувство компетентности?
Когда поведение становится произвольным?
Когда появляются простейшие формы самосознания?
Когнитивное развитие в дошкольные годы.
Когнитивные теории (Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. Кольберг).
Консультативный беседа как метод психологической помощи, этапы
Консультативный контакт
Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом.
Концепция развития в бихевиоризме и методы исследования научения. ( И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер/Законы научения Л.С. Выготский о концепции Э. Торндайка).
Кризис 7 лет
Кризис 7 лет: основные симптомы. Адаптация ребенка к школе.
Кризис в подростковом возрасте. Эскапизм и аутизм в отрочестве
Кризис идентификации со своей внешностью и физическим Я в позднем возрасте
Кризис индивидуальной жизни.
КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Кризис семи лет
Кризис семи лет
Кризис семи лет: его сущность и особенности.
Кризис середины жизни
Кризис среднего возраста или 30 лет
Кризис трех лет. Перестройка социальных отношений.
Кризис юношеского возраста (19лет)
Кризис юношеского возраста в концепции Э.Эриксона. Синдром социальной патологии идентичности.
Кризисные периоды на этапе взрослости.
Кризисы возрастного развития.
Критерии окончания кризиса новорожденности. Физическое и моторное развитие младенца.
Критерии оценки теорий развития. Отношения в системе «Субъект – среда».
Критерии эффективности практической работы психодиагноста.
Критические и стабильные периоды. Характеристика, сходства и различия. Роль в развитии ребенка.
Критический анализ ранних работ Ж.Пиаже. Л.С.Выготский: теоретический, экспериментальный и методологический анализ ранних идей Ж.Пиаже. Ответ Ж.Пиаже Л.С.Выготскому.
Культурно - историческая концепция Л. С. Выготского. Периодизация развития.
Культурно-историческая концепция Выготского
Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского.
Л.С. Выготский. «Вопросы детской (возрастной) психологии». (Главы: «Проблема возраста»; «Младенческий возраст»; «Кризис первого года жизни»; «Ранний возраст»; «Кризис трех лет»; «Кризис семи лет»)
Леонтьев А.Н. «К теории развития психики ребенка»
Личность в пожилом и старческом возрасте
Личность взрослого человека
Личность ребенка младшего школьного возраста
Малые группы
Метод практической коррекции: арттерапия. Общая характеристика метода.
Методологические основы
Методы возрастной психологии
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Младенчество. Общая характеристика
Младенчество: развитие узнавания
Младший школьный возраст. Нижняя граница 6-7 лет, верхняя 10-11 лет.
Музыкотерапия. Возможности применения в детском возрасте.
Направление саморазвития (Р.Лернер, личностный контроль развития, критические жизненные события).
Научение и мышление в процессе школьного обучения.
Научные и прикладные задачи психологии развития.
Начало периода зрелости. (30-55 лет).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИ-СТИКА ВОЛЕВЫХ ПРО-ЦЕССОВ.
Общая характеристика деятельности манипулирования
Общая характеристика кризисов развития. Значение кризисов в психическом развитии ребенка.
Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация.
Общая характеристика развития в юношеском возрасте.
Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента.
Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций.
Общее представление о Ψ кризисе и кризисной интервенции
Общее представление о воображении. Виды и функции воображения.
Общее представление о личности. Проблема развития личности.
Общее представление о мышлении. Виды мышле-ния и их характеристика.
Общение как интеракция
Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев
Общение со сверстниками в подростковом возрасте
Общие представления о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
Общие показатели развития (характеристики изменений, общие признаки и факторы развития).
Общие представления о психологическом кон-сультировании. Виды и методы психологическо-го консультирования.
Общлшение в младенчестве. Эмоционально-экспрессивная функция в общении
Основные достижения в жизни подростка
Основные достижения раннего возраста
Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте.
Основные итоги развития в зрелом возрасте.
Основные методологические принципы научной психологии.
Основные направления в психоаналитическом изучении ребенка: М. Клейн, А. Фрейд.
Основные направления деятельности психолога в социальной сфере.
Основные направления деятельности психолога в сфере образования.
Основные направления современной психотерапии (общий очерк).
Основные научные направления в психологии развития.
Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.
Основные подходы к юности в зарубежной психологии: Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюллер, Э. Эриксон.
Основные понятия американской психологии развития.
Основные понятия в американской психологии развития. Понятие социализации. Механизм приобретения нового опыта. Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка. Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.
Основные принципы генетического исследования психического развития. Понятия условий, источников и движущих сил психического развития.
Основные приобретения в развитии молодых людей.
Основные проблемы онтогенеза психики А.В.Запорожец
Основные стадии развития личности в онтогенезе.
Основные ступени в образовании понятий.
Особенности идентификации с собственным Я в юношеском возрасте
Особенности кризисов идентичности (на примере Сэма и морского пехотинца)
Особенности общения младших школьников.
Особенности общения со старшими в младшем школьном возрасте
Особенности половой идентификации в подростковом возрасте
Особенности работы психолога с учителями, родителями и детьми младшего дошкольного возраста
Особенности развития личности ребенка дошкольного возраста в ситуации депривации.
Особенности умственного развития в младшем школьном возрасте
Отечественные исследования периода ранней юности (Л.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович).
Отношения между сверстниками в социальных группах, их роль в развитии социальной идентичности юношества
Отрочество
Оформление кабинета психолога в школе.
Память
Память. Понятие, виды, процессы памяти. Условия рационального запоминания и воспроизведения материала. Развитие памяти в онтогенезе.
Память. Процессы памяти и их характеристика
Первые теории, объясняющие развитие
Переживание горя утраты
Переживание одиночества в старости
Переживания, связанные с мыслями о смерти
Периодизация когнитивного развития Ж. Пиаже.
Периодизация Л.С. Выготского
Периодизация психического развития 3. Фрейда.
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
Периодизация развития личности в теории Фрейда
Периодизация Эльконина
Подростковый возраст (от 11/12 до 16/17 лет).
Понятие ведущего вида деятельности. Периодизация Д.Б. Эльконина.
Понятие возраста и его виды. Возраст, кризисы и их роль в развитии до 17 лет.
Понятие о постоянстве объекта в концепции Ж. Пиаже.
Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности.
Понятие о развитии. Условия, факторы и движущие силы развития
Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка.
Понятие общения
Понятие операции. Особенности конкретных операций.
Понятие социализации в психоанализе и в теории Ж. Пиаже.
Понятие субъекта в концепции Ж. Пиаже.
Понятие субъекта в концепции Ж.Пиаже.
Понятие «групповая идентичность» и «эго-идентичность».
Понятие «модус органа» и «модальность поведения».
Понятие «психологическая диагностика»: основные категории психодиагностики.
Понятие «психологическая коррекция». Специфические черты психокоррекционного процесса.
Понятие «психологический диагноз» Его типы.
Понятия «ритуал» и «ритуализация».
Последовательность этапов в проведении диагностического обследования.
Потребности, их характеристика и классификация.
Почему исчезает эгоцентрическая речь?
Почему концепция Э.Эриксона называется эпигенетической.
Правила проведения тестового стандартизированного диагностического обследования.
Практическая психология старости
Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Предмет, задачи и методы педагогической психологии.
Предпосылки и условия психического развития по Мухиной
Пренатальное развитие: оплодотворение, периоды, тенденции развития. Влияние среда на пренатальное развитие.
Проблема изменения Я-концепции.
Проблема кризиса седьмого года жизни.
Проблема личности в гуманистической психологии.
Проблема нормативного развития (возрастные, статистические, социокультурные нормы).
Проблема обучения в теории Боулби
Проблема обучения и развития
Проблема обучения и развития в работах Выготского
Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития». Проблема сензитивных периодов.
Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Понятие «подросткового кризиса».
Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. СПОСОБНОСТЬ И ОДАРЕННОСТЬ.
Проблема среды и наследственности в развитии ребёнка.
Проблема «обучение и развитие» в работах Ж. Пиаже и его последователей.
Проблема «обучения и развития» в работах Ж.Пиаже и его последователей.
Проблемы акмеологии.
Проблемы одиночества в позднем возрасте
Проведение группового и индивидуального психологического обследования.
Продукты общения
Психические характеристики дошкольного возраста.
Психические характеристики младшего школьного возраста.
Психическое развитие ребенка в младенчестве.
Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.
Психическое развитие ребенка до 1 года.
Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, Э. Эриксон).
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет. Симптомы кризиса.
Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
Психологическая характеристика понятия «зрелая личность». Исследование периодов и задач взрослого развития.
Психологические аспекты педагогического общения. Психология педагогической отметки и оценки.
Психологические аспекты проблемы долголетия. Компенсаторные и защитные механизмы в период старости.
Психологические и педагогические подходы к пониманию Я-концепции.
Психологические основы воспитания и самовоспитания.
Психологические теории учения, их сравнительные характеристики и роль в организации эффективного обучения.
Психологическое консультирование как направление практической психологии
Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развития.
Психология семейных отношений
Психология дошкольного детства.
Психология зрелого и пожилого возраста
Психология новорожденности. Кризис новорожденности.
Психология поведения. Факты, законы, проблемы.
Психология развития
Психология установки. Экспериментальные исследования установки.
Психология шестилетнего ребенка. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Психология, её отрасли, отношение к другим наукам.
Развитие в период взрослости. Исследование периодов и задач взрослого развития.
Развитие высших психических функций в переходном возрасте
Развитие детского психоанализа в работах А.Фрейд. Защитные механизмы личности. Понятие социализации.
Развитие детского психоанализа в работах Анны Фрейд. Защитные механизмы личности. Понятие социализации.
Развитие личности в дошкольном возрасте
Развитие личности дошкольника: потребностио-мотивационная и эмоционально- нравственная сферы.
Развитие личности и деятельности на этапе взрослости.
Развитие личности среднего школьника.
Развитие нравственной сферы личности в дошкольном возрасте
Развитие познавательных процессов младшего школьника
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте.
Развитие рефлексии в юношеском возрасте
Развитие речи дошкольника.
Развитие речи и мышления в дошкольном возрасте
Развитие речи школьника.
Развитие Я-концепции в различные возрастные периоды.
Развитие Я-концепции и межличностные взаимоотношения в школе.
Различные представления о предмете психологии.
РАННЕЕ ДЕТСТВО
Раннее детство: воля быть собой.
Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.
Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений в американской психологии развития.
Роль действия в развитии мышления.
Роль деятельности в психическом развитии ребенка.
Роль общения в психическом развитии ребенка
Роль общества в развитии личности в концепции Э.Эриксона.
Самоопределение в собственной жизнедеятельности в период молодости.
Самосознание и самооценка.
Самосознание, самооценка, Я-концепция: соотношение понятий.
Свойства личности и самосознания на разных этапах онтогенеза.
Семья в жизни человека. Кризис среднего возраста
Сенсомоторный интеллект. Стадии и критерии интеллекта.
Символико-моделирующие виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка.
Системное и смысловое строение сознания.
Соотношение категорий личности, потребностей и самосознания
Социальная ситуация в жизни подростка
Социальная ситуация жизни в юношеском возрасте
Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста
Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу
Социогенетическая концепция психического развития и ее значение для психологии развития.
Социогенетические концепции психического развития (Н. Миллер, Дж. Доллар, Р. Сире, А. Бандура).
Специфика возрастных кризисов взрослых
Специфика обучения в дошкольном возрасте.
Специфика проведения клинического обследования ребенка.
Специфичность онтогенеза психики человека
Специфичность онтогенеза психики человека.
Средства общения
Стадии интеллектуального развития согласно Пиаже
Стадии развития в теории когнитивного развития Пиаже
Стадии развития личности в теории Эриксона
Старость и мудрость опыта жизни
Старость.Развитие старения, биол. Соц аспект старения
Стратегии и методы исследования психического развития ребенка.
Стратегии и методы исследования психического развития ребенка.
Стратегии эксперимента. Основные формы констатирующего эксперимента.
Стратегии эксперимента. Основные формы констатирующего эксперимента.
Стратегия наблюдения.
Стратегия формирующего эксперимента
Структура и динамика личности в классическом психоанализе.
Структура и формирование учебной деятельности. Мотивы учения на разных возрастных этапах.
Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже.
Структурный подход к исследованию психического развития К.Коффки. Психофизиологический метод исследования. Критический анализ взглядов Коффки в работах Выготского.
Ступени развития субъектности (по В.И. Слободчикову).
Теоретические и практические задачи детской (возрастной) психологии.
Теоретические и практические задачи детской психологии.
Теоретические и практические задачи психодиагностики.
Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Выготского для психологии.
Теории игры (К.Гроос, Ф.Бойтендайк). Проблемы детской игры в теориях: В.Штерна, 3.Фрейда, Ж.Пиаже, К.Коффки, К.Левина, Л.С. Выготского).
Теории научения (Б. Скиннер; И.П. Павлов; Дж. Уотсон; Э. Торндайк).
Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии (В.Штерн)
Теория конвергенции трех факторов (В. Штерн).
Теория культурно-исторического развития Выготского
Теория морального развития Л. Колберга.
Теория отделения/ индивидуализации М.Малер
Теория психосоциального направления Э. Эриксона.
Теория развития личности К. Юнга
Теория «трех ступеней» детского развития К.Бюлера. Закон перемещении удовольствия.
Теория «трех ступеней» детского развития.
Технология ведения консультативной беседы.
Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном возрасте.
Типичные проблемы психического развития детей в младшем школьном возрасте.
Типичные проблемы психического развития детей в раннем возрасте.
Типы развития. Специфика психического развития ребенка.
Типы развития. Специфика психического развития ребенка.
Условия, факторы и движущие силы психического развития.
Учебная деятельность в подростковом возрасте
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность школьников-подростков и особенности развития познавательных процессов.
Учение как ведущая деятельность младшего школьника. Отношение к учению и его динамика на протяжении школьного обучения. Развитие произвольности, самоконтроля и рефлексии.
Факторы и движущие силы развития психики в онтогенезе. Условия развития детей: внешние и внутренние.
Факторы и закономерности развития психики.
Факторы развития позитивной Я-концепции.
Факты Ж.Пиаже и их систематизация
Феноменология кризиса взрослости.
Феноменология кризиса детства.
Феноменология кризиса молодости.
Феноменология кризиса отрочества.
Феноменология кризиса юности.
Феноменология подростничества. Проблема ведущей деятельности и социальной ситуации развития в подростковом возрасте.
Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов в подростковом возрасте
Характеристика блоков возрастно-психологическогого анализа психического развития в детстве.
Характеристика кризиса новорожденности.
Характеристика личности в старости
Характеристика методологических принципов построения психологической диагностики.
Характеристика проективных методик и ограничения к их использованию.
Характеристика профессионально-этических принципов в психодиагностике.
Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.
Чем отличается понятие «социальная ситуация» от понятия «социальный фактор развития»?
Что понимается под ведущей деятельностью?
Что понимается под неравномерностью психического развития?
Что понимается под центральным возрастным новообразованием?
Школьный возраст: идентификация с задачей
Экзогенное направление: ранний бихевиоризм. Теория бихевиоризма Б. Скиннера. Стадии ритуализации по Э. Эриксону.
Экспериментальное изучение Я-концепции
Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».
Эмоционально - волевая сфера
Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как способ преодоления жизненных кризисов.
Эскапизм и аутизм в юности
Этапы развития обобщений у ребенка (Л.С. Выготский и Ж. Пиаже).
Эцентрическая речь
Юность (17/18-21/23)
Я-концепция в различных психологических теориях (Джемс, неофрейдизм, интеракционизм, гуманистическая психология).
Языковое развитие: этапы и условия раннего языкового и когнитивного развития.