Развитие высших психических функций в переходном возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Развитие высших психических функций в переходном возрасте обнаруживает чрезвычайно ясно и отчетливо основные закономерности, характеризующие процессы развития нервной системы и поведения.
Основные закономерности, наблюдающиеся в развитии нервной системы:
 сохранение в виде отдельных ступеней низших центров
 переход функций вверх
 эмансипация низших центров при заболевании — полностью находят соответствие и в истории развития психических функций.

ВОСПРИЯТИЕ:
• самая ранняя в истории развития психических функций ребенка
• существенного развития в этом возрасте не наблюдается, так как восприятие сформировано значительно раньше 12 лет
• на каждой возрастной ступени восприятие качественно изменяется
• в подростковом возрасте происходит сближение восприятия с мышлением и связь с речью
• происходит слияние наглядного впечатления и мышления, т.е. появляется «наглядное мышление»
• наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление и мышление в понятиях
• подросток осмысливает всю действительность в понятиях

ПАМЯТЬ:
• нет единого мнения о том, развивается ли память в период переходного возраста
• примитивное мышление опирается на мышление, память – на мышление
• у подростка за внешней видимостью образов памяти скрываются истинные понятия
• основное развитие заключается в сближении функции памяти и интеллекта
• тенденция к переходу к внутренней памяти (т.к. развивается внутренняя речь)
• память подростка освобождается от эйдетических наглядных образов
• вербальная память, запоминание в понятиях, непосредственно связанные с осмысливанием, анализом и систематизацией материала, выдвигаются на первый план

ВНИМАНИЕ:
• внимание интеллектуализируется (подчиняется интеллекту)
• внимание становится произвольным
• становится более длительным и активным
• большая концентрация внимания
• увеличение устойчивость
• расширение диапазона внимания
• носит опосредованный характер

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
• Речь и действие сближаются, и это имеет решающее значение и для действия, и для речи
• речь приобретает известные логические формы, интеллектуализируется только в силу того, что она отражает и сопровождает практические интеллектуальные операции ребенка
• Речевое мышление сперва должно возникнуть объективно и лишь потом субъективно. Сперва оно возникает в себе, а потом для себя.
• практическое мышление, приведя к интеллектуализации речи, само становится речевым. Оно вербализуется. Благодаря этому бесконечно расширяются его возможности.
• Двоякая опосредованность: с одной стороны, практическая деятельность опосредована орудиями в прямом смысле слова, с другой – в переносном: орудиями мышления, средствами, с помощью которых совершается интеллектуальная операция.
• отношения, существующие между памятью и интеллектом, сменяются на обратные. Воспринимать — значит мыслить видимое в понятиях, синтезировать конкретное и общее. Восприятие становится функцией мышления
• происходит окончательное разделение и развитие личности и мировоззрения ребенка
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.