Переживания, связанные с мыслями о смерти

Наука » Психология » Возрастная психология
Эмоциональные переживания прибли­жения смерти достаточно обширно пред­ставлены в философской и психологичес­кой литературе благодаря классическим тру­дам 3. Фрейда, К. Юнга, М. Хайдеггера, а также современным исследованиям С. Гро-фа и Д. Хэлифакса, Э. Кюблер-Росс, Р. Моу-ди, Л. Уотсона и других, однако мало из­вестно об этой сфере эмоционального бы­тия, когда смерть еще не «на пороге», но уже «не за горами».

Особый вклад 3. Фрейда и К. Юнга в та­натологию состоит в доказательстве того, насколько обширно представлены в подсо­знании мотивы, связанные со смертью, и как глубоко укоренились в эмоциональной сфе­ре воплощающие их переживания. Соглас­но К. Юнгу в нормальных условиях озабо­ченность проблемой смерти возникает в бо­лее поздние десятилетия жизненного пути. Становление индивидуальности, описанное К. Юнгом, приводит к психологической полноценности личности и включает в себя разрешение проблемы смерти (100).

Вопрос смерти занимал важное место в теориях экзистенциалистов, особенно в фи­лософии М. Хайдеггера: в проведенном им анализе существования кончина играет ключевую роль. Сознание бренности жизни и близости смерти неуловимо присутствует в каждом миге человеческого существования: жизнь — это «бытие, обращенное к смер­ти». Осознание смерти является постоян­ным источником напряженности и экзис-тенциональной тревоги, но оно также обра­зует фон, на котором само бытие и время приобретают более глубокий смысл. М. Хай-деггер считал смерть более важным явлени­ем, чем жизнь, ибо она, смерть, и дела­ет жизнь — жизнью, персонифицирует ее [цит. по (19)].

Согласно Э. Кюблер-Росс умирающие обычно проходят через пять стадий (45).

Первая из них — отрицание. Слова: «Нет, не я!» — самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смер­тельного диагноза. В зависимости от того, насколько человек способен взять события под свой контроль и насколько сильную поддержку ему оказывают окружающие, он преодолевает эту стадию легче или тяжелее.

Гнев, охватывающий больного при во­просе «Почему именно я?», характеризует вторую стадию. Умирающий изливает этот гнев на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завер­шения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чув­ства вовне.

Затем начинается стадия «торга»: боль­ной вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, быть по­слушным пациентом или примерным веру­ющим.

Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями на­зад.

После разрешения этого кризиса уми­рающий вступает в фазу депрессии. Вопро­сов он больше не задает. Он просто говорит себе: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать при мыс­ли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на кото­рой умирающий отрекается от жизни и го­товится встретить смерть, принимая ее как свой жизненный последний этап.

Это принятие смерти составляет финаль­ный этап жизни умирающего, когда он, как правило, смиренно ждет своего конца (45).

Можно предположить, что эти стадии проходит человек, которого смерть настига­ет внезапно, когда он еще полон жизненных сил и не готов к ней. В связи с проблемой старости возникает вопрос об универсаль­ности этих стадий (столь часто цитируемых в литературе о смерти и умирании). Суще­ствует немало свидетельств тому, что если пожилой человек имел достаточно времени для того, чтобы примириться с неизбежностью смерти, то мысли о кончине не нару­шают его душевного покоя (31, 54).

В своей знаменитой энциклопедии жиз­ни Г. Крайг (29) приводит многочисленные исследования, согласно которым пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно моло­дые, что люди, имеющие ясную цель в жиз­ни, меньше боятся умереть и что, по словам пожилых людей, они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием. Однако Г. Крайг указывает на неоднозначность этих выводов: хотя многие пожилые люди обычно утверждают, что смерть не вызыва­ет у них большой тревоги, не все разделяют это отношение к смерти. Индивидуальные различия в отношении к смерти у пожилых людей обусловлены их жизненными цен­ностями, адаптированностью к жизни, со­стоянием здоровья. Смерти боятся люди, не принявшие старость как возраст жизни, не адаптированные к ней, боятся смерти лю­ди, мучимые тяжкими недугами, боятся умирания как периода усиления страданий и беспомощности. Крайг приводит также немногочисленные данные о том, что по­жилых людей, физически здоровых, имею­щих планы на будущее и чувствующих себя хозяевами собственной жизни, смерть все же беспокоит. Однако большинство данных свидетельствует о том, что люди, психоло­гически хорошо адаптированные и достиг­шие целостности личности (в понимании Э. Эриксона), сообщают о низкой тревоге смерти (29).

Здесь уместно вспомнить высказывания самого Э. Эриксона по поводу возможнос­ти страха смерти. В своей книге «Детство и общество» он писал: «Только в том, кто не­которым образом заботится о делах и людях и адаптировался к победам и поражениям, неизбежным на пути человека... постепенно вызревает плод всех предшествующих семи стадий» (65, с. 376). Эриксон назвал его выс­шим уровнем эго-интеграции. Для обсуж­даемой здесь темы важно, что для достиже­ния высшего уровня эго-интеграции необ­ходимо сознание того, что жизнь есть лишь случайное совпадение одного жизненного единственного цикла с одним и только одним отрезком истории — при такой завершаю­щей консолидации смерть теряет свою му­чительность (мы назвали бы это экзистен-циональными переживаниями). Отсутствие или утрата этой накопленной интеграции эго выражается в страхе смерти: единствен­ный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчая­ние выражает сознание того, что времени осталось мало, слишком мало, чтобы попы­таться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности (65).

Это очень важная мысль находит все больше подтверждений в современной та­натологии. Работы С. Грофа и Р. Моуди подтверждают, что принятие жизни и смер­ти в целом не только снимает страх смерти, но и украшает поздние годы жизни, прида­ет им особый смысл, особые краски. При­няв неизбежность смерти, люди становятся более сосредоточены на состоянии своего разума, чем физического тела, в связи с чем они сами могут оказывать умиротворяющее воздействие на окружающих. Мысли о смер­ти вызывают у них стремление завершить незаконченные дела, позаботиться о близ­ких (41).

Большую роль в оттеснении и полной утрате страха смерти играет обзор собствен­ной жизни, подведение ее итогов, извлече­ние смысла (19, 45). Гроф указал на экзис­тенциальную важность подобного обзора и подчеркнул значимость того уникального взгляда на жизнь, к которому он приво­дит, — существование индивида становится завершенной структурой, что дает возмож­ность обрести или защитить те цели, кото­рые мыслились как главные. Ссылаясь на многих исследователей, Гроф показал, что жизненный обзор как экзистенциальное переживание может вылиться в чувство единства и связи с другими людьми, приро­дой, миром в целом, а также в чувство без­условной реальности высшего сознания и бесконечности существования души. Много­летние исследования диалектики жизни и смерти привели С. Грофа и мысли о том, что причина психологического значения смерти кроется не в осознании интеллектом факта бренности жизни и неизбежности кончины, а в существовании значимых хра­нилищ переживаний смерти в нашем под­сознании. Важно не осознание, а пережива­ние смерти, и это переживание не может быть только страхом, оно всемогуще значимо для жизни. В завершение известного труда «Человек перед лицом смерти» авто­ры приводят изречение Леонардо да Винчи. В час наступления кончины Леонардо под­вел итог своему отношению и той богатой и плодотворной жизни, которую он прожил, сказав: «Я думал, что я живу, но я только готовился умереть» (19, с. 239).

Жизнь всегда мыслится в соответствии со смертью, но человек способен это под­линно осознать лишь в старости. И у неко­торых стариков, которых можно назвать мудрыми, существование выходит на доста­точно широкую грань, отделяющую жизнь от смерти. Это совсем не то состояние, ко­торое наполнено заботой о хлебе насущном, о работе и отдыхе. Здесь заново оцениваются приоритеты жизни, теряют значение мелочи, возникает чувство освобождения от «нуж­ных» дел, усиливается сиюминутное ощу­щение жизни. Выход на эти экзистенциаль­ные переживания доступен немногим — П.Балтес выявил, что среди пожилых людей существует не более пяти процентов по-на­стоящему мудрых.

Среди отечественных ученых наиболее полно Н.Ф. Шахматов описал переживания стариков, связанные со смертью. На осно­вании обзора многочисленных эксперимен­тальных исследований он показал, что в ос­новной своей части пожилые люди не боят­ся и не избегают разговоров о собственной смерти (63). Беседа с пожилым человеком на эту тему не носит для него травмирую­щего характера (конечно, при условии соблюдения такта и осторожности). Пожилые люди внешне не проявляли интереса к во­просам смерти. Обычными их ответами на вопросы соответствующего рода были: «ста­раюсь не думать о смерти, какой в этом прок», «зачем думать о ней, какой в этом прок», «если буду чувствовать себя, как чув­ствую физически сейчас, готов жить сколь­ко угодно», «боюсь не смерти, а физических страданий, которые могут им сопутство­вать». В высказываниях, отражающих отно­шение старых людей к смерти, можно уви­деть личное решение основного вопроса, определяющего их жизненную позицию, — «живи, пока живется». «Несмотря на, каза­лось бы, наивный философский характер заключения, его значение не может быть преуменьшено, так как именно в этом мож­но увидеть итог жизненного личного Опыта. Малую актуальность мыслей о смерти или вообще отсутствие страха перед завершением жизни у пожилых людей отмечал Д. Мей-сон. Отношение к смерти находит свое вы­ражение в форме ожидания времени физи­ческого дискомфорта, боязни болезненных ощущений и предпочтения в данном случае смерти физическим страданиям. Какой-ли­бо прямой зависимости мыслей о смерти от соматических болезней в старости как буд­то бы не отмечается. Относительный харак­тер жизненных основных ценностей, по­стигаемый к концу жизни, распространяет­ся и на саму жизнь. Страх смерти, сама смерть в глубокой старости как бы теряют свое значение. От очень пожилых людей

нередко можно услышать заявления, что они устали жить, жизнь стала им безразлич­на. И.И Мечников приводит слова 93-лет­ней женщины, которая сказала ему: «Если ты доживешь до моего возраста, то увидишь, что смерть становится такой же потребнос­тью, как и сон». По-видимому, близко к этому стоит так называемое отвращение к жизни, которое, как отмечает С.Г. Жислин, в редких случаях может наблюдаться в глу­бокой старости. Подобное чувство, по мне­нию автора, не может рассматриваться как аффективное нарушение. Если указанные формы отношения к жизни и смерти со­ставляют крайние случаи, то общей оказы­вается тенденция к ослаблению силы в по­добных переживаниях на заключительных этапах психического старения» (63, с. 59).

В целом в своем известном труде «Пси­хическое старение» Н.Ф. Шахматов отразил переживание близости смерти в случаях нор­мального старения. Одним из психологи­ческих механизмов этого феномена являет­ся переживание «насыщения души жизнью» (удачная и красивая метафора К. Ясперса).

Как указывает С.А. Белоусов (8), крите­рий правильного устроения души, или, что одно и то же, духовной зрелости, — осознан­но принимать факт собственной конечности. Описанная выше двойственность — знание и отрицание знания, — столь свойственная человеческой натуре, должна быть преодо­лена. От двусмысленности человек призван прийти к простоте, ясности. Прислушав­шись к слову «простота», различим «рост».

Возрастание личности в духе приводит к простоте. Простота, собранность, трезве-ние, смирение — основополагающие поня­тия христианской духовности. Проникнув­шись ими, человек сможет жить осмысленно и уютно со знанием собственной смертнос­ти. Больше того, он получит право истин­ной свободы. Ведь для христианина свобо­да — это согласие с волей Божией, возмож­ность говорить Богу «да». Чтобы жить без страха, следует позволить Богу решить за нас прежде всего вопрос конца нашего зем­ного существования и с благодарностью принять Его «волю». Христианин верит в то, что его жизнь заканчивается в оптималь­ный для этого момент: самый благоприят­ный для спасения его души (8).

Человеку не следует спать в духовном смысле этого слова. Он должен быть от­крыт всему, что ждет его на пути. Психолог В.Франкл пишет о том, что без страдания и смерти жизнь не полна. Во всем необходи­мо обнаружить смысл. Как жить, так и уми­рать человек должен осмысленно. «В бесе­дах митрополита Антония Сурожского есть пронзительные слова: «Не важно — жив ты или мертв, важно, ради чего ты живешь или во имя чего ты умираешь». Но в чем же мы можем обнаружить смысл смерти? Во-пер­вых, она смиряет человека. Смирение есть единственная тональность речи для диалога с Богом. Творение осознает себя и свою по­требность во встрече с Творцом. Во-вторых, сознание смерти облагораживает жизнь, не позволяет человеку потерять себя в суете-.

В-третьих, смерть объединяет всех. Столк­нувшись со смертью, человек осознает свою причастность человечеству» (8, с. 60).

Итак, одним из значимых переживаний нормального старения является пережива­ние естественности смерти, ее значимости как неотъемлемой составляющей жизнен­ного процесса. Мудрого пожилого человека не страшат болезни и недужность, посколь­ку он постигает во внутреннем пережива­нии неизбежность ограничения существо­вания всего сущего, не впадая в уныние, не поддаваясь желанию остановить мгновения жизни. В поздних годах каждый человек об­ращается к вере: он начинает чаще ходить в церковь или вступает в непосредственный диалог с Богом через молитву. Возможно, эта вера не осознана и переживается как ощущение разлитости Бога в природе, как чувство, что жизнью руководит Разум, но не Хаос. Так или иначе, но в старости все переживают веру в бессмертие души (она переживаема, но не умопостигаема) и пото­му становятся мудрее. И это переживание во многом определяет другие характерные переживания позднего периода жизни.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.