Роль общения в психическом развитии ребенка

Наука » Психология » Возрастная психология
0 – 1 год.
ССР – РЕБ-ВЗР, ситуация «Мы».
Для ребёнка первого года жизни общение составляет неотъемлемую и важную часть его жизни. Поначалу ребёнок не различает себя и мать, но к концу первого года жизни у него формируется представление о перманентном объекте. Это происходит из-за того, что ребёнок постепенно «привыкает» к тому, что мать может временно отсутствовать, но он уже знает, что она обязательно вернётся. Общение является ведущим типом деятельности этого возраста.
Мать является источником удовлетворения потребностей ребёнка, где так же происходит непрерывное общение.
Психологические новообразования:
Способы реакции на предметы (+,-), происходит отрыв эмоционального состояния от предмета, негативизм (в результате фрустрации некоторых потребностей), аффективно-заряженные предметы, акт хватания, совместная речь с другим человеком (Выготский), перманентный Объект (Божович).
1 – 3 год.
ССР – РЕБ-ПРЕДМЕТ-ВЗР (совместные действия ребёнка и взрослого по поводу предмета).
Ведущим типом деятельности является предметно-орудийная. В результате манипуляций с Объектом при руководстве взрослого ребёнок начинает считать выполняемое им действие своим. Формируется феномен «Я – сам». Общение ребёнка и взрослого приобретает теперь дополнительные функцию – «помогающую» или «подсказывающую» как надо.
В этом возрасте развивается «человеческая» речь, которая играет важную функциональную роль – ребёнок научается с её помощью высказывать своё отношение к чему-либо, спрашивать и.т.п.
В кризисе 3-х лет проявляются: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие/своенравие, протест/бунт, обесценивание, стремление к деспотизму (1 реб), стремление к ревности (неск детей). Это бунт против авторитарного воспитания.
3 – 7 лет.
ССР – РЕБ-ВЗР, РЕБ-ВОСПИТ, РЕБ-РЕБ.
В этом возрасте общение приобретает ещё одну качественную окраску – оно становиться похожим на общение в том смысле слова, которое используется в отношениях взрослых людей. Общение представляет собой взаимоотношения с широким кругом разных по возрасту людей (в детсаду – сверстники, воспитательница…). У ребёнка появляются друзья и в отношениях с ними (в игре, напр) он научается учитывать не только своё мнение, но и мнение других.
В игре ребёнок научается играть «первые» социальные роли, играть по правилам и.т.п. Игра позволяет ребёнку сориентироваться в системе отношений между людьми.
В результате происходит формирование этических инстанций, соподчинение мотивов.
6 – 10 лет.
ССР – РЕБ-УЧИТ, РЕБ-ВЗР, РЕБ-РЕБ.
Происходит перестройка всех психических процессов. Ранее сформированная картина мира усложняется, качественно наполняется. Ребёнок обретает чувство ответственности (Я – ученик), пусть до конца неосознанное, привитое взрослыми.
Общение происходит со сверстниками. Здесь развивается система дифференциации – «Я с тобой дружу, потому что ты…», «я с тобой не дружу, потому что ты…». Ребёнок узнаёт, что такое дружба. Общение строится в школе и на улице в коллективных играх.
12 – 14 лет. 15 – 18 лет.
ССР – ПОДР-ПОДР. ССР – ПОДР-ПОДР, ПОДР-ВЗР.
Происходит органическое, половое и социальное созревание. Сильно выражена депривация потребностей – стремление стать взрослым и невозможность этого. Общение со сверстниками приобретает как никогда значимую роль в жизни ребёнка (уже подростка). Здесь ребёнок пытается обрести свою идентичность, поныть чего он стоит. Сверстники часто «помогают» ему в этом. Но ограничить общение со сверстниками – это значит не дать ребёнку возможность научиться социальным отношениям, способности строить доверительные отношения с обоими полами, научиться различать «плохое» и «хорошее» (не только в социальном плане). Подросток осваивает моральные нормы: отношения равенства, уважения друг к другу. Формируется самосознание, самооценка – анализ своих возможностей
К концу школьного возраста происходит профессиональное самоопределение.
Заключение. Генезис общения в онтогенезе рассматривается как процесс формирования человеческого общения на протяжении жизни индивида. Это развитие происходит постепенно, начиная с реакций сосредоточения, возникающих у младенца в первые дни жизни при контактах с матерью (появление примерно на четвертой недели жизни улыбки в ответ на ласку взрослого). К четырем месяцам у младенцев появляется целостная реакция - комплекс оживления. К концу первого года жизни у детей формируется общение, опосредствованное предметными действиями в форме совместной игры и манипуляций. В дошкольном возрасте постепенное овладение речью позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное общение. Общение ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни. Общение с взрослыми служит основным средством овладения ребенком историческим опытом человечества. Особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, благодаря чему сознание ребенка достигает качественно нового уровня развития.

Дефицит общения — снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.