Характеристика блоков возрастно-психологическогого анализа психического развития в детстве.

Наука » Психология » Возрастная психология
- Этапы клинико-психологического исследования:
1 — Формулировка клинической задачи. До знакомства с ребёнком. Беседа с педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками; определение социальных, материальных и культурных обстоятельств его жизни; ознакомление с состоянием физического здоровья. Составляется предварительный план исследования: выбор методик, их очередность.
2 — Беседа с пациентом. Оценка состояния памяти (ФИО, дата рождения; события прошлого и недавние события), внимания, состояния сознания (ориентировка во времени, месте и собственной личности). Выясняется отношение пациента к своему заболеванию, проблеме, разъясняется цель обследования. Оценка самочувствия, работоспособности, культурно-образовательного уровня.
3 — Проведение обследования (тестирование и пр.). В начале каждого задания – чёткая инструкция, соответствующая умственным способностям ребёнка.
4 — Составление заключения. Даётся характеристика психического состояния на основании полученных данных, отмечаются особенности поведения, отношение к исследованию, выделяются патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (темп реакций, истощаемость, устойчивость). В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома).
Возрастно-психологические периоды (по Эльконину):
1 – младенчество (0-1 год). Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение. Доминирует мотивационно-потребностная сфера.
2 – раннее детство (1 – 3 года). Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Освоение новых видов деятельности. Преобладает операционно-техническая сфера.
3 – дошкольное детство (3 – 6 лет). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, ребёнок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности. Доминирует мотивационно-потребностная сфера.
4 – младший школьный возраст (7 – 10 лет). Ведущая деятельность – учёба, осваиваются правила и способы учебных действий. Преобладает операционно-техническая сфера.
5 – подростковый возраст (10 –15 лет). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Оформляются смысловые ориентации на будущее, на взаимоотношения, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.
6 – ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. Освоение профессиональных навыков и умений. Преобладает операционная деятельность.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.