Психическое развитие ребенка в младенчестве.

Наука » Психология » Возрастная психология
Эльконин Даниил Борисович определяет возрастные рамки периода от 0 до 1 года.
Внутри этого периода можно выделить стадию новорожденности, которая заканчивается приблизительно к 2,5-3 месяцам и ее окончание ознаменовано возникновением «комплекса оживления».
Ребенок появляется на свет слабым и беспомощным существом и без помощи взрослого он не может выжить. У него отсутствует: терморегуляция, недостаточно отрегулирована деятельность ССС (частый Ps, поверхностное дыхание); деятельность полушарий головного мозга плохо развиты, основная роль принадлежит подкорковым центрам.
Жизнь ребенка зависит от матери и общение со значимым взрослым приводит к появлению комплекса оживления: - гуление; - моторная деятельность; - мимические реакции.
Без общения комплекс оживления не возникает.
Центральное новообразование кризиса новорожденности – индивидуальная психическая жизнь. Жизнь новорожденного становиться индивидуальным существованием, отделенным от материнского организма, жизнью, вплетенную в социальную жизнь окружающих людей.
Младенец растет интенсивно. Рост за год увеличивается в 1,5 – 2 раза вес в 3 раза.
Развиваются все психические процессы, в первую очередь восприятие (главная ведущая функция).
1. Восприятие. Активное развитие сенсорных систем.
- 1 мес. – у ребенка появляется следящее движение глаз: сначала в горизонтальной плоскости, а затем по вертикали.
- 2 мес. – появляется круговое движение глаз и зрительное сосредоточение: фиксация взгляда на объекте.
- 3 мес. – фиксация взгляда увеличивается до 7-8 минут и ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой. Начинает различать простейшие яркие цвета.
- 4 мес. – заканчивается совершенствование зрительного и слухового аппарата. Ребенок получает удовольствие от зрительных и слуховых впечатлений.
- 4-5 мес. – начинает отличать своих от чужих, т.е. общение со взрослым приобретает избирательный характер.
- Во 2-м полугодии – общение ради общения, уступает место общению по поводу предметов и перерастает в совместную деятельность ребенка и взрослого – ситуативно-деловое общение (Лисина).
2. Двигательные навыки. Быстро формируются двигательные навыки, активность рук, хватательные движения.
- 3-4 мес. – ребенок тянется к предметам, захватывает их рукой. Акт хватания протекает под контролем зрения. Благодаря хватанию возникает и восприятие пространства – пространство вытянутой руки.
- С 6 мес. – сидит, и его пространственные возможности увеличиваются.
- К 7 мес. – движения руки начинают приноравливаться к особенностям захватываемых предметов.
- Во 2м полугодии – появляется новый способ воздействия на взрослых – указательный жест. Выготский этот жест назвал «жестом направленным на другого – «жестом связи», предшественником слова. Начинается сотрудничество ребенка со взрослым.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.