Память

Наука » Психология » Возрастная психология
Память является наиболее изученным познавательным процессом в старости. Как отмечал Н.Ф. Шахматов (63), интерес к па­мяти обусловлен тем, что особое отноше­ние к прошлому составляет значительную часть жизни старого человека. В литературе широко обсуждается это явление. Отноше­ние к прошлому составляет основу субъек­тивных переживаний за счет того, что в этом возрасте настоящее и будущее менее кон­структивны, чем в прошлые годы. Воспо­минания занимают особое место в психическом статусе пожилого человека (63). По­ложительная эмоциональная окраска вос­поминаний прожитой жизни — это важней­ший момент аффективной жизни пожилых. Актуализация прошлого опыта, «уход в про­шлое» занимают отчетливое место в стар­ческой психике, как при благоприятных формах психического старения, так и при собственно возрастных психических рас­стройствах позднего возраста.

Резкое ухудшение памяти является по­казателем сенильных деменций. Однако здо­ровые старые люди, то есть люди без при­знаков деменций или других расстройств когнитивной сферы, также переживают из­менения в области памяти, хотя эти изме­нения более тонкие и менее опасные, чем в случае деменций. Концепции ухудшения памяти обычно опираются на клинические данные, и специалист должен различать мяг­кие изменения, характерные для нормаль­ного старения, и более грубые и обширные проблемы, связанные с деменциями.

Исследований изменения памяти в ста­рости много, но они сложны и противоре­чивы (149). По сравнению с исследованиями интеллекта (и особенно мудрости), которые учитывают жизненный контекст, исследо­вания памяти базируются в основном на лабораторных исследованиях. Эти традици­онные исследования, оценивающие возрас­тные изменения памяти, вызывают ряд воз­ражений. Во-первых, они уделяют мало вни­мания соотнесению эмпирических данных, полученных лабораторным путем, и фак­тов, отслеженных в реальной жизни. В связи с этим становится затруднительным оп­ределение того, какой вид памяти связан с возрастными изменениями (если какой-ли­бо вообще связан). Во-вторых, наибольшее количество фактов получено на основе ис­следования памяти методом возрастных по­перечных срезов. Таким образом, многие вопросы относительно объема, характера и этиологии возрастных ухудшений памяти могут быть отнесены отчасти за счет когортного эффекта.

В старости ухудшение может иметь мес­то в любом виде памяти. Информация мо­жет быть пропущена в сенсорном регистре, может оказаться непереработанной в рабо­чей памяти, может не достичь хранилища, может разложиться в хранилище или могут возникнуть проблемы с извлечением следов информации.

Дефицитарность в системе сенсорного запечатления (сенсорного следа) немного увеличивается с возрастом (142), однако функциональная значимость этого измене­ния минимальна. Сенсорное запечатление следует отличать от сенсорного функцио­нирования (ощущения и восприятия), ухуд­шение которого вносит существенный вклад в перестройку когнитивных функций в ста­рости. В частности, дефицитарность в об­ласти ощущений затрудняет обучение и за­поминание, поскольку информация не вос­принимается или неточно воспринимается на входе (149).

Что же касается кратковременной памя­ти, то возрастные изменения ее объема не были выявлены. Однако в случаях нормального старения была обнаружена дефици­тарность в области оперативной (рабочей) памяти; эта дефицитарность коснулась про­блемы переработки информации (127). При этом при выполнении простого задания, которое требует минимального изменения материала (например, запоминание цифр), возрастных ухудшений не обнаружили. Ис­следования оперативной памяти рядом ав­торов (127,128) позволили сделать вывод о том, что серьезные возрастные изменения проявляют себя тогда, когда требуется зна­чительная переработка информации на вхо­де, когда пожилому человеку одномоментно предъявляется большой объем информа­ции, когда материал сложен и им необходи­мо манипулировать.

Самые существенные возрастные изме­нения были обнаружены в долговременной памяти. В классическом исследовании (135) сравнивались результаты тестирования ста­рых и молодых людей в задании запомина­ния серии слов в условиях: 1) воспроизве­дения; 2) узнавания (узнавание — как вы­бор правильного слова среди альтернатив). Результаты обнаружили возрастные разли­чия в воспроизведении, но не в узнавании. Авторы предположили, что старые люди имеют ухудшение не в утилизации новой информации, но в извлечении следов из долговременной памяти. Эти и последую­щие исследования (111) подтвердили тот факт, что у стариков остаются более сохран­ными процессы узнавания по сравнению с процессами воспроизведения. Полученные данные могут быть использованы при разработке методов коррекции легких наруше­ний памяти у пожилых людей.

Различия в узнавании и воспроизведе­нии у старых людей являются важным сви­детельством того, что когнитивные ресурсы, необходимые для переработки информа­ции, снижаются с возрастом. Были получе­ны данные, согласно которым возрастные различия оказываются более выраженными при выполнении заданий, которые предпо­лагают меньше подсказок, намеков и дру­гой помощи извне (так называемой «под­держки среды») в процессе заучивания и извлечения следов из долговременной па­мяти. Задания на узнавание предполагают большие возможности внешней помощи, и старые люди выполняют их лучше (84). По­зитивное влияние внешней помощи обна­руживается и при заучивании серии слов и проявляется при этом в облегчении группи­ровки слов в категории. Вероятно, старые люди испытывают затруднения в использо­вании мнемотехники, группировки, орга­низации и осмыслении материала для пос­ледующего его запоминания, и им требова­лась для этого внешняя помощь. В то же время они лучше справляются с ситуация­ми, включающими автоматические процес­сы. Любое увеличение сложности запоми­наемого материала в первую очередь за­трудняет процессы долговременной памяти у стариков. Эти данные позволили исследо­вателям сделать вывод о том, что произ­вольное запоминание затруднительнее для стариков, чем непроизвольное (95).

Скорость переработки информации является другим важным источником возраст­ных различий. Старые люди справляются с заданием намного хуже, когда информация предъявляется быстрее или когда интервал времени, данный для воспроизведения, ко­роче (127). Если контролировать скорость предъявления материала или ослабить вре­менные лимиты для воспроизведения, воз­растные изменения в области памяти можно значительно нивелировать. Отвлечение вни­мания, волнение в процессе выполнения задания в большей мере оказывают влияние на стариков, чем на молодых.

Существует относительно мало исследо­ваний воспоминаний у старых людей, вос­произведения событий далекого прошлого. Старые люди воспроизводят исторические события так же хорошо или лучше, чем мо­лодые люди (81), возможно, потому, что в прошлом у них было больше времени для ознакомления с информацией. Исследова­тели изучали ответы на вопросы об извест­ных политиках и артистах. Старым и моло­дым людям задавали вопросы, касающиеся идентификации информации об этих зна­менитых людях. Если испытуемый не мог назвать имя, его спрашивали: «Может быть, ответ «крутится у вас на языке» (то есть, может быть, вы знаете ответ, но не можете его сейчас припомнить)?» Когда испытуе­мому казалось, что он знает ответ, испытуе­мый (старый или молодой) мог выбрать правильное имя из большого списка имен. Старые люди в большей степени, чем моло­дые, имели такие ответы (которые «крутят­ся на языке»), но они также имели больший объем знаний, чем молодые. Авторы на ос­нове этих исследований (104) выдвинули предположение о том, что эффективность воспроизведения старой информации у по­жилых людей так же высока, как у моло­дых, принимая во внимание тот факт, что они дольше хранили эту информацию в па­мяти, а следовательно, имели больше вре­мени для ее сортировки.

Очень интересны данные о том, как ста­рые люди сами оценивают свои способности. Этот аспект памяти назван «метапамять» и включает в себя знания и оценку людьми памяти. Старые люди отмечают многие про­блемы, связанные с памятью (86). Но то, что люди говорят о своей памяти, может не быть надежным индикатором дефицитар-ности. У здоровых пожилых людей связь субъективной оценки памяти и реальной деятельности крайне незначительна. Но это было получено методом поперечных срезов, то есть старые люди, оценивавшие свою па­мять, делали сравнения с тем, какой она была в прошлом, а исследователь оценивал их ответы по тестам, проводимым в настоя­щее время.

Депрессии существенно влияют на то, как люди оценивают свою память. Депрес­сии обуславливают негативные оценки себя и своих способностей. Среди стариков и да­же молодых жалобы на снижение памяти обычно коррелировали с депрессией, а не с актуальной дефицитарностью в области па­мяти (86,149).

Вопрос о характере и величине возраст­ных изменений памяти может быть прояс-

нен при исследовании влияния тренировки на процессы памяти. Сам факт улучшения выполнения в результате тренировки по­зволяет предположить, что по крайней мере часть дефицитарности, наблюдаемой в ста­рости, обусловлена обратимыми фактора­ми. Были использованы и оценены разные стратегии тренировки памяти (например, разбивка списков слов на категории, стра­тегия использования зрительных ассоциа­ций — таких, как их подчеркивание или со­единение). Они дали очень хорошие резуль­таты (149). Сочетание обучения релаксации с обучением мнемотехнике является самой лучшей стратегией улучшения памяти по­жилых (149).

Наиболее интересные исследования по тренировке памяти были проведены Балте-сом с сотрудниками (70, 74, 139). Эти ис­следования использовали подход «testing the limits», который дает возможность ис­следовать величину пластичности или по­тенциала для улучшения памяти пожилых людей, а также лимиты, налагаемые про­цессом старения. Молодые и старые люди обучались использовать классическую мне­мотехнику, согласно которой новый мате­риал ассоциировался со знакомым местом или категорией. Затем их просили исполь­зовать мнемотехнику для запоминания спис­ка цифр или слов. Все (старые и молодые) испытуемые были способны выучить очень длинные списки слов. Если же условия за­поминания значительно затруднялись (на­пример, возрастала скорость предъявления новых единиц для запоминания), молодые люди оказывались в значимом преимущест­ве по сравнению со стариками. Эти данные позволяют сделать следующие выводы: 1) спо­собность к запоминанию относительно плас­тична у стариков; 2) старость накладывает некоторые ограничения на выполнение за­дания в стрессовых условиях или в услови­ях помех.

В целом возрастные изменения памяти в старости естественны. И здоровые старые люди должны ожидать, что они могут не вспомнить слово или имя и что им потребу­ется больше времени на заучивание новой информации. Но старые люди могут успеш­но использовать целый набор практических способов улучшения памяти (например, ор­ганизацию заучиваемой информации, ис­пользование мнемотехник, профилактику отвлечения или стрессов при заучивании нового материала и отведение большего времени для заучивания или воспроизведе­ния материала) (149).

Наиболее полный и системный анализ исследований памяти пожилых людей был проведен Г. Крайг (29). Им мы закончим раздел о памяти.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.