Стадии развития в теории когнитивного развития Пиаже

Наука » Психология » Возрастная психология
Стадии развития.
1. Стадия сенсо-моторного интеллекта. От рождения до 2 лет.
Выстраивание собственных схем физических действий (стояние, хватание, нанесение ударов), чтобы установить контакт с окружающим миром.
1) Использование рефлексов. От рождения до 1 месяца.
Схемой действия может быть образ действия, обеспечивающего контакт с окружающей средой (разглядывание, хватание, удары руками, ногами).
Первые схемы состоят из врожденных рефлексов (сосательный). Рефлексы предполагают определенную пассивность. Организм проявляет активность лишь в случае, когда появляется что-то, что его стимулирует.
2) Первичные циркулярные реакции. От 1 до 4 месяцев.
Ц. реакция происходит, когда ребенок производит какое-либо действие и пытается его повторить. На этой стадии происходит активное «связывание вместе» разных действий и схем. (сосание руки, неудача, повторные попытки > неудача > новая схема)
На 1 и 2 стадии Малыш не имеет представления об объектах вокруг них.
ПР.: если удалить объект из поля зрения ребенка, то он некоторое время еще смотрит туда. Если объект не появляется, то ребенок переключает внимание на что-либо другое, не делая попытки найти объект.
3) Вторичные циркулярные реакции. От 4 до 10 месяцев.
Воспроизведение интересных действий вне своего тела. Продление интересных зрелищ.
Проявляется интерес к окружающему миру, начинают лучше понимать постоянство объектов. Если объект исчез из поля зрения, то они ищут его, могут найти спрятанный объект. Если его на некоторое время убирают в сторону, то после короткой паузы они способны его найти. Может быть найден только тот объект, который связан с его действием. Не может найти объект, который полностью спрятан и не взаимодействовал с ребенком.
4) Координация вторичных схем. От 10 до 12 месяцев.
Малыш научается координировать 2 независимые схемы, для достижения результата. Вырабатываются базовые категории восприятия пространства и времени.
Ребенок может найти полностью спрятанный объект. Но! Может удерживать лишь одну связку. (пункты А и Б)
5) Третичные циркулярные реакции. От 12 до 18 месяцев.
Дети начинают экспериментировать с различными действиями с целью получения различных результатов (струя воды в ванной).
Дети могут проследить за рядом перестановок, если видят, как мы их выполняем. Следуют точно за объектом (мяч > стол > стул > дверь; ребенок за мячом > стол > стул > дверь).
6) Начало мышления. От 18 месяцев до 2 лет.
Дети – маленькие ученые. Все открытия совершают вследствие непосредственного воздействия. Прогресс детей можно увидеть в их попытках имитации. Они способны также на отложенную имитацию (увидеть сейчас, повторить дня через 2). Значит у ребенка в сознании могут храниться внутренние представления некой модели.
Ребенок способен проследить невидимые перестановки, проследить траеторию движения объекта и придти в «пункт назначения».
2. Дооперациональная стадия. От 2 до 7 лет.
Дети научаются мыслить, используя символы и внутренние образы. Мышление нелогично, несистематично, слишком отлично от мышления взрослых.
Ребенок способен совершать хорошо организованные и систематические действия, позволяющие ему контактировать с окружающей средой. С-м навыки используются на протяжение всей жизни, но дооп. Период отмечен важной переменой в жизни ребенка.
Дети начинают использовать символы, используют один объект или действие для представления другого отсутствующего. (Увидев лоскуток, похожий на подушку, девочки начали на него укладываться.)
Учатся реконструировать события прошлого.
Дети учатся понимать сохранение постоянства объектов (жидкость, количество, классифицирование).
Две подстадии.
НА первой подстадии ребенок не понимают законы сохранения. Ребенок ориентируется лишь на один параметр.
На второй подстадии ребенок делает шаги в сторону понимания принципа сохранения, но еще не овладевает им. Ориентируется уже на два параметра, но не учитывает их одновременно. Не осознает, что изменение одного параметра компенсирует второй.
Ребенок сначала утверждает, потом пониамет, что сам себе противоречит > начинает сомневаться > осознает принцип сохранение.
Эгоцентризм
Дети не способны учесть другую т.з.
Анимизм – одушевления предментов
Сновидения
Сначала: сны – реальность. Затем сны видимы для всех, сны приходят извне. Затем осознание нереальности снов (от родителей, либо самостоятельно)
3. Стадия конкретных операций. От 7 до 11 лет.
Овладение способностью мыслить систематично. Но только в случае, когда могут опираться на конкретные объекты и действия.
Ребенок может использовать все три типа доводов Основа – логические операции
4. Стадия формальных операций. От 11 лет до зрелости.
Овладение способностью мыслить систематически в абстрактном и гипотетическом плане. Начинают оперировать более отвлеченными, абстрактными понятиями (любовь, свобода, справедливость)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.