Возрастная психология

Психология [родительский раздел]

Cтатьи :
Самосознание и самооценка.
Понятие о развитии. Условия, факторы и движущие силы развития
Понятие возраста и его виды. Возраст, кризисы и их роль в развитии до 17 лет.
Развитие речи и мышления в дошкольном возрасте
Возрастные кризисы
Возрастная периодизация
Периодизация Л.С. Выготского
Периодизация Эльконина
Актуальные проблемы психологии развития и возрастной психологии.
Задачи и принципы психологии развития и возрастной психологии.
Биогенетические концепции психического развития (Ст. Холл; А. Гезел; А.Термен; К.Бюлер).
Детская и генетическая психология. Предмет,объект и методы исследования.
Теория «трех ступеней» детского развития.
Специфичность онтогенеза психики человека.
Стратегии эксперимента. Основные формы констатирующего эксперимента.
Теоретические и практические задачи детской психологии.
Типы развития. Специфика психического развития ребенка.
Стратегии и методы исследования психического развития ребенка.
Основные понятия американской психологии развития.
Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений в американской психологии развития.
Понятие о постоянстве объекта в концепции Ж. Пиаже.
Этапы развития обобщений у ребенка (Л.С. Выготский и Ж. Пиаже).
Классические факторы развития и их анализ в концепции Ж.Пиаже.
Понятие субъекта в концепции Ж. Пиаже.
Проблема «обучение и развитие» в работах Ж. Пиаже и его последователей.
Интуитивное (дооперациональное) мышление в концепции
Структура и динамика личности в классическом психоанализе.
Характеристика кризиса новорожденности.
Кризис семи лет
Символико-моделирующие виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка.
Младший школьный возраст. Нижняя граница 6-7 лет, верхняя 10-11 лет.
Особенности общения младших школьников.
Особенности работы психолога с учителями, родителями и детьми младшего дошкольного возраста
Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
Оформление кабинета психолога в школе.
Подростковый возраст (от 11/12 до 16/17 лет).
Юность (17/18-21/23)
Кризис юношеского возраста (19лет)
Идея отделения от семьи в юношеском возрасте.
Кризис среднего возраста или 30 лет
Начало периода зрелости. (30-55 лет).
Кризис середины жизни
Теории научения (Б. Скиннер; И.П. Павлов; Дж. Уотсон; Э. Торндайк).
Социогенетические концепции психического развития (Н. Миллер, Дж. Доллар, Р. Сире, А. Бандура).
Теория конвергенции трех факторов (В. Штерн).
Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, Э. Эриксон).
Когнитивные теории (Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. Кольберг).
Культурно - историческая концепция Л. С. Выготского. Периодизация развития.
Условия, факторы и движущие силы психического развития.
Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка.
Кризисы возрастного развития.
Возрастная периодизация жизненного цикла человека - общая характеристика.
Периодизация психического развития 3. Фрейда.
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
Периодизация когнитивного развития Ж. Пиаже.
Пренатальное развитие: оплодотворение, периоды, тенденции развития. Влияние среда на пренатальное развитие.
Критерии окончания кризиса новорожденности. Физическое и моторное развитие младенца.
Языковое развитие: этапы и условия раннего языкового и когнитивного развития.
Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет. Симптомы кризиса.
Когнитивное развитие в дошкольные годы.
Развитие речи дошкольника.
Игра: виды и влияние на развитие ребенка.
Развитие личности дошкольника: потребностио-мотивационная и эмоционально- нравственная сферы.
Кризис семи лет: его сущность и особенности.
Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.
Развитие речи школьника.
Научение и мышление в процессе школьного обучения.
Развитие личности среднего школьника.
Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Понятие «подросткового кризиса».
Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Акселерация и ее социально-психологические последствия.
Основные подходы к юности в зарубежной психологии: Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюллер, Э. Эриксон.
Отечественные исследования периода ранней юности (Л.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович).
Развитие в период взрослости. Исследование периодов и задач взрослого развития.
Развитие личности и деятельности на этапе взрослости.
Психологическая характеристика понятия «зрелая личность». Исследование периодов и задач взрослого развития.
Проблемы акмеологии.
Кризисные периоды на этапе взрослости.
Значение жизненного пути личности, ее биографии в решении психологических проблем ' староста.
Психологические аспекты проблемы долголетия. Компенсаторные и защитные механизмы в период старости.
Почему концепция Э.Эриксона называется эпигенетической.
Понятие «групповая идентичность» и «эго-идентичность».
Особенности кризисов идентичности (на примере Сэма и морского пехотинца)
Значение кризисов идентичности для развития личности
Понятие «модус органа» и «модальность поведения».
Понятия «ритуал» и «ритуализация».
Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.
Роль общества в развитии личности в концепции Э.Эриксона.
Развитие Я-концепции и межличностные взаимоотношения в школе.
Понятие общения
Самосознание, самооценка, Я-концепция: соотношение понятий.
Факторы развития позитивной Я-концепции.
Экспериментальное изучение Я-концепции
Проблема изменения Я-концепции.
Развитие Я-концепции в различные возрастные периоды.
Психологические и педагогические подходы к пониманию Я-концепции.
Я-концепция в различных психологических теориях (Джемс, неофрейдизм, интеракционизм, гуманистическая психология).
Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев
Продукты общения
Развитие высших психических функций в переходном возрасте
Воображение и творчество подростка
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
РАННЕЕ ДЕТСТВО
Кризис 7 лет
ИДЕНТИЧНОСТЬ
Отношения между сверстниками в социальных группах, их роль в развитии социальной идентичности юношества
Соотношение категорий личности, потребностей и самосознания
Основные стадии развития личности в онтогенезе.
Ступени развития субъектности (по В.И. Слободчикову).
Свойства личности и самосознания на разных этапах онтогенеза.
Средства общения
Жизненный цикл: эпигенез идентичности.
Младенчество: развитие узнавания
Раннее детство: воля быть собой.
Детство: антиципация ролей.
Школьный возраст: идентификация с задачей
Отрочество
За идентичностью
Возрастная психология по Фрейду
Практическая психология старости
Характеристика личности в старости
Переживания, связанные с мыслями о смерти
Переживание горя утраты
Переживание одиночества в старости
Память
Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как способ преодоления жизненных кризисов.
Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.
Факты Ж.Пиаже и их систематизация
Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
Типы развития. Специфика психического развития ребенка.
Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии (В.Штерн)
Теория «трех ступеней» детского развития К.Бюлера. Закон перемещении удовольствия.
Теории игры (К.Гроос, Ф.Бойтендайк). Проблемы детской игры в теориях: В.Штерна, 3.Фрейда, Ж.Пиаже, К.Коффки, К.Левина, Л.С. Выготского).
Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Выготского для психологии.
Теоретические и практические задачи детской (возрастной) психологии.
Структурный подход к исследованию психического развития К.Коффки. Психофизиологический метод исследования. Критический анализ взглядов Коффки в работах Выготского.
Стратегии эксперимента. Основные формы констатирующего эксперимента.
Стратегия формирующего эксперимента
Стратегия наблюдения.
Стратегии и методы исследования психического развития ребенка.
Специфичность онтогенеза психики человека
Специфика обучения в дошкольном возрасте.
Системное и смысловое строение сознания.
Сенсомоторный интеллект. Стадии и критерии интеллекта.
Роль общения в психическом развитии ребенка
Роль действия в развитии мышления.
Развитие детского психоанализа в работах Анны Фрейд. Защитные механизмы личности. Понятие социализации.
Развитие детского психоанализа в работах А.Фрейд. Защитные механизмы личности. Понятие социализации.
Основные проблемы онтогенеза психики А.В.Запорожец
Леонтьев А.Н. «К теории развития психики ребенка»
Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта.
Виды взрослости в подростковом возрасте.
Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».
Детская и генетическая психология: предмет, объект и методы исследования.
Детство как предмет науки. Причины возникновения детской психологии.
Ж.Пиаже Как дети образуют математические понятия.
Ж. Пиаже. «Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждения и рассуждения ребенка»
Ж.Пиаже: «Теория Пиаже»
Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. (Эльконин, Леоньтев)
Значение межкультурных исследований для решения задач детской психологии.
Вопрос об отношении обучения и развития ребенка в школьном возрасте
Критический анализ ранних работ Ж.Пиаже. Л.С.Выготский: теоретический, экспериментальный и методологический анализ ранних идей Ж.Пиаже. Ответ Ж.Пиаже Л.С.Выготскому.
Кризис юношеского возраста в концепции Э.Эриксона. Синдром социальной патологии идентичности.
Кризис семи лет
КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Концепция развития в бихевиоризме и методы исследования научения. ( И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер/Законы научения Л.С. Выготский о концепции Э. Торндайка).
Классический психоанализ З.Фрейда. Основные понятия, структура и динамика личности. Стадии психосексуального развития.
Классические факторы развития (созревание, эмпирический опыт, социальное окружение) их анализ в концепции Пиаже
Исходные принципы и основные направления исследований интеллекта развития в ранних работах Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода.
Исторический анализ понятия детства.
Интуитивное (до операторное) мышление по Пиаже.
Игра и психическое развитие ребенка.
Выготский Л.С. Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже
Л.С. Выготский. «Вопросы детской (возрастной) психологии». (Главы: «Проблема возраста»; «Младенческий возраст»; «Кризис первого года жизни»; «Ранний возраст»; «Кризис трех лет»; «Кризис семи лет»)
Выготский Л.С. "Обучение и развитие в дошкольном возрасте"
Гальперин П. Я.: концепция поэтапного формирования умственных действий.
Общая характеристика кризисов развития. Значение кризисов в психическом развитии ребенка.
Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте.
Понятие операции. Особенности конкретных операций.
Понятие социализации в психоанализе и в теории Ж. Пиаже.
Основные понятия в американской психологии развития. Понятие социализации. Механизм приобретения нового опыта. Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка. Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.
Основные принципы генетического исследования психического развития. Понятия условий, источников и движущих сил психического развития.
Основные ступени в образовании понятий.
Стадии интеллектуального развития согласно Пиаже
Понятие субъекта в концепции Ж.Пиаже.
Эцентрическая речь
Проблема «обучения и развития» в работах Ж.Пиаже и его последователей.
Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития». Проблема сензитивных периодов.
Проблема среды и наследственности в развитии ребёнка.
Роль деятельности в психическом развитии ребенка.
Психология развития
Общие показатели развития (характеристики изменений, общие признаки и факторы развития).
Научные и прикладные задачи психологии развития.
Критерии оценки теорий развития. Отношения в системе «Субъект – среда».
Основные научные направления в психологии развития.
Первые теории, объясняющие развитие
Экзогенное направление: ранний бихевиоризм. Теория бихевиоризма Б. Скиннера. Стадии ритуализации по Э. Эриксону.
Основные направления в психоаналитическом изучении ребенка: М. Клейн, А. Фрейд.
Теория психосоциального направления Э. Эриксона.
Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже.
Теория морального развития Л. Колберга.
Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.
Направление саморазвития (Р.Лернер, личностный контроль развития, критические жизненные события).
Кризис индивидуальной жизни.
Факторы и закономерности развития психики.
Психология новорожденности. Кризис новорожденности.
Психология дошкольного детства.
Игра как ведущий вид деятельности.
Феноменология кризиса детства.
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
Психология шестилетнего ребенка. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Основные приобретения в развитии молодых людей.
Феноменология кризиса отрочества.
Закономерности развития в юношеском возрасте.
Феноменология кризиса юности.
Самоопределение в собственной жизнедеятельности в период молодости.
Феноменология кризиса молодости.
Закономерности развития взрослого человека.
Феноменология кризиса взрослости.
Закономерности развития в стадии зрелости.
Основные итоги развития в зрелом возрасте.
Закономерности развития в стадии старости.
Изменения личности старого человека.
Понятие «психологическая диагностика»: основные категории психодиагностики.
Понятие «психологический диагноз» Его типы.
Проблема нормативного развития (возрастные, статистические, социокультурные нормы).
Музыкотерапия. Возможности применения в детском возрасте.
Классификация психических свойств и личностных черт.
Характеристика методологических принципов построения психологической диагностики.
Характеристика профессионально-этических принципов в психодиагностике.
Критерии эффективности практической работы психодиагноста.
Теоретические и практические задачи психодиагностики.
Классификация психокоррекционных мероприятий.
Понятие «психологическая коррекция». Специфические черты психокоррекционного процесса.
Последовательность этапов в проведении диагностического обследования.
Правила проведения тестового стандартизированного диагностического обследования.
Специфика проведения клинического обследования ребенка.
Характеристика блоков возрастно-психологическогого анализа психического развития в детстве.
История развития ребенка (психологический анамнез): понятие, содержательная характеристика.
Типичные проблемы психического развития детей в раннем возрасте.
Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном возрасте.
Типичные проблемы психического развития детей в младшем школьном возрасте.
Метод практической коррекции: арттерапия. Общая характеристика метода.
Базовый диагностический инструментарий для изучения особенностей познавательной сферы в дошкольном возрасте.
Базовый диагностический инструментарий для изучения особенностей познавательной сферы в младшем школьном возрасте.
Диагностические методики для изучения психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Диагностические методики для изучения особенностей интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте.
Диагностические методики для изучения особенностей интеллектуального развития в младшем школьном возрасте.
Диагностические методики для изучения межличностных отношений в детской группе.
Диагностические методики для выявления особенностей личностной сферы ребенка.
Проведение группового и индивидуального психологического обследования.
Характеристика проективных методик и ограничения к их использованию.
Возможности использования библиотерапии и танцевальной терапии в коррекционной работе с детьми.
Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми.
Воображение. Понятие, виды, приемы. Особенности развития воображение в дошкольном возрасте.
Понятие ведущего вида деятельности. Периодизация Д.Б. Эльконина.
Факторы и движущие силы развития психики в онтогенезе. Условия развития детей: внешние и внутренние.
Критические и стабильные периоды. Характеристика, сходства и различия. Роль в развитии ребенка.
Внимание. Понятие, виды, свойства внимания. Функции внимания и развитие его у детей.
Память. Понятие, виды, процессы памяти. Условия рационального запоминания и воспроизведения материала. Развитие памяти в онтогенезе.
Кризис трех лет. Перестройка социальных отношений.
Предпосылки и условия психического развития по Мухиной
Методы возрастной психологии
Стадии развития в теории когнитивного развития Пиаже
Стадии развития личности в теории Эриксона
Проблема обучения в теории Боулби
Культурно-историческая концепция Выготского
Проблема обучения и развития в работах Выготского
Периодизация развития личности в теории Фрейда
Теория развития личности К. Юнга
Теория отделения/ индивидуализации М.Малер
Врожденные особенностии тенденции развития новорожденного
Общая характеристика деятельности манипулирования
Младенчество. Общая характеристика
Общлшение в младенчестве. Эмоционально-экспрессивная функция в общении
Основные достижения раннего возраста
Идентификация и обособление в общении дошкольника
Развитие личности в дошкольном возрасте
Особенности развития личности ребенка дошкольного возраста в ситуации депривации.
Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу
Особенности общения со старшими в младшем школьном возрасте
Особенности умственного развития в младшем школьном возрасте
Личность ребенка младшего школьного возраста
Социальная ситуация в жизни подростка
Основные достижения в жизни подростка
Кризис в подростковом возрасте. Эскапизм и аутизм в отрочестве
Общение со сверстниками в подростковом возрасте
Особенности половой идентификации в подростковом возрасте
Учебная деятельность в подростковом возрасте
Социальная ситуация жизни в юношеском возрасте
Значение развития притязаний на признание в юношеском возрасте
Особенности идентификации с собственным Я в юношеском возрасте
Развитие рефлексии в юношеском возрасте
Эскапизм и аутизм в юности
Личность взрослого человека
Специфика возрастных кризисов взрослых
Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста
Кризис идентификации со своей внешностью и физическим Я в позднем возрасте
Личность в пожилом и старческом возрасте
Проблемы одиночества в позднем возрасте
Старость и мудрость опыта жизни
Когда поведение становится произвольным?
Почему исчезает эгоцентрическая речь?
Когда появляются простейшие формы самосознания?
В каком возрасте повышается уровень тревожности?
Чем отличается понятие «социальная ситуация» от понятия «социальный фактор развития»?
Что понимается под ведущей деятельностью?
Что понимается под центральным возрастным новообразованием?
Какой механизм лежит в основе эмоциональной регуляции поведения?
В каком возрасте появляется контекстная речь?
Когда должно появится чувство компетентности?
Для какого периода характерна личностная нестабильность?
Что понимается под неравномерностью психического развития?
Эмоционально - волевая сфера
Кризис 7 лет: основные симптомы. Адаптация ребенка к школе.
Законы развития
Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского.
Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности.
Феноменология подростничества. Проблема ведущей деятельности и социальной ситуации развития в подростковом возрасте.
Общая характеристика развития в юношеском возрасте.
Психическое развитие ребенка до 1 года.
Развитие нравственной сферы личности в дошкольном возрасте
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте.
Проблема кризиса седьмого года жизни.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Закономерности общения, межличностных и внутри групповых отношений дошкольников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИ-СТИКА ВОЛЕВЫХ ПРО-ЦЕССОВ.
Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций.
Социогенетическая концепция психического развития и ее значение для психологии развития.
Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развития.
Структура и формирование учебной деятельности. Мотивы учения на разных возрастных этапах.
Основные направления современной психотерапии (общий очерк).
Движущие силы, источники и условия психического развития ребенка.
Общие представления о психологическом кон-сультировании. Виды и методы психологическо-го консультирования.
Психология зрелого и пожилого возраста
Психические характеристики младшего школьного возраста.
Психологические аспекты педагогического общения. Психология педагогической отметки и оценки.
Основные направления деятельности психолога в сфере образования.
Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Психологические основы воспитания и самовоспитания.
Учебная деятельность школьников-подростков и особенности развития познавательных процессов.
Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.
Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
Проблема обучения и развития
Психологические теории учения, их сравнительные характеристики и роль в организации эффективного обучения.
Психические характеристики дошкольного возраста.
Предмет, задачи и методы педагогической психологии.
Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
Основные направления деятельности психолога в социальной сфере.
Общие представления о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
Психология семейных отношений
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. СПОСОБНОСТЬ И ОДАРЕННОСТЬ.
Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов в подростковом возрасте
Психическое развитие ребенка в младенчестве.
Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом.
Психология поведения. Факты, законы, проблемы.
Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация.
Проблема личности в гуманистической психологии.
Различные представления о предмете психологии.
Общее представление о личности. Проблема развития личности.
Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента.
Общее представление о воображении. Виды и функции воображения.
Общее представление о мышлении. Виды мышле-ния и их характеристика.
Психология установки. Экспериментальные исследования установки.
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
Потребности, их характеристика и классификация.
Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.
Основные методологические принципы научной психологии.
Индивид, индивидуальность, личность, теория личности.
Виды памяти
Психология, её отрасли, отношение к другим наукам.
Старость.Развитие старения, биол. Соц аспект старения
Житейская и научная психология. Этапы психологии
Семья в жизни человека. Кризис среднего возраста
Методологические основы
Зрелый возраст, самооценка
Теория культурно-исторического развития Выготского
Взаимоотношения в юношеском возрасте
В профессиональное самоопределение в юношеском возрасте особенности выбора профессии
Память. Процессы памяти и их характеристика
Учение как ведущая деятельность младшего школьника. Отношение к учению и его динамика на протяжении школьного обучения. Развитие произвольности, самоконтроля и рефлексии.
Развитие познавательных процессов младшего школьника
Психологическое консультирование как направление практической психологии
Консультативный контакт
Дошкольник(с 3 до 7) – новообразования
Консультативный беседа как метод психологической помощи, этапы
Технология ведения консультативной беседы.
Общее представление о Ψ кризисе и кризисной интервенции
Общение как интеракция
Малые группы
Игровая терапия
Детерминированность психического развития ребенка