Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Вопрос о возрасте, как и вопрос о периодизации ПР является очень сложным в психологии.
Возраст – периоды в жизни детского развития, относительно замкнутые и имеющие свою структуру и динамику (Выготский).
Возраст – конкретная ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Фельдштейн).

По Выготскому:
Хронологический возраст – характеризует время жизни в годах, месяцах, днях.
Психологический возраст – указывает на достигнутый к этому моменту уровень психического развития.
Аспекты возраста:
1. Возможности развития – психофизиологическое развитие.
2. Социальные нормы – культурноисторические нормы общества.
3. Ожидания общества касаемые поведенческого компонента.
Возраст нельзя понять без категории развития и периодизации.
Категории возрастной психологии – 1. возраст; 2. развитие; 3. периодизация.
* Блонский в психическом развитии выделяет периоды: литические (плавные, спокойные) и критические (периоды скачков).
В литические периоды происходит накопление, суммирование нового, а в критические периоды это накопление приводит к скачку на новый этап, ступень развития.
* Выготский в своей концепции возраста выделил структуру возраста (относил к детскому развитию).
Структура возраста по Выготскому:
1. Социальная ситуация развития то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа, обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественные новообразования, возникающие к его концу.
На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное положение в социальной среде, определяемое: ожиданиями общества и потребностями самого ребенка. Когда эти условия соблюдены, говорят о благополучном психическом развитии. Ожидание общества делиться на 2 аспекта: реальные потребности общества и отношение общества к ребенку, наложение на него социальных норм. На каждом этапе меняется потребностная сфера и ожидания общества.
Он выделил 2 единицы анализа социальной ситуации развития:
деятельность (можно наблюдать);
переживания (внутренний план, разные люди эту ситуацию переживают по разному).
2. Кризис – это переходный период от одного возрастного этапа к другому.
Структура кризиса (фазы): 1. предкритическая (кризис набирает силу); 2. собственно критическая; 3. посткритическая (спад кризиса).
Возрастные границы возрастов считал Выготский выделить четко невозможно. Началом критического периода предлагает считать полгода до кризиса, концом – 6 месяцев после кризиса. Развитие ребенка по отношению к сверстникам и по отношению к самому себе очень индивидуальны. Могут быть вплоть до наложения кризиса одного на другой. Кризис необходимая веха в психическом развитии ребенка.
3. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой происходит формирование новообразований возраста.
Возраст всегда начинается с новой социальной ситуации развития. Возникает кризис в потребностномотивационной сфере между потребностями и возможностями. Основными являются 2 сферы: эмоциональнопотребностная (общение); операциональнопотребностная (техническая деятельность: игра, учение).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.