Теории игры (К.Гроос, Ф.Бойтендайк). Проблемы детской игры в теориях: В.Штерна, 3.Фрейда, Ж.Пиаже, К.Коффки, К.Левина, Л.С. Выготского).

Наука » Психология » Возрастная психология
1) К. Гроос.
Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:
а) у высших животных есть врожденное стремление к деятельности,
б) у высших живых существ прирожденных реакций недостаточно для выполнения слож-ных жизненных задач,
в) в жизни каждого высшего существа есть детство, т. е. период развития и роста, когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь,
г) это время детства имеет целью сделать возможным приобретение приспособлений, необ-ходимых для жизни, но не развивающихся непосредственно из прирожденных реакций,
д) унаследованные реакции в связи с импульсивной потребностью в деятельности сами стремятся к проявлению и таким образом сами дают повод к новоприобретениям, так что над прирожденной основой образуются приобретенные навыки,
е) выработка приспособлений приводится при помощи прирожденного человеку стремле-ния к подражанию в теснейшую связь с привычками и способностями старшего поколения,
ж) там, где развивающийся индивидуум в указанной форме из собственного внутреннего побуждения и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.
Минусы: описал лишь биологическое значение игры, но не ее сущность; не ставит игру в центр развития; натуралистический подход к игре человека (ребенка).

2) Ф. Бойтендайк.
а) Инстинктивные формы деятельности, так же как и нервные механизмы, лежащие в их основе, созревают независимо от упражнения. Подготовительные упражнения существуют, но когда они являются таковыми, то не являются игрой.
б) Особенности динамики поведения, характерные для периода детства - ненаправлен-ность, двигательная импульсивность, патическое отношение к действительности и робость — при известных условиях приводят молодое животное и ребенка к игре.
в) В основе игры лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения. Три исходных влечения, приводящих к игре: влечение к освобождению, влечение к слиянию, тенденция к повторению. Игра возникает при столкновении указанных первоначальных влечений с веща-ми, являющимися частично знакомыми благодаря особенностям динамики молодого животного.
г) Игра есть всегда игра с чем-либо. Играют только с вещами, которые «играют» с самим играющим, т.е. играют только с предметами, которые вызывают ориентировочную реакцию.
Минусы: особенности динамики молодого организма и основные жизненные влечения не могут быть основанием игры: натуралистический подход; игра в своей исходной форме есть не что иное, как проявление ориентировочной деятельности.

3) В.Штерн.
Игра есть инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное пред-варительное упражнение будущих серьезных функций. Штерн, разделяя взгляды Грооса, вно-сит в них некоторые дополнения. Этих дополнений три: первое — представление о прежде-временности созревания способностей; второе — признание игры особым инстинктом; третье — необходимость для подготовки созревающих способностей интимного соприкосновения их с впечатлениями внешнего мира. Внешний фактор окружающей среды доставляет исключительно возможные материалы и образцы для игр, то, что служит для подражания, но только внутренний фактор инстинкта игры определяет, когда и как выйдут из них действи-тельные подражания.
Минусы: усугубляет ошибки Грооса, связанные с непониманием принципиального отли-чия развития детей от развития детенышей животных.

4) З.Фрейд.
Детство это период непрерывных травм, а игра есть единственное средство овладения (пу-тем повторения) теми невыносимыми переживаниями, которые несут с собой эти травмы. Иг-ра выступает как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов, кото-рыми чревато детство.
Сами по себе предметы, так же как и роли, которые в более старшем возрасте берет на себя ребенок, безразличны — лишь бы они давали возможность чрезвычайно субъективного сим-волического воспроизведения смысла ситуации
Игра находится под влиянием желания, доминирующего в их возрасте, — стать взрослыми и делать так, как это делают взрослые.
Минусы: теория игры исходит из представления о детстве как о периоде непрерывных травматических ситуаций; сама форма игры возникает на основе тех же механизмов, которые лежат в основе снов и неврозов взрослых; пансексуализм.

5) Ж..Пиаже.
Сначала для ребенка существует единый мир — это субъективный мир аутизма и желаний, затем под влиянием давления со стороны мира взрослых, мира реальности, возникают два ми-ра — мир игры и мир реальности, причем первый имеет для ребенка более важное значение. Этот мир игры есть нечто вроде остатков чисто аутистического мира. Под давлением мира реальности происходит вытеснение и этих остатков, и тогда возникает как бы единый мир с вытесненными желаниями, приобретающими характер сновидений или грез.
Игра — это прежде всего простая ассимиляция, функциональная или воспроизводящая. Иг-ра - это такая эгоцентрическая ассимиляция, в которой используется особый язык символов, создающий возможность ее наиболее полной реализации.
Один из критериев игры - освобождение от конфликтов. Конфликты эти порождаются столкновением индивидуальной свободы и подчинения и в действительной жизни могут быть разрешены только путем подчинения, бунта или сотрудничества. В игре «я» берет за себя реванш либо путем ликвидации проблемы, либо тем, что решение становится приемлемым. Это происходит в результате ассимиляции, благодаря преобладанию которой «я» подчиняет себе весь мир и именно поэтому освобождается от конфликтов.
Ж. Пиаже выделяет три основные, связанные в один ряд структуры игры: игры-упражнения, символические игры и игры с правилами. Все они являются формами пове-дения, в которых преобладает ассимиляция; их различие в том, что на каждом этапе развития действительность ассимилируется разными схемами.
Минусы: биологическая концепция, ребенок должен жить в раздвоенном мире — в своем мире и в мире взрослых, рассматривает роль игры в развитии мышления слишком узко, игра - чисто эгоцентрическая деятельность.

6) К.Коффка.
Принимает концепцию двух миров. Из неудовлетворенности первичных желаний ребенка и возникает детский мир субъективности, аутизма и воображения.
Развитие ребенка представляется как механическое вытеснение миром взрослых детского мира. Ребенок врастает в мир взрослых, будучи враждебен ему; ребенок формируется сам в своем мире, а структуры из мира взрослых просто вытесняют детские структуры и становятся на их место.
Минусы: субъективный мир ребенка и мир объективности с самого начала противопостав-лены друг другу; детский мир представляется как мир изначально существующих желаний, которые не удовлетворяются.

7) К.Левин.
а) Психическая среда человека дифференцируется на слои с различной степенью реально-сти. План реальности - это план фактов, существование которых не зависит от личных жела-ний человека. А к ирреальным слоям относится мир фантазии и снов. Этот слой отличается большей динамичностью. В этих слоях гораздо легче преодолеваются трудности.
б) Возможны переходы из одного плана в другой.
в) Эти положения одинаковы как для взрослых, так и для детей. Однако для психологиче-ской среды ребенка характерно, что, во-первых, дифференциация различных степеней реаль-ности у детей выступает не так отчетливо и, во-вторых, что переходы от уровня реальности к уровню ирреальности совершаются легче.
г) Основным механизмом перехода от слоев различной степени реальности к ирреальным слоям является замещение. Хотя в игровой ситуации замещение одного предмета другим про-исходит значительно легче, чем в серьезной ситуации, и игровая ситуация обладает некоторы-ми признаками, свойственными ирреальным слоям, ее следует представлять как особую об-ласть в реальном слое, которая отличается от других областей тем, что обладает свойствами большей динамичности и текучести, характерными для ирреальных слоев, и тесной взаимной связью с некоторыми структурами ирреальных слоев «жизненного пространства» определен-ной личности.
Минусы: нет попыток выяснить психологическую природу игры или определить ее значе-ние для психического развития.

8) Л.С.Выготский.
Игра ребенка направлена на будущую деятельность социального характера. Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит ее в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями.
а) Игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов.
б) Центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» си-туации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке.
в) Всякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и наоборот.
г) В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия.
д) Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а с подчинением правилу, заключенному в роли.
е) Игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.