Ступени развития субъектности (по В.И. Слободчикову).

Наука » Психология » Возрастная психология
Ступени развития субъектности

I. Оживление
Рождение— 12 месяцев

П. Одушевление
11 месяцев — 6,5 лет

III. Персонализация
5,5 лет— 13-18 лет

IV. Индивидуализация
17-21 год — 31 -42 года

V. Универсализация
39-45 лет — 62 года

На первой ступени (оживление) родившийся ребенок вместе с родным взрослым начинает строить общение, вначале не опос­редствованное культурными орудиями, предметами и знаками. Главным событием этой ступени развития субъекта является ос­воение собственной телесной индивидуальности; основное при­обретение данной ступени — синтез человеческого тела и его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, дей­ственных измерениях.

На второй ступени (одушевление) ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы обще­ния. Прямохождение и речь становятся способами первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъек­тивности. Эта ступень лавинообразного овладения культурны­ми навыками и способностями названа ступенью одушевления, потому что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений.

На третьей ступени (персонализация) партнером растущего человека становится общественный взрослый, персонифициро­ванный в таких социальных ролях, как учитель, мастер, настав­ник и другие, с которыми подростки осваивают правила деятель­ности во всех сферах социально-культурного бытия. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным ав­тором собственной биографии, принимает персональную ответ­ственность за свое будущее, уточняет границы идентичности внутри совместного бытия с другими людьми.

На четвертой ступени (индивидуализация) партнером моло­дого человека может стать все человечество, с которым взросле­ющий человек вступает в отношения, опосредствованные систе­мой общественных ценностей и идеалов. Присвоение и индиви­дуализация общественного набора ценностей в контексте личностной позиции человека составляют суть этой ступени раз­вития субъекта общественных отношений. Эта ступень поэтому и названа ступенью индивидуализации. Обособляясь от оценок окружающих, преодолевая ограничения собственных групп принадлежности, человек становится ответственным за собственную самость, которая до того зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.

Пятая стадия (универсализация) предполагает выход за пре­делы развитой индивидуальности, который одновременно пред­ставляет собой вхождение в пространство сверхчеловеческих, эк­зистенциальных ценностей. Партнером в построении и осмысле­нии универсального события является человечество в его надкультурном качестве, то, что было и будет (в терминологии В.И. Слободчикова, Богочеловечество). Таким образом, этот подход прослеживает онтогенез личности в аспекте развития ее субъектности — способности быть автором собственной жизни в ее разноуровневых проявлениях с различными социальными партнерами.

Подход к описанию личности основан на использовании термина «психологическое пространство личнос­ти», которым мы обозначаем субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность человека и ох­раняемый им физическими и психологическими средствами. Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми че­ловек себя отождествляет (территория, предметы, привязаннос­ти, установки). Они становятся значимыми для субъекта, когда приобретают личностный смысл и соотносятся с его потребнос­тями. Психологическое пространство — это эмпирическое поня­тие, которое возникло на пересечении феноменологического и средового подходов в психологии. Задачи формирования друже­ственной развивающей среды ребенка должны обязательно при­нимать в расчет возрастную сензитивность к разным измерени­ям психологического пространства, чтобы развивающееся само­сознание находило в объективном мире свое подтверждение, а личность укрепляла автономию — в противном случае можно говорить о депривации психологического пространства и нару­шении его границ. Оно может быть описано несколькими изме­рениями, соответствующими той части реальности, персонализируя которую человек расширяет область своей субъектности. Это следующие измерения: физическое тело, мир вещей (предметов), территория, привычки (временная, режимная организа­ция жизни), социальные связи и ценности.

В онтогенезе эти измерения проявляются в следующей по­следовательности. Сначала ребенок овладевает собственным те­лом (это начинает происходить на протяжении младенчества, когда он учится пользоваться собственными органами и отделять себя от материнской груди). Затем ребенок учится действиям с предметами и начинает идентифицировать себя с ними (это ран­нее детство, когда ребенок начинает считаться с границей, окру­жающей «валентные» предметы; в тот же период времени он ис­пользует особо значимые «переходные» объекты, которые, соглас­но психоанализу, позволяют ему отделить «Я» от «не Я»). С началом ходьбы ребенок открывает персональную территорию, но осваивать ее начинает несколько позже; сензитивность к тер­риториальности усиливается в подростковом возрасте, когда ре­бенок начинает претендовать на неприкосновенность собствен­ного письменного стола, комнаты и так далее. По мере расшире­ния способности общаться со сверстниками у ребенка появляются личные социальные связи (друзья), которыми он начинает доро­жить; это приходится примерно на старший дошкольный — млад­ший школьный возраст и также усиливается в подростковом воз­расте. Предпочтение режимных привычек начинает появляться в дошкольном возрасте и проявляется в притязаниях на установ­ление собственного порядка действий («Сначала я, а потом ты!») и сопротивлении привычному образу жизни («Я хочу досмотреть этот фильм!»). Измерение психологического пространства, вклю­чающее ценности (т.е. вещи, явления, привязанности, идеологию, определяемую ребенком по собственному вкусу), также начина­ет формироваться в дошкольном возрасте и достигает своей куль­минации в подростковом по мере включения ребенка в субкуль­туру.

Нарушение суверенного психологического пространства при­водит к нарушению прочности границ контакта подрастающего ребенка с миром, в появлении компенсации, интроекциях (некри­тичном следовании установкам, данным другими людьми) и про­екциях (стремлении «расширить» себя, неадекватно наделяя мир вокруг собственными психологическими качествами). Суверен­ность психологического пространства — важное условие разви­тия ответственного сознательного субъекта.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.