Топливно-энергетический комплекс

Наука » География » Экономическая география
Отраслевая структура ТЭК. Структура топливного баланса России и развитых зарубежных стран. Современный уровень развития. Сырьевая база ТЭК — главные добывающие бассейны. Экспортная ориентированность нефтяной и газовой отраслей. Переработка и транспортировка нефти, газа и угля. Единая энергосистема России. Размещение электростанций по регионам. Первичный и вторичный рынки электроэнергии.
Основные проблемы и перспективы развития ТЭК России. Значение ТЭК для экономики России.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)— сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования. В его состав входят топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнергетика, тесно связанные со всеми отраслями хозяйства. Характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных высоковольтных линий и трубопроводов (для транспорта сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа), образующих единые сети.
От развития ТЭК во многом зависят динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь промышленности. Вместе с тем приближение к источникам топлива и энергии — одно из главных требований территориальной организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных, в том числе промышленных, комплексов, определяя их специализацию на энергоемких производствах. Россия — единственная среди крупных промышленно развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена топливно-энергетическими ресурсами, но и в значительных размерах экспортирует топливо и электроэнергию. Велика ее доля в мировом балансе топливно-энергетических ресурсов, например, по разведанным запасам нефти — около 10%, природного газа — более 40%, угля — свыше 50%.
Россия находится на первом месте в мире по добыче природного газа, занимает третье место по добыче нефти (после США и Саудовской Аравии) и каменного угля (после КНР и США), четвертое — по производству электроэнергии (после США, КНР и Японии).

Характеристика современного положения российского хозяйства

Наука » География » Экономическая география
Экономическое районирование России. Структура хозяйства. Методы экономико-географического обоснования размещения производства. Принципы рационального размещения производства. Вклад России в мировой ВВП, мировое промышленное производство, мировую добычу полезных ископаемых. Структура экономики: первичный, вторичный, третичный секторы. Промышленность групп А и Б, добывающая и перерабатывающая.
Формирование многоукладной экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства. Экономические зоны, районы, территориально-производственные комплексы, межрегиональные ассоциации и объединения, специальные экономические зоны.
Особенности пространственной организации российской экономики. Факторы (сырьевой, топливно-энергетический, водный, транспортный, потребительский, трудовой) размещения производства.
Комплексное развитие хозяйства, рациональное территориальное разделение труда, выравнивание уровней экономического и социального развития районов, эффективное использование трудовых ресурсов, сохранение и улучшение экологических условий жизни населения — основные принципы рационального размещения производства и их применение в условиях современной России.
Методы экономической оценки специализации регионов: индексные и объемные. Выбор оптимального размещения производства, отрасли.
Хозяйство России в целом отличается монолитностью, взаимодействием образующих его отраслей производственной и непроизводственной сфер, единством экономического пространства. В современных условиях его характеризуют следующие особенности:
1) глубокие перестроечные процессы, осуществление радикальных экономических реформ, переход к рыночным отношениям;
2) преодоление кризисной ситуации в экономике с последующей стабилизацией экономического и социального развития;
3) усиливающаяся значимость социальных и экологических аспектов, социальная ориентация экономики;
4) крупные масштабы материального производства, ведущая роль промышленности;
5) опора на собственные природные, материальные и трудовые ресурсы;

Трудовые ресурсы

Наука » География » Экономическая география
Экономическая оценка трудового потенциала России. Место России в мировом народонаселении. Численность, плотность, половой, возрастной состав населения России. Расселение. Современная демографическая ситуация. Городское население, города-миллионеры, городские агломерации. Демографический прогноз. Рынок труда. Характер безработицы. Трудодефицитные, трудоизбыточные и трудообеспеченные регионы. Дифференциация доходов населения по районам. Перспектива развития рынка труда.
По численности населения (145 млн. человек в 2001 г.) Россия занимает седьмое место в мире после Китая (около 1275 млн.), Индии (около 1 млрд.), США (около 280 млн.), Индонезии (215 млн.), Бразилии (170 млн.) и Пакистана (160 млн.). В самом начале XXI в. Россию должны обогнать по числу жителей еще две страны — Бангладеш и Нигерия.
От бывшего СССР в России остался 51% населения, в том числе в европейской части (включая Урал) — 57%, а в азиатской — 47%. В результате Россия по числу жителей стала несколько более «европейской» страной. В европейской части СССР проживали 71% населения, а в европейской части России — почти 4/5 (78%). По территории доля азиатской части России осталась такой же, как была в СССР, — 75%.
Из 208 млн. человек, проживавших в европейской части бывшего СССР, России «досталась» большая часть — 116 млн. В азиатской части ситуация другая: из 82 млн. жителей бывшего СССР России «осталось» лишь 32 млн.
Доля России в населении мира составляет 2,7% (а по площади суши — 11,5%). Доля населения европейской части России во всем населении Европы — 18% (а в территории Европы — 42%). В Азии доля азиатской части России — лишь 1% населения, но — 29% территории.
По данным Первой всероссийской переписи 1897 г, численность населения в пределах современных границ Российской Федерации составляла 67,5 млн. человек из 124,6 млн. всего населения Российской империи. Перед Первой мировой войной (в 1913 г.) население России составило уже около 90 млн. человек. На протяжении последующих десятилетий социальные потрясения несколько раз приводили к снижению численности населения России — демографическим кризисам.

Природные условия и ресурсы России

Наука » География » Экономическая география
Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала России. Особенности географического положения России и изменение ее экономико-географического положения после распада СССР. Природные условия (рельеф, климат, природные зоны) и их влияние на хозяйственную деятельность. Природные ресурсы (минеральные, водные, лесные, биологические, земельные, рекреационные) и их экономическая оценка.
Запасы минеральных ресурсов: балансовые, забалансовые, разведанные, прогнозные, общегеологические.
Понятие, оценка и структура природно-ресурсного потенциала России.
Российская Федерация (РФ) — Россия — самое крупное по размерам территории государство мира. Ее границы охватывают восточную часть Европы и северную часть Азии, таким образом, по географическому положению Россия является евразийской страной.
Россия занимает площадь 17,1 млн. км2 , что почти в 2 раза больше, чем КНР или США. По населению (около 146 млн. человек) находится на седьмом месте в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.
Крайняя северная точка страны — мыс Флигели на о. Рудольфа в составе архипелага Земля Франца-Иосифа (81° 5' с. ш.), а на материке — мыс Челюскин (77° 43' с. ш.), крайняя южная — на границе с Азербайджаном (41° 10' с. ш.), крайняя западная — на границе с Польшей у Гданьского залива на территории анклава, образованного Калининградской областью РФ (19° 38' в. д.), крайняя восточная — о. Ратманова в Беринговом проливе (169° 02' з. д.), а на материке — мыс Дежнева на Чукотке (169° 40' з. д.). Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т.е. находится в средних и высоких широтах. В этом отношении аналогом среди зарубежных стран может служить только Канада.
Максимальное расстояние между западными (не считая Калининградской области) и восточными рубежами — 9 тыс. км, между северными и южными — 4 тыс. км. В пределах РФ находится 11 часовых поясов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Наука » География » Экономическая география
Понятие предмета и цели курса. Определение экономической географии и региональной экономики. Исторические этапы развития знаний о предмете. Место «Экономической географии и региональной экономики» в системе других наук.
Основные понятия курса: регион, район, географическая среда, географическое разделение труда, отрасль, специализация, интеграция, районирование, субъекты Российской Федерации, товарные рынки, секторы экономики.
Основные теории экономической географии и регионалистики: географического детерминизма, экономического районирования, мальтузианства, устойчивого экономического развития.
Экономическая (социально-экономическая) география — это комплекс научных дисциплин, составляющих обществоведческий блок географии в целом. Будучи по основным параметрам наукой общественной, она относится к географическим наукам, поскольку изучает экономические и социальные процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.
Экономическая и социальная география, опираясь, с одной стороны, на законы развития общества, а с другой — на законы природы, занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа — население — хозяйство». Предельный объект ее исследований — антропогенная (техногенная) сфера географической оболочки Земли (географической среды) с теми или иными пространственными структурами, обусловленными взаимодействием общества и природы (ноосфера В.И. Вернадского). Более конкретными объектами служат пространственные структуры населения, природопользования и хозяйства, складывающиеся под влиянием географического (территориального) разделения труда на различных иерархических уровнях — от локального и регионального до глобального.

География

Наука » География
Оглавление


Характеристика планеты Земля
Глобус
Географические координаты
Виды географических карт
Способы ориентирования на местности
Литосфера
Гидросфера
Атмосфера
Биосфера
Виды почвы
Виды осадков
Виды облаков
Роза ветров
Часовые пояса
Что такое расы?
Арктический и антарктические пояса
Умеренный пояс
Тропический и субтропический пояса
Экваториальный и субэкваториальный пояса
Тундра
Лесотундра
Тайга
Степь
Лесостепь
Пустыня
Евразия
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия
Антарктида
Тихий океан
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан
Индийский океан
Море Банда
Берингово море
Внутреннее Японское море
Восточно-Китайское море
Желтое море
Коралловое море
Охотское море
Соломоново море
Тасманово море
Море фиджи
Филиппинское море
Южно-Китайское море
Японское море
Адриатическое море
Азовское море
Балтийское море
Ионическое море
Карибское море
Мраморное море
Саргассово море
Северное море
Средиземное море
Тирренское море
Уэдделла море
Черное море
Эгейское море
Баренцево море
Баффина море
Белое море
Бофорта море
Восточно-Сибирское море
Гренландское море
Карское море
Лаптевых море
Норвежское море
Чукотское море
Андаманское море
Аравийское море
Арафурское море
Красное море
Тиморское море
Амундсена море
Беллинсгаузена море
Дейвиса море
Росса море
Ветровые течения
Плотностные течения
Морские течения
Река Волга
Река Дунай
Река Урал
Река Днепр
Река Дон
Река Печора
Река Днестр
Река Рейн
Река Северная Двина
Река Эльба
Река Янцзы
Река Хуанхэ
Река Обь
Река Меконг
Река Амур
Река Лена
Река Енисей
Река Инд
Река Евфрат
Река Сырдарья
Река Лимпопо
Река Замбези
Река Конго
Река Джуба
Река Нигер
Река Нил
Река Вольта
Оранжевая Река
Река Руфиджи
Река Амазонка
Река Миссисипи
Река Парана
Река Макензи
Река Святого Лаврентия
Река Рио-Гранде
Река Муррей
Река Фицрой
Река Мерчисон
Каспийское море
Озеро Верхнее
Озеро Виктория
Озеро Гурон
Озеро Мичиган
Аральское море
Озеро Танганьика
Озеро Байкал
Большое медвежье Озеро
Озеро Ньяса
Ладожское Озеро
Онежское Озеро
Озеро Балхаш
Озеро Иссык-Куль
Нефть
Каменный уголь
Руды металлов
Минералы
Газ
Ураган
Наводнение
Землетрясение
Цунами
Извержение вулкана
Сель
Лавина
Памир
Анды
Альпы
Гималаи
Урал
Карпаты
Кавказ
Пиренеи
Западный Саян
Восточный Саян
Судеты
Крымские горы
Хибины
Алтай
Гиндукуш
Тянь-Шань
Кордильеры
Аппалачи
Большой Водораздельный хребет
Пустыня Сахара
Пустыня Гоби
Ливийская Пустыня
Сирийская Пустыня
Пустыня Калахари
Сахалин
Гренландия
Канарские острова
Галапагосские острова
Северная Земля
Британские острова
Большие Зондские острова
Японские острова
Филиппинские острова
Остров Мадагаскар
Канадский арктический архипелаг
Остров Ньюфаундленд
Новая Гвинея
Новая Зеландия
Аравийский полуостров
Полуостров Индокитай
Полуостров Индостан
Полуостров Лабрадор
Скандинавский полуостров
Анучин Дмитрий Николаевич
Арсеньев Константин Иванович
Баранский Николай Николаевич
Берг Лев Семёнович
Беринг Витус Ионссен (Иван Иванович)
Вернадский Владимир Иванович
Воейков Александр Иванович
Григорьев, Андрей Александрович
Гумбольдт Александр Фридрих Генрих
Докучаев Василий Васильевич
Калесник Станислав Викентьевич
Колосовский Николай Николаевич
Краснов Андрей Николаевич
Мечников Лев Ильич
Морозов Георгий Федорович
Ратцель Фридрих
Фернан Магеллан
Пржевальский Николай Михайлович
Беллинсгаузен Фаддей Фадеевич
Риттер Карл
Семёнов Петр Петрович
Страбон, греческий географ
Реклю Жак Элизе
Васко да Гама
Колумб Христофор
Крузенштерн Иван (Адам) Федорович
Лазарев Михаил Петрович
Никитин Афанасий Никитич
Поло Марко
Хейердал Тур

Хейердал Тур

Наука » География » Знаменитые географы
Хейердал Тур

Тур Хейердал - известный путешественник, антрополог, автор множестванаучно-популярных книг. Тур родился 6 октября 1914 в норвежском городке Ларвик. В первую экспедицию на полинезийские острова он отправился в возрасте 23 лет.

Хейердал Тур


В 1947 году Тур Хейердал переплыл Тихий океан на плоту «Кон-Тики». Благодаря этому путешествию его имя стало известно всему миру. В 50-х годах прошлого столетия, он исследовал острова Рапа-Нуи (Пасхи) и Галапагосские острова. После изучения последних выдвинул гипотезу, что эти острова были колонизированы инками.

В 1969 году он отправился в путешествие на построенных по технологии древних египтян папирусных лодках «Ра» и «Ра-2». Проплыв от Египта до Южной Америки, он доказал теории возможного посещении египтянами этого материка. Хейердал часто бывал в России, где стремился отыскать на Волге и Дону следы своих предков-викингов.

Ещё при жизни путешественника, ему был установлен памятник на его родине. Есть также дом-музей Хейердала иотдельный музей – «Кон-Тики». Там находиться одноименный плот и папирусная лодка «Ра-2». Хейердал умер 18 апреля 2002 года в Италии.

Поло Марко

Наука » География » Знаменитые географы
Поло Марко

Поло Марко - (Polo, 1254—1323) — венецианский путешественник, первый европеец, исследовавший Внутреннюю Азию. Его отец Никколо и дядя Маттео, занимаясь торговлей, случайно прибыли в резиденцию монгольского хана Кублая, сына Чингисхана; хан отправил их к папе, чтобы выхлопотать у него присылку нескольких миссионеров. Предприняв новую поездку к хану в 1271 г., Никколо и Маттео взяли с собою и юношу Марко Поло.

Поло Марко


Марко Поло усердно занялся изучением монгольского языка, привык к местным обычаям и приобрел расположение хана, назначившего его в свою свиту и дававшего ему поручения в различные отдаленные области своего государства. Поло воспользовался этим, чтобы собирать сведения о странах и народах. В 1292 г. хан отпустил трех путешественников, с богатыми дарами; они отправились к океану и через Кохинхину, Суматру, Цейлон, Трапезунд и Константинополь вернулись в Венецию в 1295 г.

В Венеции Марко Поло благодаря своему богатству достиг высокого положения и получил прозвание Masser Millioni. В 1298 г., во время войны Венеции с Генуей, Марко Поло, будучи начальником галеры, попал в плен к генуэзцам, которые обращались с ним хорошо и вскоре отпустили его. Впоследствии Поло был возведен в звание члена Великого Совета в Венеции. Будучи в плену, Марко Поло продиктовал рассказ о своих путешествиях пизанцу Рустичиано, который записал его на французском языке; в 1307 г. Поло выпустил новое, им самим просмотренное издание.

Из собранных личным наблюдением сведений о народных нравах, государственных учреждениях, особенностях природы, городском быте Марко Поло сумел составить живую картину, с невозмутимым простодушием передающую предметы в их настоящем виде, без всяких прикрас. Азия, по тогдашнему представлению европейцев, была страной чудес и диковин, населенной чудовищными народами; поэтому современники и даже последующие поколения не сумели оценить Поло и смотрели на него как на фантазера, морочащего читателей своими рассказами о странах неведомых; кроме того, самый текст искажался многочисленными добавлениями переводчиков и переписчиков. Только в последнее столетие благодаря новейшим путешествиям и исследованиям Внутренней Азии рассказ Марко Поло оценен по достоинству.


Никитин Афанасий Никитич

Наука » География » Знаменитые географы
Никитин Афанасий Никитич

Никитин Афанасий Никитич - тверской купец пятнадцатого века, писатель-путешественник. Дата рождения Никитина в точности не известно. Никитин – первый русский исследователь, сведения о путешествии которого сохранились до наших дней.

В 1466 году, когда посол владетеля Шемахи, ширван-шаха Форус-Есара, именем Асан-бег, бывший у великого князя Иоанна Третьего, собрался в обратный путь в Шемаху вслед за русским послом Василием Папиным, Никитин, проведавший о московском посольстве в Шемаху, решил вместе с ним отправиться туда для распространения русских товаров. Он с товарищами снарядил два судна, получил проезжую грамоту от тверского князя Михаила Борисовича и посадника Бориса Захарьича и с благословения владыки Геннадия, помолившись в соборе Спаса Золотоверхого, поплыл вниз по Волге.

В Костроме Никитин получил от великого князя Александра Васильевича великокняжескую проезжую грамоту за границу и с ней поехал в Нижний Новгород, где думал сойтись с послом московским Папиным, но не успел его захватить. Дождавшись приезда шемахинского посла Асан-бега, он вместе с ним поплыл Волгой далее, благополучно опустился к рукаву Волги – Бузану, но подле Астрахани был ограблен татарами.

Татары отпустили из устья Волги только два судна, но одно из них разбилось во время бури о берег, и бывшие на нем русские люди захвачены в плен горцами – кайтанами. Никитину, однако, удалось добраться до Дербента, где он застал московского посла Василия Папина, которого стал просить позаботиться об освобождении захваченных кайтанами русских. Русские были освобождены и вместе с Никитиным представлены в Кайтуне ширван-шаху, который принял их очень ласково, но на просьбу помочь возвратиться на родину отвечал отказом, ссылаясь на то, что их слишком много.

Пришлось русским людям расходиться в разные стороны, причем Никитин, по его собственным словам, «пошел к Дербенту, из Дербента к Баке, где горит огонь неугасимый, а потом за море». Свое путешествие Никитин впоследствии назвал «хождением за три моря» - Каспийское, Индейское и Черное. «Хождение» Никитина можно разделить на четыре части:

• Путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;

• Первое путешествие по Персии;

• Путешествие по Индии;

• Обратное путешествие чрез Персию на Русь.

Первое путешествие Афанасия Никитина через Персидские земли, от южных берегов Каспийского моря до берегов Персидского залива, продолжалось более года, с зимы 1467 до весны 1469 года. Он проехал через «Чебокар, Сару, Амиль, Димовант, Рей, Кашан, Каин, Езд, Сырчан, Таром, Лар, Бендер, Гурмыз». В его заметках об этом путешествии имеется лишь указание пути посредством обозначения местностей и некоторых расстояний и упоминание о смутном состоянии, в котором тогда находилась Персия.

Переправившись из Дагестана по Каспийскому морю в Мазандеран, Никитин полгода провел в Чапакуре, затем перешел в Сари, где оставался месяц. Отсюда направился в Амоль, из которого поднялся в горы, и за Демавендом спустился к Тегерану, или точнее, к Рею, так как Тегеран был в то время незначительным городом в окрестностях Рея. Затем, из Тарома Никитин повернул на запад к Лару, а из Лара опять на восток в Бендер-Абаси. Такой характер путешествия Никитина объясняется его торговыми интересами; он посещал все видные торговые места и даже по месяцу оставался в них. Из Персии Никитин отправился в Индию.

Путешествие его по Индии продолжалось почти три года: от весны 1469 года до января или февраля 1472 года. Описание этого путешествия занимает большую часть дневника Никитина. Он отправился из Ормуза на Фоминой неделе 9-го или 10-го апреля 1469 года и в двадцатых числах апреля подошел к Индийскому берегу в Диу, затем имел остановку у Камбои по пути к Чювилю, куда прибыл через шесть недель.

Продолжая свое путешествие через горы Гатские до Пали, Умри и далее к Чюнейру, Никитин не забывал своего торгового дела и, по-видимому, умел и на чужбине извлекать из него выгоду. Из Чюнейра, где он чуть не лишился свободы за отказ переменить веру, Никитин отправился через Кулонгер и Кольберг в Великий Бедерь, где оставался несколько месяцев. В течение следующего затем года Никитин, по-видимому, продолжал путешествовать по Индии, что видно из подробных, изобличающих самовидца, описаний городов Биджьнагура и Рачюра.

С наступлением 1471 г. Никитин задумал вернуться на родину, что осуществить было нелегко вследствие происходивших в то время на Индостане войн. За месяц до байрама он вышел из Бедеря и чрез Кельберг, Кулури, город, знаменитый драгоценными камнями, особенно сердоликом, Алянд, куда он прибыл, вероятно, во второй половине октября 1471 года, Камендрию, Кынаряс, Сур, в начале 1472 года добрался до Дабыля. Таким образом, во время своего путешествия по Индии Никитин объехал значительную часть западного полуострова, между реками Кистной и Годавери, то есть области Аурунгабад, Бедерь, Гейдерабад и Беджапур.

Вместе с описаниями местностей, которые он посетил, он занес в свои записки и замечания о природе страны и ее произведениях, о народе, его нравах, верованиях и обычаях, о народном управлении, войске. Его заметки о народном управлении, несмотря на свою сбивчивость, любопытны тем, что их нет в рассказах других современников. Из животных он обратил внимание на слонов, буйволов, верблюдов, обезьян, живущих, по его словам, в горах, по скалам и по лесам. Подробно описаны Никитиным, в особых заметках пристани Индийского моря. Описание это особенно любопытно, так как дает довольно подробные сведения о торговле и мореплавании того времени. Путешественник указывает, чем богата каждая пристань.

Припоминая свой отъезд, он отметил, что Дабыль – город очень большой, что туда съезжается все поморье Индейское и Ефиопское. Там Никитин сел в судно, плывущее до Ормуза. Однако ветры занесли корабль в сторону и после месячного плавания он пристал к берегу в виду Ефиопских гор, где подвергся нападению туземцев. Через пять дней корабль продолжал плавание, а через двенадцать Никитин высадился в Мошкате. Здесь он отпраздновал шестую за время своего странствования Пасху и после девятидневного плавания прибыл в Ормуз, откуда по знакомым местам добрался до расположенного близ Тавриза стана знаменитого завоевателя Западной Азии – Асан-бега, где провел десять дней, чтобы разведать, каким путем можно пробраться на север.

В сентябре 1472 года он через Арцингам направился в Трапезонт. Здесь Hикитин подвергся обыску, причем у него «все, что мелочь добренькая, они выграбили все». С большим трудом, вследствие частых бурь на Черном море, удалось мореплавателю добраться до Балаклавы, а оттуда к Кафе, где он облегченно воскликнул: «милостию Божиею преидох три моря». Неизвестно, какой дорогой воротился Hикитин на Русь, но можно думать, что возвращался он через Крым и Литву.

Умер Афанасий Никитич, не доехав до Твери, - в Смоленске. Лучшая характеристика Афанасия Никитина и его дневника, внесенного в полном виде в «Софийский временник» под 1475 годом под заглавием «Написание Офонаса тверитина купца, что был в Индеи четыри года, а ходил, сказывают, с Васильем Папиным», - дано академиком И. И. Срезневским. «Как ни кратки записки, оставленные Никитиным, - говорит он, - все же и по ним можно судить о нем как о замечательном русском человеке пятнадцатого века. И в них он рисуется, как православный христианин, как патриот, как человек не только бывалый, но и начитанный, а вместе с тем и как любознательный наблюдатель, как путешественник-писатель, по времени очень замечательный, не хуже своих собратьев иностранных торговцев пятнадцатого века. По времени, когда писаны, его записки принадлежат к числу самых верных памятников своего рода: рассказы ди Конти и отчеты Васко де Гама одни могут быть поставлены вровень с «Хождением» Никитина. Как наблюдатель, Никитин должен быть поставлен не ниже, если не выше современников-иностранцев».


Лазарев Михаил Петрович

Наука » География » Знаменитые географы
Лазарев Михаил Петрович

Лазарев Михаил Петрович — адмирал, генерал-адъютант; родился 3 ноября 1788 г., умер 11 апреля 1851 г. Сын правителя Владимирского наместничества, Петра Гавриловича Лазарева (умер в 1800 г.). Образование получил в Морском кадетском корпусе; 23 мая 1803 г. произведен в гардемарины и 27 мая того же года отправлен, вместе с несколькими другими воспитанниками корпуса, волонтером в английский флот. На судах его Лазарев плавал почти 5 лет, посетил Вест-Индию и приобрел весьма основательные познания и в практике и в теории морского дела.

Лазарев Михаил Петрович


В Россию возвратился 27 мая 1808 г., произведенный в мичманы 27 декабря 1807 г. В том же 1808 г. принял участие в войне с Англией и Швецией и, вызвавшись идти на помощь русскому кораблю "Всеволод", атакованному близ Балтийского порта двумя английскими кораблями, был взят в плен, когда "Всеволоду" после мужественной обороны пришлось сдаться; впрочем, плен его был очень кратковременным. В течение 1809—1813 г. ежегодно плавал в Балтийском море; в 1811 г. произведен был в лейтенанты.

В 1813 г. приглашен был на службу в Российско-американскую компанию и 8 октября 1813 г. вышел из Кронштадта, командуя судном "Суворов". Это было первым самостоятельным далеким плаванием Лазарева. Обогнув Южную Америку, он 14 ноября 1814 г. достиг селения Новоархангельского. Но весною же 1815 г. у Лазарева вышли пререкания с Барановым, уполномоченным компании; привыкнув распоряжаться полновластно, Баранов предложил Лазареву исполнить совершенно не те поручения, какие принимал на себя Лазарев, вступая на службу компании. Баранов требовал, чтобы Лазарев на своем судне перевез в Камчатку некоторые товары, а когда Лазарев отказался — Баранов потребовал, чтобы Лазарев со своим невооруженным судном стал под выстрелами береговых укреплений. Тогда Лазарев в одну ночь снарядил судно к плаванию и на другой день утром вышел из Гавани Ситхи в море. Баранов был вне себя от поступка Лазарева и послал ему в догонку несколько пушечных выстрелов, которые, однако, не заставили Лазарева возвратиться.

Лазарев направился в Европу и 15 июля 1816 г. прибыл в Кронштадт, совершив благополучно длинный переход, к которому изготовился так поспешно; в этом случае ярко выступили и энергия Лазарева, и отличное знание им морского дела, и уменье обращаться с подчиненными, заслуживая их безусловное доверие. По возвращении Лазареву пришлось представить компании свой отчет и, несмотря на все влияние Баранова, было признано, что Лазарев вполне прав, а Баранов, за превышение своих полномочий, был удален от должности. Лазарев вновь вступил во флот и в 1817 г. плавал в Балтийском море.

В 1819 г. снаряжена была, под начальством капитана Беллинсгаузена, экспедиция для исследования вод Южного Ледовитого океана; в состав ее вошли шлюпы "Восток", под командою Беллинсгаузена, и "Мирный", под командою Лазарева; "Мирный" был построен собственно как транспортное судно и назывался первоначально "Ладога"; теперь, когда решено было употребить его в дальнее плавание, Лазареву было поручено сделать на нем приспособления, которые бы дали судну возможность сколько-нибудь сравняться в быстроте хода с "Востоком" и вынести дальнее плавание; и Лазарев вполне успешно выполнил эту задачу.

Экспедиция вышла из Кронштадта 21 июля 1819 г. и благополучно возвратилась 24 июля 1821 г., совершив всего свыше 86000 верст. Экспедиция Беллинсгаузена посетила воды, еще никем не посещенные, и довольно долго после нее ни одно судно не проникало ближе к южному полюсу, чем русские шлюпы "Восток" и "Мирный"; было открыто несколько островов и один из них, между прочим, назван именем Лазарева; в течение целого месяца, от 4 марта до 3 апреля 1820 г., Лазарев плавал один, потому что суда разъединились во время бури; экспедиция закончилась вполне благополучно. По возвращении Лазарев был произведен в капитаны 2 ранга и кроме того, ему сохранено по смерть добавочное жалованье по чину лейтенанта, в каком был он в плавании.

В следующем году Лазарев, назначенный командиром фрегата "Крейсер", отправлен в третье кругосветное плавание, из которого благополучно возвратился 24 августа 1825 г. Это было первое дальнее плавание военного русского судна. Лазарев сумел во все путешествие поддерживать на фрегате замечательный порядок, и блестящий вид, в каком судно возвратилось, вызвал общее удивление. И в этом плавании проявилось редкое уменье Лазарева влиять на своих сотрудников; впоследствии, в черноморском флоте все порядки были заведены по образцу тех, какие соблюдал Лазарев на "Крейсере". Лазарев по возвращении произведен был в чин капитана 1 ранга, получил орден Владимира 3 степени и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.

27 февраля 1826 г. Лазарев был назначен командиром 12 флотского экипажа и по его непосредственным указаниям закончен и снаряжен в Архангельске корабль "Азов". Корабль этот долгое время служил образцом, по которому сооружались другие русские корабли. 5 октября 1827 г. Лазарев пришел в Кронштадт с кораблями "Азов", "Иезекииль" и шлюпом "Смирный"; с 21 мая по 8 августа 1827 г. был на "Азове" в эскадре адмирала. Сенявина, в Средиземном море, а 8 августа поступил под команду вице-адмирала Л. Ф. Гейдена и сделан начальником его штаба, оставаясь вместе с тем командиром "Азова".

В сражении при Наварине, 8 октября 1827 г., Лазарев принял выдающееся участие; Гейден свидетельствовал в реляции, что он действовал "с хладнокровием, искусством и мужеством примерным". Корабль "Азов" занимал центральное место в битве и подвергался особенно сильному огню; "Азов" действовал превосходно и, несмотря на необходимость отражать нападение неприятеля, значительно превосходившего количеством судов и артиллерии, подал существенную помощь одному из судов союзной эскадры, оказавшемуся в критическом положении. За участие в этой битве Лазарев произведен в контр-адмиралы и получил ордена от королей английского, французского и греческого. В 1828 и 1829 г. находился в Средиземноморской эскадре и принимал участие в блокаде Дарданелл.

В декабре 1829 г. Лазареву дано было Высочайшее повеление: возвратиться с эскадрою из 4 кораблей, 3 фрегатов, 1 корвета и двух бригов, в Кронштадт непременно к 1 мая 1830 г., по возможности менее заходя в иностранные порты. Лазарев не заходил ни в один иностранный порт после Мальты и опоздал всего на 12 дней, между прочим потому, что у входа в Финский залив был несколько дней задержан льдом. Государь Николай Павлович был очень доволен действиями Лазарева и 17 февраля 1832 г. назначил его начальником штаба Черноморского флота и пожаловал ему аренду в 1000 руб. серебром на 12 лет.

14 января 1833 г. Лазаревым было получено Высочайшее повеление идти в Константинополь для оказания поддержки султану турецкому против взбунтовавшегося против него египетского паши. Необыкновенно быстро, в течение менее трех недель, Лазарев снарядил суда уже окончившие кампанию, 2 февраля вышел из гавани и 8 февраля уже кинул якорь в виду Буюк-Дере; он привел с собою 4 линейных корабля, 3 фрегата, 1 корвет, 1 бриг. Появление этой эскадры произвело большое впечатление, а когда вслед за тем прибыли еще два отряда и десант, то желания России были принимаемы в уважение гораздо внимательнее, чем прежде. Лазарев отлично воспользовался своею почти полугодовою стоянкою в виду турецкой столицы и В. А. Корнилов — впоследствии знаменитый адмирал, которого уже тогда Лазарев отличал, — собрал весьма важные сведения о проливах и о береговых укреплениях.

Во время пребывания под Константинополем Лазарев, 2 апреля 1833 г., был произведен в вице-адмиралы, а 1 июля назначен генерал-адъютантом; султан пожаловал ему золотую медаль, выбитую в память пребывания русского флота на Босфоре, и свой портрет, осыпанный бриллиантами, для ношения в петлице. По возвращении с эскадрою в русские порты, Лазарев, 2 августа 1833 г., назначен исправляющим должность главного командира черноморского флота и портов, 31 декабря 1834 г. утвержден в этой должности, которую и занимал до самой кончины.

Семнадцатилетнее управление Лазарева черноморским нашим флотом было весьма важно по своим результатам. Лазарев искренно любил морское дело, превосходно его знал и приложил все усилия к тому, чтобы поставить наш черноморский флот в уровень с лучшими европейскими флотами. В сотрудничестве с Корниловым, занявшим пост начальника главного штаба черноморского флота, Лазарев выработал к 1846 г. подробные штаты устройства и вооружения военных кораблей, штаты, которые по единогласному признанию современников были замечательно хорошо составлены.

Лазарев успел создать полный, по штату, комплект судов, причем все суда были построены по наилучшим чертежам, отлично вооружены и снабжены хорошо обученными командами; устроено в Николаеве большое адмиралтейство, небольшое в Новороссийске и составлен проект адмиралтейства в Севастополе; оконченное уже много лет спустя после смерти Лазарева оно названо "Лазаревским". Гидрографическое черноморское депо, до того времени влачившее жалкое существование, улучшено, усилено и скоро появились отличные атласы и лоции Черного и Азовского морей. Все эти крупные заслуги дополняются еще одною, важнейшею: обладая удивительным даром выбирать людей, Лазарев выдвинул целый ряд выдающихся деятелей русского флота. Корнилов, приехавший в Черноморский флот молодым, легкомысленным офицером, был сразу оценен Лазаревым и, можно сказать, им воспитан; Нахимов был долгое время флаг-офицером Лазарева, затем эту должность занимал Шестаков, впоследствии морской министр; из школы Лазарева вышел Истомин и еще многие другие.

В 1838, 1839 и 1840 гг. Лазарев ходил с эскадрой к берегам Кавказа, перевозя десантный отряд ген. Раевского, и отличною своею распорядительностью много способствовал успешности высадок около Туапсе, Псезуапсе, Субаши и Шапсухо; по повелению Императора Николая Павловича одно из береговых укреплений наименовано "Лазаревским".

Государь вообще высоко ценил и щедро награждал Лазарева: в 1834 г. он награжден орденом святого Владимира 2 степени, в 1837—орденом Александра Невского, а в 1842 г. бриллиантовыми его знаками; 10 октября 1843 г. произведен в адмиралы, в 1845 г. получил орден Святого Владимира 1 степени, а в 1850—Андрея Первозванного; все эти пожалования сопровождались милостивыми, крайне лестными, рескриптами; денежная аренда, пожалованная Лазареву, была постепенно продолжена и увеличена до 2000 руб. сер. в год.

В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любезного ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Тогда близкие его довели об этом до сведения самого Императора и Государь написал Лазареву рескрипт, в котором выражал "как участие свое, так и желание, чтобы он поспешил прибегнуть к врачебным пособиям для восстановления сил". Государь писал: "Если только с желанием Вашим согласно временное отдохновение от занятий и путешествие на воды или куда-либо по совету врачей, то Я, озабочиваясь сохранением ценимой Мною деятельной и полезной жизни вашей, не только дозволяю вам, но даже прошу последовать указаниям медиков, не стесняясь нисколько лежащими на вас обязанностями". Только после этого Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 11 апреля 1851 г.
Прах его привезен был в Россию и предан земле в Севастополе; 8 сентября 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах, состоялось торжественное открытие памятника Лазареву.

Крузенштерн Иван (Адам) Федорович

Наука » География » Знаменитые географы
Крузенштерн Иван (Адам) Федорович

Крузенштерн (8 ноября 1770 — 12 августа 1846) — русский мореплаватель, адмирал (с 1841), почетный член Петербургской Академии наук (с 1806). В 1785 поступил в Морской кадетский корпус; в 1788 был досрочно выпущен из корпуса и на корабле "Мстислав" участвовал в ряде сражений со шведами, в которых отличился и был произведен в мичманы, а затем в лейтенанты.

Крузенштерн Иван (Адам) Федорович


В 1793 был отправлен в Англию для ознакомления с опытом ее военного флота. На английском фрегате "Тетис" плавал у берегов Канады, участвовал в сражениях с французским флотом; был в Вест-Индии. В 1797—99 плавал в Южную Америку, в Ост-Индию, где прожил около года; был в Кантоне, полгода жил в Макао.

Вскоре после возвращения на родину он представил в морское министерство проект кругосветного плавания. Проект был утвержден в 1802 и Крузенштерн назначен начальником этой первой русской кругосветной экспедиции. В состав экспедиции входили 2 корабля: "Надежда", под непосредственным командованием Крузенштерна, и "Нева", в качестве командира которого Крузенштерн избрал капитан-лейтенанта Ю. Ф. Лисянского. В экспедиции принимали участие О. Е. Коцебу и Ф. Ф. Беллинсгаузен. Целью экспедиции являлись: доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатку, установление торговых отношений с Японией и Китаем (через его южные порты), исследования в тропической части Тихого океана и близ русских владений.

7 августа 1803 корабли вышли из Кронштадта; в марте 1804 обошли мыс Горн и вступили в Тихий океан. Во время шторма корабли разлучились и соединились только у острова Нукухина (Маркизские острова), прибыв на который, Крузенштерн изучал природу острова, быт местных жителей, социальный строй и хозяйство. После посещения Гавайских (Сандвичевых) островов "Нева" направилась в Ново-Архангельск. а "Надежда" — на Камчатку и затем в Японию. По пути Крузенштерн произвел съемку части Курильских островов.

В октябре 1804 "Надежда" прибыла в Нагасаки, откуда в апреле 1805 отправилась опять на Камчатку. Крузенштерн снял и положил на карту восточный берег Сахалина от зал. Анива до мыса Терпения, произвел опись юго-восточных и юго-западных берегов Камчатки. Во время плаваний в этом районе он прошел на север вдоль восточного берега Сахалина, обогнул его и достиг Амурского лимана, где, обнаружив опресненную воду, правильно предположил, что неподалеку находится устье Амура. Встреченные им мели заставили его отказаться от дальнейшего плавания на юг. Крузенштерн ошибочно предположил, что южнее этих мелей находится перешеек, соединяющий Сахалин с материком. Островное положение Сахалина было доказано Г. И. Невельским. В августе 1806 "Надежда" и "Нева" вернулись в Кронштадт.

Во время путешествия были произведены многочисленные измерения температуры и удельного веса океанической воды на поверхности и различных глубинах. Особого внимания заслуживают описания быта, нравов, хозяйства, социального строя нукухивцев, обитателей Сахалина, Камчатки. Крузенштерн собрал и систематически изложил многочисленные сведения о торговле Японии и Китая. Описание своего путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в трехтомном труде "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на кораблях “Надежде” и “Неве”" (1809—12), к которому был приложен атлас, состоявший более чем из 100 карт и рисунков.

С 1811 Крузенштерн был инспектором, а в 1827—42 — директором Морского кадетского корпуса. По его инициативе была снаряжена кругосветная морская экспедиция на бриге "Рюрик" (1815—18) под начальством О. Е. Коцебу. Для этой экспедиции он составил план и инструкцию и написал исторический обзор исследований северо-западного прохода. В 1823—26 Крузенштерн опубликовал составленный им "Атлас Южного Моря", вместе с работой "Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением атласа Южного Моря".


Колумб Христофор

Наука » География » Знаменитые географы
Колумб Христофор

Христофор Колумб родился в семье торговца, чья лавка находилась рядом с пристанью в Генуе. Мальчик всё своё свободное время проводил на пристани, слушая рассказы бывалых моряков. Не удивительно, что он не стал продолжать дело отца и заниматься торговлей, а выбрал для себя полную опасностей и приключений «морскую» жизнь. Устроившись на корабль юнгой, Колумб быстро стал матросом, а в 21 год уже командовал кораблём.

Колумб Христофор


В то время средиземноморские страны вели между собой постоянные войны за господство на море, а военные офицеры часто переходили то на одну сторону, то на другую сторону. Некоторые из них и вовсе становились морскими разбойниками – пиратами. Христофор занял сторону Франции и воевал против родной Генуи. Вскоре судьба забросила мореплавателя в Португалию. Здесь он посвятил много времени образованию, изучая такие необходимые мореплавателю науки как астрономия, математика, космография. С удивлением узнав о предположениях астрономов о том, что Земля имеет форму шара,

Колумб решил добраться до Китая и Индии не огибая Евразии. Эти страны были поставщиками довольно ценных товаров – пряностей и тканей, но морской путь туда был довольно труден и долог. Колумб предположил, что если отправиться на запад, можно достичь этих земель гораздо быстрее. О размерах Земли в то время имели лишь приблизительное представление.

В 1484 год Колумб обратился с просьбой к португальскому королю, о выделении средств на экспедицию. Ответа от монарха не последовало. Тогда упрямый мореплаватель обратился с аналогичным предложением к испанской королеве Изабелле. Последняя проект поддержала, и в августе 1492 года Колумб отплыл из Испании на запад. 12 октября три корабля экспедиции («Санта-Мария», «Пинта» и «Нина») достигли острова Сан-Сальвадор, расположенного у побережья Америки. Колумб считал, что достиг побережья Индии, поэтому назвал встретивших его аборигенов индейцами, но пряностей он там так и не обнаружил. В последствии мореплаватель предпринял ещё несколько экспедиций, обследовав побережье нового континента. Его именем названа одна из южноамериканских стран – Колумбия.

Традиционно считается, что Америку для европейцев открыл Христофор Колумб в 1492, хотя названа она была в честь другого мореплавателя Америго Веспуччи. Однако в настоящее время некоторые исследователи утверждают, что жители Евразии достигали американского континента и раньше. Согласно неподтверждённым данным финикийские корабли могли добраться до Америки уже на рубеже двух эр, китайские – в 5 веке, скандинавские – в 10 веке, кельтские – в 12 веке. Но в мировой истории первооткрывателем американского континента всё же считается Христофор Колумб.