Экономическое районирование России. Структура хозяйства. Методы экономико-географического обоснования размещения производства. Принципы рационального размещения производства. Вклад России в мировой ВВП, мировое промышленное производство, мировую добычу полезных ископаемых. Структура экономики: первичный, вторичный, третичный секторы. Промышленность групп А и Б, добывающая и перерабатывающая.
Формирование многоукладной экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства. Экономические зоны, районы, территориально-производственные комплексы, межрегиональные ассоциации и объединения, специальные экономические зоны.
Особенности пространственной организации российской экономики. Факторы (сырьевой, топливно-энергетический, водный, транспортный, потребительский, трудовой) размещения производства.
Комплексное развитие хозяйства, рациональное территориальное разделение труда, выравнивание уровней экономического и социального развития районов, эффективное использование трудовых ресурсов, сохранение и улучшение экологических условий жизни населения — основные принципы рационального размещения производства и их применение в условиях современной России.
Методы экономической оценки специализации регионов: индексные и объемные. Выбор оптимального размещения производства, отрасли.
Хозяйство России в целом отличается монолитностью, взаимодействием образующих его отраслей производственной и непроизводственной сфер, единством экономического пространства. В современных условиях его характеризуют следующие особенности:
1) глубокие перестроечные процессы, осуществление радикальных экономических реформ, переход к рыночным отношениям;
2) преодоление кризисной ситуации в экономике с последующей стабилизацией экономического и социального развития;
3) усиливающаяся значимость социальных и экологических аспектов, социальная ориентация экономики;
4) крупные масштабы материального производства, ведущая роль промышленности;
5) опора на собственные природные, материальные и трудовые ресурсы;
6) привлечение иностранного капитала (инвесторов) для целей экономического и социального развития;
7) активизация участия в международном разделении труда и мирохозяйственных связях.
Для России принципиальное значение имеет создание необходимых механизмов для интеграции в мировую экономику, справедливого доступа к мировым финансовым ресурсам и рынкам. Прорыв в этой области уже наметился. Заключено соглашение с Европейским союзом (ЕС) о партнерстве и сотрудничестве, благодаря чему решены основные проблемы выхода страны на европейские рынки.
ЕС — главный торгово-экономический партнер России. На его долю приходится более 40% российского внешнеторгового оборота.
Россия тесно сотрудничает с разными странами в рамках международных организаций отраслевого и регионального профиля, таких, например, как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество.
Включение России в мировые экономические связи и структуры в перспективе должно быть дополнено соглашением со Всемирной торговой организацией (ВТО). Для нашей страны существенно важно, что сфера деятельности этой организации расширяется. Кроме традиционной торговли товарами, она будет охватывать и сферу услуг: банковские, страховые, транспортные и другие операции.
Для обеспечения деятельности Экономического союза используются существующие и организуются новые совместные исполнительные и координационные институты.
Стратегические интересы России заключаются в более тесном интеграционном сотрудничестве со странами СНГ. Россия должна иметь свободный доступ на их рынки, особенно для энергоносителей, продукции обрабатывающей промышленности и высоких технологий, а также использовать их сырьевые ресурсы, которые уже в той или иной мере оказались в сфере конкурентной борьбы с участием иностранного капитала.
В настоящее время хозяйство России переживает острую кризисную ситуацию. Негативные явления накапливались постепенно в течение десятилетий. Они были вызваны в значительной мере отсутствием адекватной реакции на изменяющиеся условия производства и требования научно-технического прогресса, господством командно-административных методов хозяйствования и другими причинами. Стремление экстенсивными способами сдерживать начавшееся падение темпов роста производства приводило к непомерным затратам на наращивание топливно-энергетических отраслей, форсированному вовлечению в оборот новых природных и трудовых ресурсов, их нерациональному использованию, к падению фондоотдачи.
Производственно-технический потенциал нашей страны — один из самых мощных в мире. Россия располагает огромными природными, материальными и трудовыми ресурсами. Но при значительных масштабах экономика отличается накопившейся в течение длительного периода времени инерционностью и как следствие этого — недостаточной восприимчивостью к научно-техническому прогрессу. В изношенном состоянии находится 40% основных производственных фондов. Это крайне отрицательно сказывается не только на производительности труда и качестве выпускаемой продукции, но и на экологической ситуации ряда районов страны. Экстенсивное экономическое развитие, при котором на протяжении многих лет во всех сферах хозяйства существовал затратный механизм и преобладали количественные оценки достигнутого уровня производства, вызвало наступление кризиса. Особенно острый характер приобрели проблемы, касающиеся потребительского рынка, социально-культурной сферы, здравоохранения, финансов, экологии.
Современный этап экономического и социального развития России связан с радикальными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Переход к рынку не имеет альтернативы.
Свойственные рынку механизмы саморегулирования должны обеспечивать сбалансированность экономики страны; наилучшую координацию деятельности всех производителей; рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов; гибкость производства, его восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса; органическое соединение отечественной экономики с мировым хозяйством. Но эти механизмы необходимо привести в действие с помощью радикальных экономических реформ, к которым Россия приступила с начала 1992 г. Их конечные цели — экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики, обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан.
Преобразования на пути к рыночной экономике осуществляются по нескольким взаимосвязанным направлениям:
1) либерализация экономики, т.е. снятие административных ограничений с цен, хозяйственных связей, внешнеэкономической деятельности, развитие торговли взамен прежней распределительной системы;
2) стабилизация финансов и денежной системы, обеспечивающая укрепление рубля как всеобщего эквивалента и единственного платежного средства на территории страны;
3) приватизация, развитие предпринимательства, создание иных институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства и экономического роста;
4) структурная перестройка экономики, ее демилитаризация, интеграция в мировое хозяйство, повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке;
5) создание конкурентной рыночной среды.
Экономическое и социальное развитие страны в долгосрочной перспективе сохраняет важнейшие приоритеты, прежде всего связанные с формированием эффективной, самодостаточной и социально ориентированной экономики. Стратегическая программа реформирования экономики России рассчитана на десятилетний период — до 2010 г.
Активная социальная реформа и прогнозируемый рост экономики, в том числе адресная социальная поддержка населения, введение накопительной пенсионной системы, и другие меры должны, по имеющимся расчетам, уменьшить разрыв в доходах между богатыми и бедными.
В результате выполнения долгосрочной программы экономического и социального развития ежегодный рост ВВП составит как минимум 5%. Считается, что установление либеральных условий хозяйствования, т.е. превращение бизнеса в выгодное занятие, уменьшит масштабы оттока капитала из России и увеличит внутренние инвестиции. Уровень инфляции, начиная с 2004 г., составляет не более 10% в год.
Основная идея реформирования экономики России заключается в том, чтобы сокращение налогов сопровождалось сокращением и государственных расходов.
Территориальная организация хозяйства сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда. Она была обусловлена приближением производства к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам, инфраструктурным объектам, к местам сосредоточения трудовых ресурсов и районам потребления готовой продукции; сдвигом промышленности в восточные районы; специализацией и комплексным развитием экономических районов; укреплением обороноспособности государства; влиянием международного разделения труда и интеграционных процессов.
Одна из самых важных вех на пути изменения территориальных пропорций в хозяйстве России — сдвиг промышленности в восточные районы, где сосредоточены основные природные запасы сырья, топлива и энергии. Здесь сложились мощные индустриальные базы, возникли крупные территориально-производственные, в том числе топливно-энергетические, комплексы.
Существенные изменения в размещении производительных сил коснулись и европейской части страны. Новое капитальное строительство было направлено на решение таких задач, как совершенствование топливно-энергетического баланса, создание предприятий наиболее эффективных отраслей промышленности, формирование систем трубопроводного и электронного транспорта и т.п.
Для территориальной организации хозяйства страны важную роль играет экономическая политика в отношении стран СНГ, в том числе ближнего зарубежья. Она направлена на формирование общего экономического пространства, что обеспечивает переход к единому торговому пространству и развитию глубоких интеграционных процессов.
В новых условиях хозяйствования при переходе к рыночной экономике проблемы территориальной организации производительных сил должны решаться с учетом таких условий, как свободное перемещение товаров и услуг, рабочей силы и капиталов, и в зависимости от конъюнктуры товарных рынков. При решении задач по размещению возникает необходимость анализа и оценки ряда ограничений, среди которых на первый план выступают природные, материальные и трудовые ресурсы, а также экологические факторы, в том числе устойчивость природных ландшафтов к воздействию техногенных нагрузок.
Проблема экологического оздоровления России не имеет альтернативы. Научно-технический прогресс немыслим без обеспечения благоприятной среды обитания человека. Между тем в ряде районов страны экологическая обстановка оказывается сложной, а местами — даже критической. Поэтому размещение и функционирование предприятий разных отраслей хозяйства непосредственно зависят от требований рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В принципе прогноз территориальной организации хозяйства не может не опираться на особенности региональной дифференциации природных, экономических и социальных условий. Основополагающее значение при этом имеют социальные критерии и приоритеты.
Переход к рыночной экономике в России сопровождался усилением территориальной дифференциации развития производительных сил. Более того, появились признаки региональной поляризации. Например, по финансово-экономическим аспектам (прибыльность или убыточность производства, денежные доходы населения и т.п.) экономические районы стали делиться на «богатые» и «бедные». К первым принадлежат в основном восточные районы, ко вторым — многие районы европейской части.
Проведение экономических реформ в стране (темпы, масштабы, направления) указывает на значительные региональные различия. Быстрее всего на начальном этапе они осуществлялись в старых промышленных районах (Центральном, Волго-Вятском, Северо-Западном и Уральском). Медленнее процесс перехода к многоукладной экономике идет в районах с преимущественно аграрной специализацией, а также там, где наблюдается сильное отставание в экономическом и социальном развитии (Калмыкия, Дагестан, Тыва и др.).
Немалую сложность вносят наличие многочисленных бывших «номерных» городов — опорных пунктов ВПК с их специфическим укладом жизни и господство промышленных предприятий (особенно крупных) с собственным жилым фондом и объектами социальной инфраструктуры.
Разнообразие природных, экономических и социальных условий страны придает особое значение региональным проблемам. Концепция территориального развития России должна строиться с учетом возрастающей роли регионов в решении федеральных задач и преодолении кризисных процессов.
В настоящее время все регионы страны, так или иначе, представляются проблемными. Это — результат не только трудностей, вызванных переходом к рыночным отношениям, но и выявившейся тенденцией к экономической дезинтеграции, региональному сепаратизму. Среди проблемных регионов по уровню экономического и социального развития, глубине кризисных процессов, значению в решении федеральных (общегосударственных) задач выделяют следующие основные типы:
1) отстающие;
2) депрессивные;
3) кризисные;
4) особого стратегического значения.
Депрессивные регионы — территории с устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также с растущей безработицей. К ним относятся, например, в европейской части страны Псковская, Ивановская и Костромская области, республики Калмыкия, Мордовия и Чувашия, а в пределах восточных районов — Алтайский край, Новосибирская и Читинская области, республики Алтай и Тыва.
Кризисные регионы отличаются экстремальным характером экономических и социальных процессов (остановка промышленных предприятий, межэтнические конфликты). В их числе, прежде всего, республики Северного Кавказа.
К регионам особого стратегического значения принадлежат Крайний Север и приравненные к нему территории, Дальний Восток, Калининградская область и все приграничные районы.
Зона Крайнего Севера и приравненные к ней территории занимают почти 2/3 всей площади страны, но проживает здесь всего 10 млн. человек, т.е. около 7% населения России, в том числе 30 малочисленных народов общей численностью 200 тыс. человек. Суровые природные условия вызывают немалые дополнительные затраты материальных средств и труда на хозяйственное освоение территорий, что негативным образом повлияло на социально-экономическую ситуацию при переходе к рыночным отношениям.
В то же время Крайний Север сосредоточивает огромные природные ресурсы. Их вовлечение в оборот привело к формированию территориально-производственных комплексов (ТПК) преимущественно топливно-энергетической ориентации (Западно-Сибирского, Южно-Якутского, Тимано-Печорского и др.), крупных промышленных узлов (например, Норильского).
На Крайнем Севере добываются 9/10 природного газа, 3/4 нефти (включая газовый конденсат), 9/10 олова и никеля, подавляющая часть золота и алмазов, здесь производится весь апатитовый концентрат, 1/2 лесопродукции и 2/5 рыбных консервов. Многие месторождения полезных ископаемых имеют мировое значение.
Формирование многоукладной экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства. Экономические зоны, районы, территориально-производственные комплексы, межрегиональные ассоциации и объединения, специальные экономические зоны.
Особенности пространственной организации российской экономики. Факторы (сырьевой, топливно-энергетический, водный, транспортный, потребительский, трудовой) размещения производства.
Комплексное развитие хозяйства, рациональное территориальное разделение труда, выравнивание уровней экономического и социального развития районов, эффективное использование трудовых ресурсов, сохранение и улучшение экологических условий жизни населения — основные принципы рационального размещения производства и их применение в условиях современной России.
Методы экономической оценки специализации регионов: индексные и объемные. Выбор оптимального размещения производства, отрасли.
Хозяйство России в целом отличается монолитностью, взаимодействием образующих его отраслей производственной и непроизводственной сфер, единством экономического пространства. В современных условиях его характеризуют следующие особенности:
1) глубокие перестроечные процессы, осуществление радикальных экономических реформ, переход к рыночным отношениям;
2) преодоление кризисной ситуации в экономике с последующей стабилизацией экономического и социального развития;
3) усиливающаяся значимость социальных и экологических аспектов, социальная ориентация экономики;
4) крупные масштабы материального производства, ведущая роль промышленности;
5) опора на собственные природные, материальные и трудовые ресурсы;
6) привлечение иностранного капитала (инвесторов) для целей экономического и социального развития;
7) активизация участия в международном разделении труда и мирохозяйственных связях.
Для России принципиальное значение имеет создание необходимых механизмов для интеграции в мировую экономику, справедливого доступа к мировым финансовым ресурсам и рынкам. Прорыв в этой области уже наметился. Заключено соглашение с Европейским союзом (ЕС) о партнерстве и сотрудничестве, благодаря чему решены основные проблемы выхода страны на европейские рынки.
ЕС — главный торгово-экономический партнер России. На его долю приходится более 40% российского внешнеторгового оборота.
Россия тесно сотрудничает с разными странами в рамках международных организаций отраслевого и регионального профиля, таких, например, как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество.
Включение России в мировые экономические связи и структуры в перспективе должно быть дополнено соглашением со Всемирной торговой организацией (ВТО). Для нашей страны существенно важно, что сфера деятельности этой организации расширяется. Кроме традиционной торговли товарами, она будет охватывать и сферу услуг: банковские, страховые, транспортные и другие операции.
Для обеспечения деятельности Экономического союза используются существующие и организуются новые совместные исполнительные и координационные институты.
Стратегические интересы России заключаются в более тесном интеграционном сотрудничестве со странами СНГ. Россия должна иметь свободный доступ на их рынки, особенно для энергоносителей, продукции обрабатывающей промышленности и высоких технологий, а также использовать их сырьевые ресурсы, которые уже в той или иной мере оказались в сфере конкурентной борьбы с участием иностранного капитала.
В настоящее время хозяйство России переживает острую кризисную ситуацию. Негативные явления накапливались постепенно в течение десятилетий. Они были вызваны в значительной мере отсутствием адекватной реакции на изменяющиеся условия производства и требования научно-технического прогресса, господством командно-административных методов хозяйствования и другими причинами. Стремление экстенсивными способами сдерживать начавшееся падение темпов роста производства приводило к непомерным затратам на наращивание топливно-энергетических отраслей, форсированному вовлечению в оборот новых природных и трудовых ресурсов, их нерациональному использованию, к падению фондоотдачи.
Производственно-технический потенциал нашей страны — один из самых мощных в мире. Россия располагает огромными природными, материальными и трудовыми ресурсами. Но при значительных масштабах экономика отличается накопившейся в течение длительного периода времени инерционностью и как следствие этого — недостаточной восприимчивостью к научно-техническому прогрессу. В изношенном состоянии находится 40% основных производственных фондов. Это крайне отрицательно сказывается не только на производительности труда и качестве выпускаемой продукции, но и на экологической ситуации ряда районов страны. Экстенсивное экономическое развитие, при котором на протяжении многих лет во всех сферах хозяйства существовал затратный механизм и преобладали количественные оценки достигнутого уровня производства, вызвало наступление кризиса. Особенно острый характер приобрели проблемы, касающиеся потребительского рынка, социально-культурной сферы, здравоохранения, финансов, экологии.
Современный этап экономического и социального развития России связан с радикальными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Переход к рынку не имеет альтернативы.
Свойственные рынку механизмы саморегулирования должны обеспечивать сбалансированность экономики страны; наилучшую координацию деятельности всех производителей; рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов; гибкость производства, его восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса; органическое соединение отечественной экономики с мировым хозяйством. Но эти механизмы необходимо привести в действие с помощью радикальных экономических реформ, к которым Россия приступила с начала 1992 г. Их конечные цели — экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики, обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан.
Преобразования на пути к рыночной экономике осуществляются по нескольким взаимосвязанным направлениям:
1) либерализация экономики, т.е. снятие административных ограничений с цен, хозяйственных связей, внешнеэкономической деятельности, развитие торговли взамен прежней распределительной системы;
2) стабилизация финансов и денежной системы, обеспечивающая укрепление рубля как всеобщего эквивалента и единственного платежного средства на территории страны;
3) приватизация, развитие предпринимательства, создание иных институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства и экономического роста;
4) структурная перестройка экономики, ее демилитаризация, интеграция в мировое хозяйство, повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке;
5) создание конкурентной рыночной среды.
Экономическое и социальное развитие страны в долгосрочной перспективе сохраняет важнейшие приоритеты, прежде всего связанные с формированием эффективной, самодостаточной и социально ориентированной экономики. Стратегическая программа реформирования экономики России рассчитана на десятилетний период — до 2010 г.
Активная социальная реформа и прогнозируемый рост экономики, в том числе адресная социальная поддержка населения, введение накопительной пенсионной системы, и другие меры должны, по имеющимся расчетам, уменьшить разрыв в доходах между богатыми и бедными.
В результате выполнения долгосрочной программы экономического и социального развития ежегодный рост ВВП составит как минимум 5%. Считается, что установление либеральных условий хозяйствования, т.е. превращение бизнеса в выгодное занятие, уменьшит масштабы оттока капитала из России и увеличит внутренние инвестиции. Уровень инфляции, начиная с 2004 г., составляет не более 10% в год.
Основная идея реформирования экономики России заключается в том, чтобы сокращение налогов сопровождалось сокращением и государственных расходов.
Территориальная организация хозяйства сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда. Она была обусловлена приближением производства к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам, инфраструктурным объектам, к местам сосредоточения трудовых ресурсов и районам потребления готовой продукции; сдвигом промышленности в восточные районы; специализацией и комплексным развитием экономических районов; укреплением обороноспособности государства; влиянием международного разделения труда и интеграционных процессов.
Одна из самых важных вех на пути изменения территориальных пропорций в хозяйстве России — сдвиг промышленности в восточные районы, где сосредоточены основные природные запасы сырья, топлива и энергии. Здесь сложились мощные индустриальные базы, возникли крупные территориально-производственные, в том числе топливно-энергетические, комплексы.
Существенные изменения в размещении производительных сил коснулись и европейской части страны. Новое капитальное строительство было направлено на решение таких задач, как совершенствование топливно-энергетического баланса, создание предприятий наиболее эффективных отраслей промышленности, формирование систем трубопроводного и электронного транспорта и т.п.
Для территориальной организации хозяйства страны важную роль играет экономическая политика в отношении стран СНГ, в том числе ближнего зарубежья. Она направлена на формирование общего экономического пространства, что обеспечивает переход к единому торговому пространству и развитию глубоких интеграционных процессов.
В новых условиях хозяйствования при переходе к рыночной экономике проблемы территориальной организации производительных сил должны решаться с учетом таких условий, как свободное перемещение товаров и услуг, рабочей силы и капиталов, и в зависимости от конъюнктуры товарных рынков. При решении задач по размещению возникает необходимость анализа и оценки ряда ограничений, среди которых на первый план выступают природные, материальные и трудовые ресурсы, а также экологические факторы, в том числе устойчивость природных ландшафтов к воздействию техногенных нагрузок.
Проблема экологического оздоровления России не имеет альтернативы. Научно-технический прогресс немыслим без обеспечения благоприятной среды обитания человека. Между тем в ряде районов страны экологическая обстановка оказывается сложной, а местами — даже критической. Поэтому размещение и функционирование предприятий разных отраслей хозяйства непосредственно зависят от требований рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В принципе прогноз территориальной организации хозяйства не может не опираться на особенности региональной дифференциации природных, экономических и социальных условий. Основополагающее значение при этом имеют социальные критерии и приоритеты.
Переход к рыночной экономике в России сопровождался усилением территориальной дифференциации развития производительных сил. Более того, появились признаки региональной поляризации. Например, по финансово-экономическим аспектам (прибыльность или убыточность производства, денежные доходы населения и т.п.) экономические районы стали делиться на «богатые» и «бедные». К первым принадлежат в основном восточные районы, ко вторым — многие районы европейской части.
Проведение экономических реформ в стране (темпы, масштабы, направления) указывает на значительные региональные различия. Быстрее всего на начальном этапе они осуществлялись в старых промышленных районах (Центральном, Волго-Вятском, Северо-Западном и Уральском). Медленнее процесс перехода к многоукладной экономике идет в районах с преимущественно аграрной специализацией, а также там, где наблюдается сильное отставание в экономическом и социальном развитии (Калмыкия, Дагестан, Тыва и др.).
Немалую сложность вносят наличие многочисленных бывших «номерных» городов — опорных пунктов ВПК с их специфическим укладом жизни и господство промышленных предприятий (особенно крупных) с собственным жилым фондом и объектами социальной инфраструктуры.
Разнообразие природных, экономических и социальных условий страны придает особое значение региональным проблемам. Концепция территориального развития России должна строиться с учетом возрастающей роли регионов в решении федеральных задач и преодолении кризисных процессов.
В настоящее время все регионы страны, так или иначе, представляются проблемными. Это — результат не только трудностей, вызванных переходом к рыночным отношениям, но и выявившейся тенденцией к экономической дезинтеграции, региональному сепаратизму. Среди проблемных регионов по уровню экономического и социального развития, глубине кризисных процессов, значению в решении федеральных (общегосударственных) задач выделяют следующие основные типы:
1) отстающие;
2) депрессивные;
3) кризисные;
4) особого стратегического значения.
Депрессивные регионы — территории с устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также с растущей безработицей. К ним относятся, например, в европейской части страны Псковская, Ивановская и Костромская области, республики Калмыкия, Мордовия и Чувашия, а в пределах восточных районов — Алтайский край, Новосибирская и Читинская области, республики Алтай и Тыва.
Кризисные регионы отличаются экстремальным характером экономических и социальных процессов (остановка промышленных предприятий, межэтнические конфликты). В их числе, прежде всего, республики Северного Кавказа.
К регионам особого стратегического значения принадлежат Крайний Север и приравненные к нему территории, Дальний Восток, Калининградская область и все приграничные районы.
Зона Крайнего Севера и приравненные к ней территории занимают почти 2/3 всей площади страны, но проживает здесь всего 10 млн. человек, т.е. около 7% населения России, в том числе 30 малочисленных народов общей численностью 200 тыс. человек. Суровые природные условия вызывают немалые дополнительные затраты материальных средств и труда на хозяйственное освоение территорий, что негативным образом повлияло на социально-экономическую ситуацию при переходе к рыночным отношениям.
В то же время Крайний Север сосредоточивает огромные природные ресурсы. Их вовлечение в оборот привело к формированию территориально-производственных комплексов (ТПК) преимущественно топливно-энергетической ориентации (Западно-Сибирского, Южно-Якутского, Тимано-Печорского и др.), крупных промышленных узлов (например, Норильского).
На Крайнем Севере добываются 9/10 природного газа, 3/4 нефти (включая газовый конденсат), 9/10 олова и никеля, подавляющая часть золота и алмазов, здесь производится весь апатитовый концентрат, 1/2 лесопродукции и 2/5 рыбных консервов. Многие месторождения полезных ископаемых имеют мировое значение.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи