Высшее образование США

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Формирование системы высшего образования. Первые шаги до становления системы высшего образования в США было сделано еще в начале XVII ст., когда учреждались колледжи свободных искусств, которые создавались наподобие английских технологических. Впоследствии почти во всех штатах появились сельскохозяйственные колледжи. Однако, если в Европе высшие профессиональные школы существовали самостоятельно, то в США обычно, включались в состав университета наряду с колледжами свободных наук и искусств. Одновременно со степенью бакалавра они начали присваивать степень магистра и доктора. Таким образом, к началу XX ст. эволюция учреждений американской высшей школы привела к созданию больших университетов, которые стали основными ячейками фундаментальной науки в США.

Современные принципы построения высшего образования. Заведения высшего образования. В США насчитывается несколько тысяч самых разнообразных ВНЗ, которые можно классифицировать многими способами. По форме финансирования их разделяют на две группы: большую по численности группу составляют частные заведения (черпают средства из оплаты студентов за учебу, частных пожертвований, спонсорства) и государственные (значительная часть средств поступает из федерального и местных бюджетов).

Высшее образование Германии

Наука » Педагогика » Общая педагогика
ВФормирование системы высшего образования. Один из самых старых университетов Германии открылся в 1385 г. (г. Гейдельберг) и был создан в соответствии с парижской модель. Корпорации преподавателей и студентов было дано право изучать теологию, право, медицину и философию. На конец XVII ст. в стране бьшо почти 40 университетов, которые готовили государственных чиновников.

Новый этап реформы высшего образования начался с создания образцового университета в Берлине (1809/10 гг.) и связан с именем Вильгельма фон Гумбольдта, который определенное время руководил образованием в правительстве Пруссии. В основу деятельности этого университета он положил принципы широкой автономии при государственном финансировании, самоуправление кафедр, акцент на свободных исследованиях без узкого практического направления, отличие университетского образования от школьной и от сугубо профессиональной подготовки. Все это стало основой свободы преподавания для профессоров и сочетания науки и учебы для студентов, а также положило начало созданию технических университетов.

Во время реформы системы образования после Второй мировой войны к категории заведений высшего образования перешли высшие профессиональные школы.

Сегодня для высшего образования Германии характерное взаимодействие федерального правительства и правительств земель: регулярно собирается конференция министров образования земель, есть также Союз ректоров ВНЗ. Большинство серьезных документов они создают совместно. Создана также комиссия научного планирования. ВНЗ финансируются землями на 94%, центром — на 6% (в 1993 г.). Около 7,8% финансирования университетской науки осуществляет частный сектор экономики.

Высшее образование Великобритании

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Формирование системы высшего образования. Несколько веков все высшее образование страны представляли основанные в ХИ-ХШ вв. университеты в Оксфорде и Кембриджи, созданные для учебы элиты. И только в XX ст. статус университетов получили колледжи, которые готовили молодежь к выпускным экзаменам в Лондонском университете.

Высшее образование страны было элитарным и охватывало очень малый процент молодежи. Однако после Второй мировой войны количество университетов удвоилось.

Почти век система высшего образования в Великобритании имела бинарную структуру. Однако с предоставлением в 1992 г. техническим институтам статуса университетов эти два звена высшего образования объединились. Общее руководство высшим образованием осуществляет Министерство образования и науки, которое реализует эту политику через Советы университетских фондов Англии, Шотландии и Уэльса.

Общие принципы формирования систем высшего образования европейских стран

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Система образования, как и культура ее народа, является уникальным явлением, несравненно сложнее, чем другие системы (транспорта, связи, безопасности), потому что глубоко связана с духовными и материальными аспектами прошлого и современного. Учитывая это, в каждой стране образование и его организация имеют свои особенности. При реформировании высшего образования, с одной стороны, учитываются приоритеты сохранения культурного разнообразия национальных систем образования, а с другой -задачи по улучшению международного сотрудничества, мобильности, трудоустройства студентов в европейском или международном ареале, международной конкурентоспособности учреждений высшего образования.

Структура мирового высшего образования кажется чрезвычайно многообразной, однако доминируют две тенденции:

1. Унитарная, или единственная, система, когда высшее образование обеспечивается университетами или соответствующими им заведениями. Такие заведения предлагают как общие академические степени, так и профессионально ориентированные программы разной длительности и уровня. В унитарной системе высшего образования в ее состав входят лишь университеты (часть других вузов составляет незначительный процент). Таким является образование в Италии, Испании, Австрии, Финляндии, Швеции. Некоторые эксперты вьщеляют в отдельную группу страны с т. н. «интегрированными» университетами, в состав которых вошли специализированные средние и высшие учебные заведения (Швеция и Испания) и страны, которые принадлежали к социалистическому лагерю.

Адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В Украине в 1998 году был создан Межведомственный координационный сонет по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, а в 1999 г.- единую систему планирования, координации и контроля за подготовкой проектов законов и адаптацией законодательства органами исполнительной власти. При Министерстве юстиции Украины начал действовать Центр сравнительного права и Европейский центр перевода актов законодательства. Организационную структуру этого процесса было усилено в 2000 г. созданием Национального Совета при Президенте Украины по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС.

ЕС поддерживает адаптацию законодательства Украины путем предоставления технической помощи через основанный в рамках программы TACIC Українсько-європейський консультативний центр з питань законодавства (UEPLAC).

27 ноября 2003 р. Верховна Рада України приняла Закон Украины «Про Загальнодержавну програму адаптації законодавства України до законодавства Свропейського Союзу», который ставит целью полную интеграцию Украины в европейский правопорядок, и следовательно - достижения соответствия одному из основных критериев вступления в ЕС.

Евроинтеграция Украины как фактор социально-экономического развития государства

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В современном мире развитие Украины определяется в общем контексте Европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализация, свобода передвижения, свобода получения образования какого-либо уровня, что является неотъемлемым атрибутом гражданского демократического общества.
С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию к Европейскому Союзу, Указами Президента Украины утверждена Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз. Основными направлениями культурно-образовательной и научно-технической интеграции обозначено внедрение европейских норм и стандартов в образовании, науке и технике, расширение собственных культурных и научно-технических достижений в ЕС.
Необходимость реформирования системы образования Украины, её усовершенствования и повышения уровня качества является самой важной социокультурной проблемой, которая в значительной степени обуславливается процессами глобализации и потребностями формирования позитивных условий для индивидуального развития человека, его социализации и самореализации в этом мире.
Стратегическими заданиями реформирования высшего образования в Украине является трансформация количественных показателей образовательных услуг в качественные. Этот трансформационный процесс должен базироваться на таких принципах:
• во-первых, это национальная идея высшего образования, содержание которой состоит в сохранении и приумножении национальных образовательных традиций;
• во-вторых, развитие высшего образования должно подчиняться законам рыночной экономики, то есть распределению труда, закона изменения труда и закона конкуренции, поскольку экономическая сфера является исключительно важной в формировании логики общественного развития;
• в-третьих, развитие высшего образования следует рассматривать в контексте тенденции развития мировых образовательных систем, в том числе европейских.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Авторская школа - учреждение, где реализуются отдельные идеи и концепции.

Адаптация - приспособление.

Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Андрогогика - раздел педагогики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым человеком в процессе учебной деятельности, а также особенностей руководства ею со стороны профессионального педагога.

Бакалавр - в большинстве стран степень, приобретаемая студентом после освоения программы базового высшего образования.

Валеология - наука о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека.

Вариативность образования - способность системы образования предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий; один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Профессиональные качества педагога

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют следующие основные способности педагога:

организаторские способности, проявляющиеся в умении учителя сплотить учащихся, занять их, спланировать работу.

дидактические способности, состоящие в умении подобрать учебный материал, ясно, убедительно и последовательно его изложить, соответствующим образом стимулировать развитие познавательного интереса и способностей учащихся, повышать их учебную активность.

коммуникативные способности, являющиеся умением учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями и др.

исследовательские способности как умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

научно-познавательные способности, заключающиеся в способности усваивать соответствующие научные знания.

Методы теоретического исследования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам теоретического исследования относят теоретический анализ, синтез, методы индукции и дедукции.

Теоретический анализ это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, исследователь выявляет в них общее и особенное, устанавливает общий принцип или правило.

Исходя из целевой направленности и содержания анализа, выделяют его разные виды. Так, классификационный анализ применяется чаще всего на первичной, описательной стадии научного исследования. Он позволяет упорядочить и классифицировать явления на основе их сходства и повторяемости.

Более сложным является анализ отношений. Он направлен на изучение отношений между отдельными сторонами явления, позволяет глубже проникнуть в его сущность. Анализ педагогических явлений осуществляется тогда, когда речь идет не об одном, а о ряде условий, которые взаимно друг на друга влияют, взаимно заменяют и компенсируют. Анализ условий имеет целью объяснить возникновение явлений и обосновать предполагаемую их повторяемость.

Методы изучения педагогического опыта

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Методы изучения педагогического опыта это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Важно изучение не только передового опыта, но и опыта рядовых учителей. Нередко именно он отражает реальные противоречия педагогического процесса.

Указанную группу методов еще называют эмпирическими методами познания педагогических явлений. От слова греческого происхождения «эмпиризм», означающего «опыт». Эти методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые впоследствии подвергаются теоретическому анализу.

При изучении педагогического опыта применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение работ учащихся, изучение педагогической документации.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Предполагается ведение протоколов наблюдений, киносъемка, магнитные и видеозаписи. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Педагогические исследования, их разновидности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) это процесс и результат научной деятельности, направленной на получе ние новых знаний о закономерностях образования, его структуре и меха низмах, содержании, принципах и технологиях.

Педагогические исследования можно разделить на: фундаментальные, прикладные, разработки.

Фундаментальные исследования направлены на выработку концеп ций, обобщающих итоги теоретических и практических достижений педа гогики, выработку прогностических моделей развития педагогических си стем.

Прикладные исследования имеют целью углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики.

Разработки направлены на выработку и обоснование конкретных научно-практических рекомендаций по развитию педагогического процес са.

Любое педагогическое исследование, в конечном счете, является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельно сти. Оно может считаться соответствующим своему назначению, если будет носить опережающий характер по отношению к педагогической прак тике, т.е. способствовать ее преобразованию и совершенствованию. Исхо дя из этого, основными критериями качества педагогического исследова ния являются: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Условия развития личности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, с другой, существуют закономерные связи. Установлено, что развитие человека определяется целым рядом различного рода условий. Их отсутствие или недостаточность приводят к прекращению или замедлению развития, в том числе в воспитании, обучении и социализации.

Принято выделять внутренние и внешние условия развития. К внутренним относят физиологические и психические свойства организма. Внешние условия это окружение человека, среда, в которой человек живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются его новые качества. И так происходит без конца.

Важнейшее значение имеет изучение соотношений биологического и социального в развитии человека. Человек это природное существо, он наделен природными силами, задатками и способностями, которые, безусловно, оказывают влияние на его социальное развитие, формирование как личности. Биологическое, например, реализуется через определенную природную предрасположенность к той или иной деятельности: наличие математических задатков, музыкального слуха, хороших голосовых данных, способности к поэтическому творчеству и т.д. Эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда, влияют на их личностное формирование.