Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам теоретического исследования относят теоретический анализ, синтез, методы индукции и дедукции.
Теоретический анализ это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, исследователь выявляет в них общее и особенное, устанавливает общий принцип или правило.
Исходя из целевой направленности и содержания анализа, выделяют его разные виды. Так, классификационный анализ применяется чаще всего на первичной, описательной стадии научного исследования. Он позволяет упорядочить и классифицировать явления на основе их сходства и повторяемости.
Более сложным является анализ отношений. Он направлен на изучение отношений между отдельными сторонами явления, позволяет глубже проникнуть в его сущность. Анализ педагогических явлений осуществляется тогда, когда речь идет не об одном, а о ряде условий, которые взаимно друг на друга влияют, взаимно заменяют и компенсируют. Анализ условий имеет целью объяснить возникновение явлений и обосновать предполагаемую их повторяемость.
Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений. Анализ и синтез это фактическое или мысленное разложение целого на части и процесс их обратного соединения в целое. Эти процессы взаимообусловлены, их нельзя отрывать друг от друга, противопоставлять или абсолютизировать один из них.
Использование метода синтеза ведет исследователя к прослеживанию широких системных связей, к рассмотрению, например, процесса обучения в непосредственной связи с разносторонней школьной жизнью.
Методы индукции и дедукции это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Они диалектически связаны между собой так же, как синтез и анализ. Индуктивный метод направлен на движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего к частному.
Индукция означает обобщение на основе данных опыта. Это форма движения познания, ведущая от эмпирического уровня к уровню теоретическому. Она включает в себя обобщение нескольких отдельных случаев, аналогии, статистическое описание, статистические выводы.
Современная трактовка дедуктивного метода шире, чем просто движение от общего к частному. Дедукция понимается как выведение утверждения из одного или нескольких других утверждений на основе законов и правил логики, т.е. выведение логически необходимых выводов из утверждений, которые признаются правдивыми.
Теоретические методы связаны с изучением литературы. Она дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Работа с литературой основана на использовании следующих методов:
составление библиографии перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
реферирование сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;
конспектирование ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;
аннотирование краткая запись общего содержания книги или статьи;
цитирование дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Теоретический анализ это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, исследователь выявляет в них общее и особенное, устанавливает общий принцип или правило.
Исходя из целевой направленности и содержания анализа, выделяют его разные виды. Так, классификационный анализ применяется чаще всего на первичной, описательной стадии научного исследования. Он позволяет упорядочить и классифицировать явления на основе их сходства и повторяемости.
Более сложным является анализ отношений. Он направлен на изучение отношений между отдельными сторонами явления, позволяет глубже проникнуть в его сущность. Анализ педагогических явлений осуществляется тогда, когда речь идет не об одном, а о ряде условий, которые взаимно друг на друга влияют, взаимно заменяют и компенсируют. Анализ условий имеет целью объяснить возникновение явлений и обосновать предполагаемую их повторяемость.
Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений. Анализ и синтез это фактическое или мысленное разложение целого на части и процесс их обратного соединения в целое. Эти процессы взаимообусловлены, их нельзя отрывать друг от друга, противопоставлять или абсолютизировать один из них.
Использование метода синтеза ведет исследователя к прослеживанию широких системных связей, к рассмотрению, например, процесса обучения в непосредственной связи с разносторонней школьной жизнью.
Методы индукции и дедукции это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Они диалектически связаны между собой так же, как синтез и анализ. Индуктивный метод направлен на движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего к частному.
Индукция означает обобщение на основе данных опыта. Это форма движения познания, ведущая от эмпирического уровня к уровню теоретическому. Она включает в себя обобщение нескольких отдельных случаев, аналогии, статистическое описание, статистические выводы.
Современная трактовка дедуктивного метода шире, чем просто движение от общего к частному. Дедукция понимается как выведение утверждения из одного или нескольких других утверждений на основе законов и правил логики, т.е. выведение логически необходимых выводов из утверждений, которые признаются правдивыми.
Теоретические методы связаны с изучением литературы. Она дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Работа с литературой основана на использовании следующих методов:
составление библиографии перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
реферирование сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;
конспектирование ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;
аннотирование краткая запись общего содержания книги или статьи;
цитирование дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи