История развития системы умственного воспитания дошкольников в России

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Главным в умственном воспитании ребенка обозначается не накопление им знаний, умений, навыков, а развитие познавательной сферы. Исторический опыт отражает разные механизмы модернизации системы умственного воспитания. В истории дошкольного воспитания особое место занимает период 50-х - конца 90-х гг. Усложнение содержания начального образования в эти годы поставило на повестку дня проблему подготовки детей к школе в условиях детского сада. И особое место в этой подготовке отводилось умственному воспитанию, так как именно оно приближало дошкольника к деятельности школьника.
В начале 50-х гг. умственное воспитание в программно-методических документах и пособиях по дошкольному воспитанию рассматривалось односторонне как работа над развитием речи.
В 1951 году Усова вводит новую форму работы с дошкольниками – занятие, как систематическое обучение. Занятие явилось переломным этапом в организации работы по умственному воспитанию.
Это повлекло к появлению учебно-дисциплинарной формы организации педагогического процесса. Акцент был сделан на фронтальные занятия, которые ставили воспитателя в позицию оценивающего эксперта, поэтому основной цели не удалось достичь – развитие всесторонне гармонично развитой личности.

История профессии педагога

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Профессия педагога одна из наиболее древних в истории человечества. Воспитание подрастающего поколения начало складываться в период перехода первобытного человека к трудовой деятельности (орудийной деятельности). В обществе возникла потребность в передаче опыта трудовой деятельности. Дети работали вместе со взрослыми, подражали им, и научились выживать. Постепенно в обществе складываются брачные отношения (семейное воспитание). Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей определило изменение в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения – инициация.
Инициация – это совершение ритуала, обрядов, посвящение юношей и девушек во взрослую жизнь. Это был своеобразный экзамен на взрослость. Обряд можно считать прообразом школы. Постепенно в обществе выделились лица, посвятившие свою жизнь воспитанию и обучению молодежи. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях попечение о детях возлагали на образованного человека. Его и стали называть педагогом (pidas – дитя, ago – вести). Позднее педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а за тем и преподавателей, учителей. Профессия педагога становится государственно значимой профессией. Профессия – это род человеческой деятельности, требующий специальной подготовки. Профессия является источником существования. Профессия – это многозначное понятие, которое включает в себя: общность людей, занимающихся данным видом труда и жизненный путь человека, область приложения его сил.

Профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Е.А. Климов выделил этапы жизненного пути профессионала:
1 этап – этап выбора профессии (оптант)
2 этап – человек выбрал профессию и осваивает специальность, профессию, т.е. учится (адент)
3 этап – фаза молодого специалиста (длится 3 - 5 лет) (адаптант)
4этап – накопление жизненного и практического опыта, когда человек проявляет самостоятельность (интервал)
5 этап – фаза формирования высокого профессионализма, выработка собственного стиля работы (мастер)
6 этап – воспитатель выступает как мастер своего дела, имеющий труды, свое управление в работе (авторитет)
7 этап – педагог, у которого собственная школа (наставник)

Основные направления профессиональной подготовки педагогических кадров в связи с мировыми тенденциями в образовании:
1.непрерывность образования
2.гуманизация образования
3.гуманитаризация
4.демократизация образования
5.интеграция образования
6.интенсификация образования.
Непрерывность образования – обеспечивается многоуровневой подготовкой, преемственностью образовательных программ, социализацией, введением государственных образовательных стандартов.

О педагогической деятельности В.О.Ключевского

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Общепедагогические и дидактические взгляды В.О.Ключевского касались как общих вопросов обучения (характеристики научного познания и его взаимосвязи с другими формами постижения действительности, различных учебных дисциплин, проведении сопоставительного анализа естественнонаучных и гуманитарных предметов, субъектов образовательного процесса и их взаимодействия), так и методических рекомендаций относительно преподавания учебных дисциплин, главным образом истории. Выдвинутые В.О.Ключевским требования к организации учебного процесса: целенаправленность, последовательность, доступность изложения, использования адекватных средств и методов (метод проблемного изложения учебного материала, использование наглядности в преподавании), необходимости реализации внутрипредметных и межпредметных связей во многом носили новаторский для своего времени характер, находят свое отражение в современном образовательном процессе и не теряют своей актуальности.
Историк осмыслил педагогический процесс и сформулировал ряд принципов, методов и приемов воспитания детей. В.О.Ключевский показал влияние различных факторов природного и социального происхождения на становление личности человека, выделяя воспитание как целенаправленный вид деятельности. Он представил значение и методы влияния различных институтов социализации на становление русского народа. Историк полагал, что преподавание и воспитание тесно связаны между собой. При этом ученый считал, что преподавательская деятельность способствует решению воспитательных задач. В.О.Ключевский указывал на важнейшее влияние двух институтов в деле воспитания детей - семьи и школы, утверждая необходимость их сотрудничества с одной стороны и показывая различие решаемых задач с другой. Функцию координатора воспитательного влияния обоих институтов ученый возлагал на педагогическую науку и призывал к серьезному отношению к вопросам становления подрастающего поколения. При этом воспитательные идеи не были пустой декларацией, а явились отражением педагогической позиции ученого, имевшей конкретное воплощение в его практической преподавательской деятельности.

Модернизация университетского образования в свете Болонского процесса

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В условиях вхождения в Болонский процесс первоочередной задачей каждого высшего учебного заведения является выработка согласованной стратегии развития в контексте формирования единого европейского образовательного пространства. Это позволит определить формальные и содержательные задачи, расставить приоритеты в организации образовательного процесса, разработке новых образовательных программ, перестройке структуры высшего учебного заведения. С целью выработки общей программы действий, обеспечения единства в подходах, принципах и других аспектах образовательного процесса на уровне отдельно взятого вуза необходимо сотрудничать на уровне администрации факультетов, заведующих кафедрами, преподавателей и студентов.

В контексте модернизации университетского образования особо необходимо совершенствование системы обеспечения качества украинского образования, что непосредственно связано с повышением «качества абитуриента», качеством профессиональной подготовки выпускников вузов, развитием системы повышения квалификации преподавателей. Ответственность за достижение этой цели должны нести все субъекты образовательного процесса: чиновники, администрация образовательных учреждений, ученые, преподаватели и студенты. Важно также сохранить фундаментальность и научность высшего образования, как принципиальные свойства, потеря которых в ходе радикальных преобразований отрицательно скажется на качестве образования.

Как показывает опыт Университета экономики и управления, важным фактором на пути реализации Болонского процесса является систематическое изучение результатов образовательных преобразований, как на уровне всего университета, так и на уровне его отдельных структур. Это позволяет выработать универсальные принципы и механизмы реализации программы модернизации и, прежде всего, внедрения кредитно-модульной системы оценивания знаний. Ведь модульная организация содержания учебной дисциплины - это не механический перенос разделов программы в учебные модули. Только взаимное сотрудничество университетских структур позволяет провести аналитико-логическую работу над содержательным наполнением дисциплины, структурировать её как систему, а не произвольный конгломерат научной информации.

Тенденции трансформации высшего образования Украины накануне Болонского процесса

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из главных шагов, сделанных в первое десятилетие независимости Украины, был шаг, направленный к приближению системы высшего образования к стандартам наиболее признанных на мировом уровне систем образования.

- В 1991 г. вышел «Закон об образовании» и началась разработка концепции ступенчатой подготовки специалистов соответственно заложенным в Законе об образовании положениям.

- В том же году было создано единое Министерство образования, которое объединило сферы деятельности всего образовательного процесса. Это, безусловно, положительно повлияло на последующее реформирование системы образования.

- В 1992 г. постановлением Кабинета Министров Украины было утверждено «Положение об аккредитации высших учебных заведений», которое положило начало системной работе по официальному признанию права высших учебных заведений осуществлять свою деятельность на уровне государственных требований и стандартов образования.

- В 1993 г. введено «Положение о ступенчатой системе образования в Украине», основанием которой стали все официальные документы, касающиеся функционирования системы высшего образования, принятые в 1991-1993 гг., а также соответствующие международные документы, в частности Международный стандарт классификации образования, принятый ЮНЕСКО.

Перспективы развития ECTS в Европе и Украине

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В феврале 1999 года Европейская комиссия образовала рабочую группу для изучения возможности перехода от системы «трансферта — передачи» кредитов ECTS к системе «накопления» кредитов — European Credit Accumulation. В настоящее время предпринимаются первые шаги по созданию Европейской кредитной системы ECS за счет расширения системы ECTS и слияния ее с ЕСА. В основу такой системы должны быть положены следующие принципы:

• соблюдение автономии стран и вузов в области образовательной политики;

• улучшение международной «прозрачности» существующих национальных образовательных систем и квалификаций;

• совместимость с любой национальной образовательной системой, в которой может действовать или не действовать кредитная система;

• применимость ко всем видам программ и формам высшего образования (дневному, вечернему, заочному, дистанционному), поддержка концепции непрерывного образования;

• использование и развитие существующих механизмов и характеристик системы ECTS: кредитов, международного зачетного перевода, информационных пакетов, регистрации оценок знания и т.д.;

• совместимость с общеевропейским «Приложением к диплому» (Diploma Supplement), которое объясняет и делает прозрачными академические и профессиональные квалификации высшего образования.

Характерные особенности ECTS, ее базовые элементы

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Что такое ECTS-кредит. ECTS-кредит представляет собой численное значение, соответствующее единицам дисциплины для характеристики нагрузки студента, необходимой для ее завершения. Кредит отражает объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, т.е. лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний. ECTS кредиты являются скорее относительными, чем абсолютными величинами нагрузки студента. Они показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов.

В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения, 30 кредитов — семестру и 20 кредитов — триместру.

Как функционирует система ECTS. Механизм действия системы ECTS основывается на трех основных элементах:

• информационный пакет;

• договор на обучение (между вузом и студентом);

• регистрация оценки знаний.

Эти документы должны быть разработаны вузом с целью создания основы для заключения двух- и многосторонних соглашений по сотрудничеству со студентом и другим вузом.

Образовательные кредитные системы мира. История появления ECTS

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Впервые понятие кредит-системы было введено в США в конце XIX века. Впоследствии она совершенствовалась и распространилась в измененном виде в Европу и Россию, а в настоящее время она в том или ином виде применяется практически во всех развитых странах мира.

Причиной создания кредитной системы явилась возможность изучения дисциплин по выбору и составления индивидуальных программ обучения, так называемых образовательных траекторий (траекторий обучения). Из-за того, что учебные курсы сильно отличаются по длительности и сложности, появилась необходимость получения не только качественных, но и количественных оценок.

Все кредитные системы можно разделить на два основных типа: накопительные и трансферные . В первом случае кредиты накапливаются по мере обучения, а во втором — рассчитываются относительно годовой (семестровой) нагрузки. Трансферные (переводные) кредитные системы (Credit Transfer System/Scheme) предназначены для обмена студентами между вузами. Они позволяют сделать «прозрачным» учебный план иностранного студента, определить какие профилирующие дисциплины (они имеют больше кредитов) он изучал. Накопительные системы помимо этого позволяют накапливать кредиты в течение длительного времени (в зависимости, например, от наличия необходимых для обучения денежных средств). Степень бакалавра, например, можно получить в течение трех или шести лет. В связи с развитием концепции непрерывного обучения (LLL — Long Life Learning) накопительные кредитные системы являются более перспективными.

Основные задания и принципы образования зоны Европейского высшего образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Основные задания и принципы образования зоны Европейского высшего образования (шесть целей Болонского процесса):

1. Принятие общей системы сопоставимых образовательно-квалификационных уровней (в частности через утверждение приложений к диплому);

2. Введение двух циклов обучения: Фактически предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - до получения первой академической степени и 2-й - после его получения. При этом длительность обучения на 1-м цикле должна быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет. Обучение на протяжении второго цикла может предусматривать получение степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-ой степени) и/или докторской степени (при условии общей длительности обучения 7-8 лет).

3. Введение системы кредитов, соответствующей европейской системе перезачета кредитов. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS (Европейская система перезачета кредитов), сделав ее системой, способной работать в рамках концепции «обучение на протяжении всей жизни».

4. Расширение мобильности студентов и преподавателей. На основе выполнения предыдущих пунктов предусматривается существенное развитие мобильности студентов. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и другого персонала для взаимного обогащения европейским опытом.

Хронология событий Болонского процесса в Европе на основе принятых документов

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Объединение высшей школы в европейских странах назрело довольно давно, еще в середине XX столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы.

Большинство аналитиков высшего образования, рассматривая Болонский процесс. указывает на его отправную точку: принятие «Великой хартии университетов» (1988) в Болонье во время празднования 900-летия Болонского университета. В документе они, прежде всего, отметили увеличение значения университета в третьем тысячелетии. Фундаментальными принципами деятельности университета были названы:

во-первых, автономность,

во-вторых, единство образования и научных исследований.

Факторы евроинтеграции высшего образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
К первой группе относятся факторы, которые влекут за собой необходимость изменений в национальных системах образования не в связи с ситуацией конкретно в Европе, а в соответствии с общемировыми тенденциями.

Основной причиной, вызывающей необходимость реорганизации системы подготовки профессиональных кадров, являются коренные преобразования в экономике всех развитых стран. Можно сказать, что сегодня происходит революция в экономической сфере. Это видно на примере ускорения циклов производства товаров и сокращения времени их жизни. Причем это ускорение за 3—4 года не на 1-2 процента, а повышение на порядок. Время жизни товара на рынке начинает быть сопоставимо со временем его создания. Например, если какой-то товар пользуется спросом на протяжении года и затем его популярность падает ввиду появления на рынке другого аналогичного товара с более высокими потребительскими качествами, то часто на разработку и внедрение в производство нового товара необходимо затратить от полугода до года. Другой иллюстрацией может служить быстрое совершенствование производства на основе новейших информационных технологий.

Использование информационных технологий в непроизводственных сферах также позволяет создавать организации с более широкими возможностями и высокой конкурентоспособностью