В современном мире развитие Украины определяется в общем контексте Европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализация, свобода передвижения, свобода получения образования какого-либо уровня, что является неотъемлемым атрибутом гражданского демократического общества.
С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию к Европейскому Союзу, Указами Президента Украины утверждена Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз. Основными направлениями культурно-образовательной и научно-технической интеграции обозначено внедрение европейских норм и стандартов в образовании, науке и технике, расширение собственных культурных и научно-технических достижений в ЕС.
Необходимость реформирования системы образования Украины, её усовершенствования и повышения уровня качества является самой важной социокультурной проблемой, которая в значительной степени обуславливается процессами глобализации и потребностями формирования позитивных условий для индивидуального развития человека, его социализации и самореализации в этом мире.
Стратегическими заданиями реформирования высшего образования в Украине является трансформация количественных показателей образовательных услуг в качественные. Этот трансформационный процесс должен базироваться на таких принципах:
• во-первых, это национальная идея высшего образования, содержание которой состоит в сохранении и приумножении национальных образовательных традиций;
• во-вторых, развитие высшего образования должно подчиняться законам рыночной экономики, то есть распределению труда, закона изменения труда и закона конкуренции, поскольку экономическая сфера является исключительно важной в формировании логики общественного развития;
• в-третьих, развитие высшего образования следует рассматривать в контексте тенденции развития мировых образовательных систем, в том числе европейских.
В этом контексте реформирования высшего образования Украины важно проводить с учётом требований Международной стандартной классификации занятий, Международной стандартной классификации образования, Международного стандарта качества, критериев и стандартов, которые согласовали страны-участницы Болонского процесса.
Основные цели Болонского процесса сводятся к следующему:
• построение Европейского пространства высшего образования как предпосылки развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства;
• усиление международной конкурентоспособности как национальных, так и в целом Европейской системы высшего образования;
• достижения большей совместимости и сравниваемости систем высшего образования;
• формирование и усиление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала отдельных стран и Европы в целом;
• повышение значительной роли университетов в развитии национальных и Европейских культурных ценностей;
• соревнование с другими системами высшего образования за студентов, влияние, деньги и престиж.
Среди проблем современной высшей школы в Украине выделяется вопрос соотношения академического образования, что даёт возможность роста в академическом плане, и профессионального образования, что даёт возможность быстро адаптироваться на рынке труда. В этом ключе Украина стареется сберечь фундаментальное образование, фундаментальную подготовку.
Стоять в стороне от этого процесса Украина не может. Образовательное общество Украины заинтересовано действовать по всем направлениям Болонского процесса.
А что от этого выиграет Украина? Как утверждают западные эксперты, скорость развития научно-технического прогресса такова, что трем четвертям сегодняшних студентов и выпускников вузов весьма скоро придется работать по специальностям, которых сегодня еще нет в природе. Нынешняя жесткая, забюрократизированная, иерархическая и, что греха таить, коррумпированная система украинского высшего образования, доставшаяся нам в наследство с советских времен, просто не способна справиться с требованиями времени.
С точки зрения студентов и преподавателей, участие в европейском едином образовательном пространстве даст им новые возможности и расширит горизонты, в частности за счет предусмотренного в рамках Болонского соглашения межвузовского и межгосударственного обмена. К слову, без такого массового обмена студентами и преподавателями Украине будет трудно решить острейшую проблему очень слабого знания нашими специалистами иностранных языков. Кроме того, личное присутствие поможет украинцам наладить деловые связи и понять ситуацию на европейском рынке. Это особенно ясно видно на примере экономического и юридического образования. Разве можно вырастить высококлассного специалиста, если его учат профессора, не принимающие участия в разработке и финансировании крупных эффективных проектов, не имеющие реального опыта в области международного права?.. Такая же проблема стоит и перед нашими инженерами, конструкторами, программистами... Ведь чтобы выпускать по-настоящему конкурентоспособную продукцию, нужно прежде всего не тратить силы на «изобретение велосипеда».
Учитывая состояние украинской системы высшего образования, главным направлением Болонского процесса для нас станет либерализация высшей школы, обучение студентов принципам свободы и одновременно ответственности за свой выбор. Ведь только внутренне свободный человек, освоивший искусство принятия решений и держания за них ответа, может быть по-настоящему сознательным гражданином, а также конкурентоспособным, мобильным профессионалом. Западная практика показывает, что студент, выбравший курс на основе личного интереса, и учится совсем по-другому.
Надо подчеркнуть, что главные положения Болонского соглашения, не есть скороспелое изобретение составителей документа. Все они прошли апробацию временем и доказали свою эффективность — в тех же США, в Великобритании и во многих странах и вузах Западной Европы. Именно поэтому европейцы решили сделать их общепринятыми.
С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию к Европейскому Союзу, Указами Президента Украины утверждена Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз. Основными направлениями культурно-образовательной и научно-технической интеграции обозначено внедрение европейских норм и стандартов в образовании, науке и технике, расширение собственных культурных и научно-технических достижений в ЕС.
Необходимость реформирования системы образования Украины, её усовершенствования и повышения уровня качества является самой важной социокультурной проблемой, которая в значительной степени обуславливается процессами глобализации и потребностями формирования позитивных условий для индивидуального развития человека, его социализации и самореализации в этом мире.
Стратегическими заданиями реформирования высшего образования в Украине является трансформация количественных показателей образовательных услуг в качественные. Этот трансформационный процесс должен базироваться на таких принципах:
• во-первых, это национальная идея высшего образования, содержание которой состоит в сохранении и приумножении национальных образовательных традиций;
• во-вторых, развитие высшего образования должно подчиняться законам рыночной экономики, то есть распределению труда, закона изменения труда и закона конкуренции, поскольку экономическая сфера является исключительно важной в формировании логики общественного развития;
• в-третьих, развитие высшего образования следует рассматривать в контексте тенденции развития мировых образовательных систем, в том числе европейских.
В этом контексте реформирования высшего образования Украины важно проводить с учётом требований Международной стандартной классификации занятий, Международной стандартной классификации образования, Международного стандарта качества, критериев и стандартов, которые согласовали страны-участницы Болонского процесса.
Основные цели Болонского процесса сводятся к следующему:
• построение Европейского пространства высшего образования как предпосылки развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства;
• усиление международной конкурентоспособности как национальных, так и в целом Европейской системы высшего образования;
• достижения большей совместимости и сравниваемости систем высшего образования;
• формирование и усиление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала отдельных стран и Европы в целом;
• повышение значительной роли университетов в развитии национальных и Европейских культурных ценностей;
• соревнование с другими системами высшего образования за студентов, влияние, деньги и престиж.
Среди проблем современной высшей школы в Украине выделяется вопрос соотношения академического образования, что даёт возможность роста в академическом плане, и профессионального образования, что даёт возможность быстро адаптироваться на рынке труда. В этом ключе Украина стареется сберечь фундаментальное образование, фундаментальную подготовку.
Стоять в стороне от этого процесса Украина не может. Образовательное общество Украины заинтересовано действовать по всем направлениям Болонского процесса.
А что от этого выиграет Украина? Как утверждают западные эксперты, скорость развития научно-технического прогресса такова, что трем четвертям сегодняшних студентов и выпускников вузов весьма скоро придется работать по специальностям, которых сегодня еще нет в природе. Нынешняя жесткая, забюрократизированная, иерархическая и, что греха таить, коррумпированная система украинского высшего образования, доставшаяся нам в наследство с советских времен, просто не способна справиться с требованиями времени.
С точки зрения студентов и преподавателей, участие в европейском едином образовательном пространстве даст им новые возможности и расширит горизонты, в частности за счет предусмотренного в рамках Болонского соглашения межвузовского и межгосударственного обмена. К слову, без такого массового обмена студентами и преподавателями Украине будет трудно решить острейшую проблему очень слабого знания нашими специалистами иностранных языков. Кроме того, личное присутствие поможет украинцам наладить деловые связи и понять ситуацию на европейском рынке. Это особенно ясно видно на примере экономического и юридического образования. Разве можно вырастить высококлассного специалиста, если его учат профессора, не принимающие участия в разработке и финансировании крупных эффективных проектов, не имеющие реального опыта в области международного права?.. Такая же проблема стоит и перед нашими инженерами, конструкторами, программистами... Ведь чтобы выпускать по-настоящему конкурентоспособную продукцию, нужно прежде всего не тратить силы на «изобретение велосипеда».
Учитывая состояние украинской системы высшего образования, главным направлением Болонского процесса для нас станет либерализация высшей школы, обучение студентов принципам свободы и одновременно ответственности за свой выбор. Ведь только внутренне свободный человек, освоивший искусство принятия решений и держания за них ответа, может быть по-настоящему сознательным гражданином, а также конкурентоспособным, мобильным профессионалом. Западная практика показывает, что студент, выбравший курс на основе личного интереса, и учится совсем по-другому.
Надо подчеркнуть, что главные положения Болонского соглашения, не есть скороспелое изобретение составителей документа. Все они прошли апробацию временем и доказали свою эффективность — в тех же США, в Великобритании и во многих странах и вузах Западной Европы. Именно поэтому европейцы решили сделать их общепринятыми.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи