Высшее образование Германии

Наука » Педагогика » Общая педагогика
ВФормирование системы высшего образования. Один из самых старых университетов Германии открылся в 1385 г. (г. Гейдельберг) и был создан в соответствии с парижской модель. Корпорации преподавателей и студентов было дано право изучать теологию, право, медицину и философию. На конец XVII ст. в стране бьшо почти 40 университетов, которые готовили государственных чиновников.

Новый этап реформы высшего образования начался с создания образцового университета в Берлине (1809/10 гг.) и связан с именем Вильгельма фон Гумбольдта, который определенное время руководил образованием в правительстве Пруссии. В основу деятельности этого университета он положил принципы широкой автономии при государственном финансировании, самоуправление кафедр, акцент на свободных исследованиях без узкого практического направления, отличие университетского образования от школьной и от сугубо профессиональной подготовки. Все это стало основой свободы преподавания для профессоров и сочетания науки и учебы для студентов, а также положило начало созданию технических университетов.

Во время реформы системы образования после Второй мировой войны к категории заведений высшего образования перешли высшие профессиональные школы.

Сегодня для высшего образования Германии характерное взаимодействие федерального правительства и правительств земель: регулярно собирается конференция министров образования земель, есть также Союз ректоров ВНЗ. Большинство серьезных документов они создают совместно. Создана также комиссия научного планирования. ВНЗ финансируются землями на 94%, центром — на 6% (в 1993 г.). Около 7,8% финансирования университетской науки осуществляет частный сектор экономики.

Сегодня систему немецкого образования можно схематически показать таким образом: начальная школа (4 года) - средняя школа (8-летнее реальное училище или 9-летняя гимназия) - высшая школа (университеты, педагогический ВНЗ, высшая школа искусств или высшее техническое учебное заведение).

Современные принципы построения высшего образования. Заведения образования. После объединения в 1992/93 учебном году в Германии насчитывалось 318 заведений высшего образования разного уровня: 91 обычный и один общеобразовательный университеты, 11 педагогических, 19 теологических, 43 художественных и 153 технических и специализированных ВНЗ. С упомянутых до не государственного сектору входили 6 университетов, 17 теологических заведений, 2 художественных колледжа, 35 высших профессиональных школ.

Основой системы высшего образования являются университеты. Они имеют, обычно, классическую структуру и задачи: несут ответственность за научные исследования, учебу, подготовку кадров высшей квалификации, готовят докторов наук, наделены правом присуждать габилитацию (докторат-2) для замещения должностей заведующих кафедрами. Учеба длится по меньшей мере четыре года.

Педагогические высшие школы готовят учителей для низших уровней образования и специализированных школ. Высшие профессиональные школы играют важную роль, готовя специалистов из инженерии, бизнеса, менеджмента и т.п.; научные исследования у них сужены и они не претендуют на фундаментальность.

Музыкальные и художественные высшие школы готовят специалистов по всем видам искусств и музыки, включая теорию музыки, историю искусств и тому подобное.

Доступ граждан к образованию. Для вступления в заведения высшего образования нужно иметь аттестат о среднем образовании, который бывает трех типов: «общий» (дает право вступлению во все ВНЗ); «профессиональный» (дает право вступлению на определенные специальности); документ для поступления лишь в высшие профессиональные школы или на соответствующий факультет общеобразовательного университета. Первые два выдаются по окончании гимназии или соответствующего к ней профессионального заведения с длительностью учебы 13 лет. Третий получают после учебы длительностью 12 лет в профшколах. Музыкальные, художественные и спортивные ВНЗ проводят профессиональные экзамены. Для некоторых направлений высшего инженерного образования от поступающих требуют определенного стажа работы на производстве. Существует также возможность поступления во ВНЗ без формального аттестата на основе конкурсных экзаменов и обязательного определенного стажа работы за данной специальностью.

Учеба в государственных заведениях образования бесплатная (кроме платы за общежитие, пользование спортивными сооружениями и т. др.). Для более бедной категории студентов на определенное время назначается государственная стипендия, половину которой необходимо на протяжении определенного времени вернуть.

В учебном процессе применяют разные виды занятий: лекции, семинары, контрольные работы, практические занятия и экскурсии. Во время семинаров, контрольных и практик требуются устные или письменные работы, за которые студент получает курсовой сертификат, необходимый как во время итогового экзамена, так и во время перехода на следующий уровень учебы. Он является главным средством контроля качества учебы на протяжении учебного года. Расширяется привлечение студентов старших курсов к разному виду тьюторськой работы с младшими студентами (оплачиваемой).

Существует четыре категории преподавателей: профессор, ассистент, научный работник и преподаватель специальных дисциплин (иностранных языков, спорта и тому подобное). Функции первых двух выполняют доктора, но профессор должен иметь немалый опыт и избирается но основе национального конкурса. Научный работник должен иметь высшее образование, выполнять научные исследования и проводить практические занятия со студентами. Весь преподавательский состав имеет статус государственных служащих. Преподаватели университетов тратят на научную работу приблизительно 1/3 рабочего времени, их коллеги из высших профессиональных школ имеют вдвое высшую недельную лекционную нагрузку, потому на исследование у них остается меньше возможностей.

Ступенчатость образования. Выпускникам высших учебных заведений после сдачи государственного экзамена присваивают титул дипломированного специалиста, а в университетах - магистра, что дает право на государственную службу, соответствующую профессиональную деятельность и аспирантуру. Магистрат сориентирован на преподавательскую работу. Высшей квалификацией в Германии является титул доктора. Это требует 3-5 лет научных исследований, сдачи государственного экзамена и защиты диссертации.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.