Методы изучения педагогического опыта

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Методы изучения педагогического опыта это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Важно изучение не только передового опыта, но и опыта рядовых учителей. Нередко именно он отражает реальные противоречия педагогического процесса.

Указанную группу методов еще называют эмпирическими методами познания педагогических явлений. От слова греческого происхождения «эмпиризм», означающего «опыт». Эти методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые впоследствии подвергаются теоретическому анализу.

При изучении педагогического опыта применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение работ учащихся, изучение педагогической документации.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Предполагается ведение протоколов наблюдений, киносъемка, магнитные и видеозаписи. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Достоинства наблюдения заключаются в его планомерности и систематичности. Недостатки кроются в невозможности предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы, полученный материал не всегда поддается статистической обработке. При этом затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.

Имеет место наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение, т.е. со стороны.

Беседа, интервью, анкетирование относятся к опросным методам. Они сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

Беседа это диалог по заранее разработанной программе. Особое значение беседы состоит в том, что это личный контакт, а он помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.

К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка различных вариантов вопросов и др. Различают беседы индивидуальные и групповые.

Разновидностью беседы является интервью. Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами. Беседу и интервью образно называют опросом «лицом к лицу», анкетирование заочным опросом. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Анкетирование как письменный опрос весьма продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.

Основными требованиями к разработке анкет являются: точность формулировок анкеты; содержательная направленность; лаконичность и однозначность формулировок.

Применяются три типа анкет: открытая анкета, анкета закрытого типа, смешанная анкета.

Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов, предложенных респонденту на выбор. Анкета закрытого типа, наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым. Смешанная анкета содержит элементы открытой и закрытой анкет.

Ценным источником получения информации о состоянии педагогического процесса, степени его эффективности являются продукты деятельности учащихся, среди которых письменные, графические, творческие и контрольных работы, рисунки, чертежи, тетради по отдельным дисциплинам и т.д. Работы учащихся могут дать важные сведения об индивидуальных особенностях учеников, их наклонностях и интересах, отношении к делу и своим обязанностям, уровне развития старательности, прилежания и других качеств, мотивах деятельности. Этот метод, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами,

Одним из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации является изучение документации. К ней относятся: личные дела учащихся, медицинские карты, классные журналы, ученические дневники, протоколы собраний, заседаний и др.

Изучение школьной документации обеспечивает получение данных, позволяющих дать широкую характеристику сложившейся практики организации образовательного процесса. При этом важно иметь в виду, что работа над документами требует выяснения их надежности. Не исключено, что они могут быть искажены. Необходимо знать, с какой целью эти документы были подготовлены, в какой ситуации, какими методами пользовались.

Особую роль в эмпирических методах исследованиях играет эксперимент. Слово «эксперимент» латинского происхождения, в переводе означает «опыт», «испытание».

Педагогический эксперимент это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса. Сущность эксперимента как метода исследования состоит в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, гипотез. Эксперимент, по сути, является строго контролируемым педагогическим наблюдением. Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который сам и осуществляет.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный, состоящий в создании искусственных условий для проверки эффективности того или иного новшества. Для лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть разным по своим масштабам, охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Имеют место широкие региональные эксперименты, в том числе охватывающие систему образования страны. Иначе говоря, эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.

В зависимости от темы и цели исследования эксперименты могут быть длительными или краткосрочными.

Осуществление любого эксперимента подчинено общей логике. Ее можно представить в следующей схеме: автор разрабатывает некую новую педагогическую конструкцию, вслед за этим составляет программу ее опытной проверки на эффективность. Предварительно конструирует критерии оценки эффективности, отрабатывает регламент процедур проверки, подготавливает экспериментальную базу и условия реализации опытной работы, осуществляет намеченное и проверяет его итоги по реальным показателям с помощью надежных критериев.

Таким образом, выделяются следующие этапы эксперимента:

теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
собственно эксперимент проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

аналитический количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят, прежде всего, недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда их самочувствию, жизнедеятельности в настоящем и будущем.