Система образования, как и культура ее народа, является уникальным явлением, несравненно сложнее, чем другие системы (транспорта, связи, безопасности), потому что глубоко связана с духовными и материальными аспектами прошлого и современного. Учитывая это, в каждой стране образование и его организация имеют свои особенности. При реформировании высшего образования, с одной стороны, учитываются приоритеты сохранения культурного разнообразия национальных систем образования, а с другой -задачи по улучшению международного сотрудничества, мобильности, трудоустройства студентов в европейском или международном ареале, международной конкурентоспособности учреждений высшего образования.
Структура мирового высшего образования кажется чрезвычайно многообразной, однако доминируют две тенденции:
1. Унитарная, или единственная, система, когда высшее образование обеспечивается университетами или соответствующими им заведениями. Такие заведения предлагают как общие академические степени, так и профессионально ориентированные программы разной длительности и уровня. В унитарной системе высшего образования в ее состав входят лишь университеты (часть других вузов составляет незначительный процент). Таким является образование в Италии, Испании, Австрии, Финляндии, Швеции. Некоторые эксперты вьщеляют в отдельную группу страны с т. н. «интегрированными» университетами, в состав которых вошли специализированные средние и высшие учебные заведения (Швеция и Испания) и страны, которые принадлежали к социалистическому лагерю.
2. Бинарная, или двойная, система с традиционным университетским сектором, что так или иначе противится на концепцию Humboldt университета и на отдельный неуниверситетский сектор высшего образования, что имеет четко очерченную структуру. Такая система образования присущая большинству развитых стран мира, где рядом университетским сектором существуют специализированные заведения, которые принимают немалую часть молодежи. Из европейских стран бинарную систему высшего образования имеют Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Германия. Франция, Швейцария и ряд других.
Достаточно эффективной для мирового высшего образования является тенденция усовершенствования и расширения «короткого профессионального» высшего образования. Речь идет не об аналогах наших техникумов, а об интенсивной учебе в настоящем вузе (это, нередко, - особенный подраздел университетов), но на протяжении малого промежутка времени, до трех лет. При условии хорошей организации (примером являются созданные недавно «университетские институты» во Франции) получают основательное образование, как следствие - выпускники легко находят работу.
Тенденции к всесторонней (единственной) университетской системе вместе с развитием сильного сектора высшего образования неуниверситетского уровня способствовали более широкому толкованию понятия «университет», что отличается от определения, которое традиционно используется относительно континентального европейского университета, - учреждения с интенсивным сотрудничеством, согласованностью между преподаванием, учебой и успехами в нем, где большое внимание уделяется индивидуальной учебе.
Основные же задачи по организации учебных заведений высшего образования, которые имеют профессионально-ориентированные программы учебы параллельно с университетским сектором, практически одинаковые. В большинстве стран это:
- предложить профессионально ориентированные и экономически выгодные типы образования для удовлетворения потребностей рынка труда;
- обеспечить потребности растущего количества вступающих в должность без существенного увеличения правительственных расходов на высшее образование;
- предложить прежде всего программы, основанные на исследованиях прикладного характера;
- возобновление и улучшение уже существующего профессионально-ориентированного образования.
Структура мирового высшего образования кажется чрезвычайно многообразной, однако доминируют две тенденции:
1. Унитарная, или единственная, система, когда высшее образование обеспечивается университетами или соответствующими им заведениями. Такие заведения предлагают как общие академические степени, так и профессионально ориентированные программы разной длительности и уровня. В унитарной системе высшего образования в ее состав входят лишь университеты (часть других вузов составляет незначительный процент). Таким является образование в Италии, Испании, Австрии, Финляндии, Швеции. Некоторые эксперты вьщеляют в отдельную группу страны с т. н. «интегрированными» университетами, в состав которых вошли специализированные средние и высшие учебные заведения (Швеция и Испания) и страны, которые принадлежали к социалистическому лагерю.
2. Бинарная, или двойная, система с традиционным университетским сектором, что так или иначе противится на концепцию Humboldt университета и на отдельный неуниверситетский сектор высшего образования, что имеет четко очерченную структуру. Такая система образования присущая большинству развитых стран мира, где рядом университетским сектором существуют специализированные заведения, которые принимают немалую часть молодежи. Из европейских стран бинарную систему высшего образования имеют Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Германия. Франция, Швейцария и ряд других.
Достаточно эффективной для мирового высшего образования является тенденция усовершенствования и расширения «короткого профессионального» высшего образования. Речь идет не об аналогах наших техникумов, а об интенсивной учебе в настоящем вузе (это, нередко, - особенный подраздел университетов), но на протяжении малого промежутка времени, до трех лет. При условии хорошей организации (примером являются созданные недавно «университетские институты» во Франции) получают основательное образование, как следствие - выпускники легко находят работу.
Тенденции к всесторонней (единственной) университетской системе вместе с развитием сильного сектора высшего образования неуниверситетского уровня способствовали более широкому толкованию понятия «университет», что отличается от определения, которое традиционно используется относительно континентального европейского университета, - учреждения с интенсивным сотрудничеством, согласованностью между преподаванием, учебой и успехами в нем, где большое внимание уделяется индивидуальной учебе.
Основные же задачи по организации учебных заведений высшего образования, которые имеют профессионально-ориентированные программы учебы параллельно с университетским сектором, практически одинаковые. В большинстве стран это:
- предложить профессионально ориентированные и экономически выгодные типы образования для удовлетворения потребностей рынка труда;
- обеспечить потребности растущего количества вступающих в должность без существенного увеличения правительственных расходов на высшее образование;
- предложить прежде всего программы, основанные на исследованиях прикладного характера;
- возобновление и улучшение уже существующего профессионально-ориентированного образования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи