Учение – ведущая деятельность в образовании

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Как мы уже отмечали выше, история развития мировой цивилизации позволяет утверждать, что образование является наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей прогресс человеческого общества.

Автор определений и комментариев основных понятий дидактики высшей школы Ю.Г. Фокин считает, что термин «образование» в педагогической литературе достаточно размыт: «от введенного И.Г. Песталоцци «формирования образа человеческого» до отождествления образования с понятием «становления личности» [5, С.54].

Сам Ю.Г. Фокин дает следующее определение образованию: «Образование – усвоенная субъектом учения система элементов объективного опыта человечества, необходимая для успешного осуществления деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида и его подготовки для деятельности в этой сфере» [5, С.53].

По нашему мнению, данное определение несколько сужает понятие образования. Так, подготовка к деятельности в избранной сфере общественной практики на определенном уровне, признаваемом обществом, есть не что иное, как цель основного и послевузовского профессионального образования, получаемого на том или ином уровне квалификации. А ведь есть еще и общее образование, целью которого является подготовка к выполнению общечеловеческих функций и видов деятельности, а также и дополнительное профессиональное образование, предназначенное для социально-профессиональной адаптации индивида к быстроменяющимся условиям социума.

Учение – ведущая деятельность в обучении

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
На сегодняшний день очевидно, что основной, «самый важный и надежный способ получения систематического образования – обучение» [4, С. 186].

В обучении объединены деятельности двух субъектов, двух носителей активности в обучении – субъекта учения, обучающегося и субъекта преподавания, преподавателя, определяющих существование в обучении двух отдельных, но взаимосвязанных процессов – учения и преподавания.

Практически все исследователи, авторы монографий, учебников, учебных пособий по дидактике, педагогике дают определение понятия важнейшей категории дидактики и педагогики – обучению.

В нашем понимании обучение – это целенаправленное взаимодействие собственной, самостоятельной учебной деятельности субъекта учения (студента) и формирующей деятельности субъекта преподавания (преподавателя) по овладению субъектом учения элементов объективного опыта человечества в условиях регламентирующего воздействия системы образования общества.

При этом сразу же хотелось бы отметить, что в процессе обучения приоритет в организационном управлении (менеджменте) обучения за субъектом преподавания – преподавателем, специально подготовленным для преподавательской деятельности носителем знаний.

Фундаментальное положение дидактики

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Известно, что вплоть до начала XVII века педагогика как наука о воспитании была частью философии и только после написания выдающимся чешским мыслителем-гуманистом, педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670 гг.) знаменитого научного труда «Великая дидактика» (1632 г.), в котором он разработал основы теории учебной работы с детьми, педагогика приобрела статус самостоятельной науки. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему»

В своем научном труде Я.А. Коменский первым из педагогов обосновал принцип природосообразности в обучении, соответствие природных законов и законов образовательных. Исходя из этого, Я.А. Коменский формулирует как закономерность обучения принцип самостоятельности учащегося в осмыслении и деятельном освоении мира.

В известном, многими цитируемом изречении Адольфа Дистерверга (1790-1866 гг.) в концентрированном виде сформулированы фундаментальные дидактические положения, на которых базируются теоретические основы учения, преподавания и обучения, и которые в разное время отмечали многие великие философы, педагоги и дидакты прошлого (Платон, Аристотель, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.):

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает научиться чему-либо, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…

Практическая деятельность

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Напоминаем, что внешняя, предметная практическая деятельность индивида – это деятельность внешнего плана, в окружающем индивида внешнем мире людей и предметов, к которой относятся труд, игра, учение, общение, поведение индивида.

Оценку, прогнозирование и регулирование деятельности человека в окружающем его реальном внешнем мире осуществляет сознание на основе усвоенных, осмысленных и осознанных информационных (эмпирических) и фундаментальных (теоретических) знаний. При этом важную роль играет воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) и мысленных ситуаций на основе имеющихся знаний.

В результате человек прогнозирует и реализует целенаправленную деятельность, адекватную поставленным целям и задачам.

Путь от усвоенных, осмысленных и осознанных эмпирических и теоретических знаний к предметной, практической деятельности определяется следующим постулатом.

Постулат 1

Элементом связи между познавательной и практической деятельностью человека служат практические знания – усвоенные или сформулированные в результате собственной мыслительной деятельности человека алгоритмы практических действий и программы практических деятельностей.

Познавательная деятельность

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Познание – процесс отражения действительности в психике индивида, результатом которого является новое знание индивида об окружающем мире и о самом себе.

Наука, исследующая закономерности процесса познания, – психология познавательных процессов, когнитивная психология.

Познавательная деятельность представляет собой сложную иерархическую структуру психических процессов ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, эмоций, внимания, воображения, сознания, речи, воли.

Ощущение
Извне, из окружающей среды, и изнутри, из собственного организма человека, на его органы чувств воздействует в виде различных раздражителей информация – любое проявление того, что составляет объективно существующий внешний и внутренний мир индивида.

Деятельность

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой в виде совокупности операций и действий, выполняемых по запланированной программе для достижения осознанной цели, возникшей из потребности и мотива.

Основные виды деятельности:

· внутренняя познавательная и регулирующая психическая деятельность, составляющая внутренний психический план человека;

· внешняя практическая, предметная деятельность, направленная на преобразование как внешних предметов, так и самого субъекта деятельности: труд, учение, игра, общение.

Человек – родовое понятие, означающее биологическое существо, принадлежащее классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием.

Индивид – отдельный представитель человеческой общности.

Субъект – индивид как носитель осознанной активности в познавательной и практической деятельности.

Операция – законченный автоматизированный акт самого индивида, субъекта активности – изменение положения и состояния субъекта, вызывающее изменение объекта – предмета, на который направлено это изменение.

Потребностно-мотивационная сфера

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Потребность – это состояние человека, испытывающего необходимость в чем-либо для своего существования, развития. Это физиологические, духовные потребности, материальные потребности в средствах существования, потребность в самовыражении (наука, спорт, искусство), в самоутверждении, самореализации (власть, признание), в продолжении рода и т.д.

Среди прочих существует и познавательная потребность. Ею наделена определенная категория людей, испытывающая естественную познавательную потребность, обусловленную внутренними психологическими факторами, органически присущими этой личности и определяющими направленность этой личности – потребностью в знаниях, интересом к учению, увлеченностью самим процессом познания. Большинство же людей естественной познавательной потребностью не наделены, но испытывают другие потребности, которые могут сформировать мотив к активизации познавательной деятельности. Так, например, жизненно важная социальная потребность в повышении своего статуса в обществе путем овладения интересной, хорошо оплачиваемой профессией, может стать мощным мотивом для активности в познавательной деятельности в этой профессиональной области.

Нейрофизиологическая основа психических процессов

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Психика (от греческого слова psychikos-душа) – субъективное нейрофизиологическое отражение высокоорганизованной материей – нервной системой и двумя полушариями головного мозга человека – объективного внешнего мира, а психология – наука о закономерностях психического отражения действительности в процессе познавательной и практической деятельности человека.

Одной из фундаментальных основ психологии является рефлекторная теория психических процессов (теория отражения, от латинского слова refleksus – отражение), созданная великими русскими физиологами Сеченовым Иваном Михайловичем (1829-1905 г.г.) и Павловым Иваном Петровичем (1849-1936 г.г., лауреат Нобелевской премии 1904 г.).

Суть этой теории в том, что все психические процессы по своему происхождению и по механизму совершения есть отражения (рефлексы). Это и простейшее биологическое приспособление на уровне инстинктов, безусловных и условных рефлексов, и элементарные поведенческие акты человека, и, наконец, внешняя сознательная деятельность человека с идеально сильной волей во имя какого-либо высокого нравственного принципа.

Главные структурные и функциональные элементы нервной системы, спинного мозга и двух полушарий головного мозга человека – нервные клетки, нейроны, которых в организме человека насчитывается около триллиона. Основная их часть сосредоточена в спинном мозгу и около 20% – в коре полушарий головного мозга.

Психические процессы отражательно-преобразующей деятельности человека

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Образовательный процесс, процесс обучения – это, прежде всего, сложнейший психолого-физиологический процесс, происходящий у субъекта учения в ходе его учебно-познавательной и учебно-практической деятельности по усвоению учебной информации, знаний, формированию навыков и развитию умений, раскрытию творческих возможностей.

Великий педагог Ушинский К.Д. писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Перефразировав это изречение можно сказать, что если мы хотим качественно обучить человека, то мы должны прежде всего ясно представлять и осознавать себе закономерности и возможности механизма психических процессов его познавательной и практической деятельности.

К сожалению, отсутствие систематической психолого-педагогической подготовки у подавляющего большинства профессорско-преподавательского состава и руководителей технических, технологических, сельскохозяйственных и других непедагогических вузов приводит сегодня к существенным просчетам в организации эффективного образовательного процесса. Знать психологические особенности этого процесса – это значит иметь возможность осознанно проектировать эффективные технологии обучения, добиваться высокого качества обучения.

Цель настоящего подраздела – дать хотя бы небольшой набросок сложной картины психолого-физиологических процессов, которые происходят у человека в процессе его познавательной и практической деятельности, и тем самым помочь коллегам осознать необходимость серьезного психолого-педагогического обоснования при проектировании и практической реализации эффективных технологий процесса обучения.

Содержание и технология обучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Учитывая, что при реализации любых образовательных технологий ведущим, основным видом образовательной деятельности является обучение, то предпочтительнее и точнее будет говорить именно о технологии обучения и ее компонентах, как, впрочем, и о целях и содержании обучения.

Профессионально-ориентированное обучение – овладение узкоспециальными профессиональными знаниями, умениями, навыками в определенной конкретной области общественной практики

Содержание обучения — это социально значимый опыт, предъявляемый субъекту учения в виде учебного материала, учебной информации, состав, структура, объем и содержание которой излагаются в образовательных стандартах, учебных планах и типовых программах.

Содержание образования должно отражать современные потребности общества и прогнозировать перспективы его развития.

Технология обучения — способ реализации содержания обучения, обеспечивающий достижение запланированных, воспроизводимых, положительных результатов в обучении.

Технология обучения представляет собой дидактическую систему базисных компонент — целей, форм, методов, средств обучения, видов занятий

Системы образования

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Для постоянного овладения каждым поколением накопленным человечеством опытом существует специально созданные социальные институты – системы образования, общего и профессионального: основного, дополнительного и послевузовского (научного).

Система общего образования готовит индивида к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности, а система профессионального образования – к продуктивной деятельности в течение всего дееспособного периода его жизни на различных уровнях квалификации в одной из сфер (областей) общественной практики: переработка информации, энергии, материалов.

Профессия – род трудовой деятельности в определенной сфере общественной практики, требующий специальной профессиональной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – уровень профессиональной подготовленности к деятельности в определенной сфере (области) общественной практики.

В системе профессионального образования России выделяются четыре квалификационных уровня, получаемых, соответственно, в учреждениях послевузовского (научного), высшего, среднего и начального профессионального образования:

Образование и обучение

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Образование — общественно организуемый и нормируемый процесс непрерывного овладения каждым последующим поколением в течение всего дееспособного периода жизни индивида накопленным человечеством объективным социально значимым опытом и обусловленные им всестороннее, гармоничное развитие и воспитание индивида.

Таким образом, в личностном плане образование — это совокупный процесс овладения индивидом элементами накопленного человечеством опыта — обучение, и, опосредованно, его умственное и физическое развитие и воспитание нравственно-поведенческих качеств с учетом его генетической программы, в соответствии с социальной программой образования.

Это процесс, результатом которого является образование из человека личности.

Личность – индивид, способный к продуктивной познавательной и практической деятельности и самообразованию и осознающий это в качестве своей жизненной потребности.

Человек не рождается личностью, а становится ею через собственную деятельность, а поэтому в личностном плане следует говорить о самообразовании личности.