Психические процессы отражательно-преобразующей деятельности человека

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Образовательный процесс, процесс обучения – это, прежде всего, сложнейший психолого-физиологический процесс, происходящий у субъекта учения в ходе его учебно-познавательной и учебно-практической деятельности по усвоению учебной информации, знаний, формированию навыков и развитию умений, раскрытию творческих возможностей.

Великий педагог Ушинский К.Д. писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Перефразировав это изречение можно сказать, что если мы хотим качественно обучить человека, то мы должны прежде всего ясно представлять и осознавать себе закономерности и возможности механизма психических процессов его познавательной и практической деятельности.

К сожалению, отсутствие систематической психолого-педагогической подготовки у подавляющего большинства профессорско-преподавательского состава и руководителей технических, технологических, сельскохозяйственных и других непедагогических вузов приводит сегодня к существенным просчетам в организации эффективного образовательного процесса. Знать психологические особенности этого процесса – это значит иметь возможность осознанно проектировать эффективные технологии обучения, добиваться высокого качества обучения.

Цель настоящего подраздела – дать хотя бы небольшой набросок сложной картины психолого-физиологических процессов, которые происходят у человека в процессе его познавательной и практической деятельности, и тем самым помочь коллегам осознать необходимость серьезного психолого-педагогического обоснования при проектировании и практической реализации эффективных технологий процесса обучения.

Если первая педагогическая книга по теории обучения Я.А. Коменского «Великая дидактика» была написана в XVII веке, то психология как самостоятельная наука выделилась из философии и естествознания гораздо позже, во второй половине XIX века.

Тогда же зародившаяся новая наука обращается к проблемам педагогики. Первые попытки соединения педагогики с психологией были осуществлены в фундаментальном произведении русской педагогической мысли – труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. – Ч.1 и 2» (1867-1871 гг.) и в книге П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1877 г.) [1,С.155].

Тем не менее период с 60-х годов XIX века и до 10-х годов XX века считается периодом становления самой психологии как науки и только с первой четверти XX века начинаются целенаправленные исследования в области психологии познавательной деятельности, психологии учения, педагогической психологии.

Трудами таких ученых, как знаменитые русские физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов с их рефлекторной теорией психических процессов, австрийский психиатр и психолог З. Фрейд с его психоанализом, русский психофизиолог В.М. Бехтерев, организовавший институт по изучению проблем мозга и психической деятельности, советские ученые-психологи С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др., американский профессор психологии Калифорнийского технологического университета Роджер Сперри, открывший функциональную асимметрию человеческого мозга, всемирно известные психологи Ганс Айзенк и Майк Айзенк, были выявлены основные закономерности проявления и развития психики человека, лежащие, в том числе, в основе теоретико-методологической модели учения и обучения [1,2,3,4,5,11].

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что, процесс учения – это сложнейший, сугубо индивидуальный психофизиологический процесс, происходящий у индивида в ходе его собственной, самостоятельной учебной деятельности по овладению элементами накопленного объективного опыта человечества.

В соответствии с этим важнейшим выводом невозможно, например, свои знания о чем-либо в какой-либо области передать (подарить, продать и т.п.) как вещь, находящуюся в собственности, во владение какому-либо индивиду, минуя учебно-познавательный процесс, процесс усвоения этих знаний данным индивидом. Этими знаниями индивид может овладеть только через свои собственные, самостоятельные интеллектуальные усилия, через процесс интериоризации – перевода этих знаний индивидом в свой собственный, внутренний психический план, в свою собственную психику.

Аналогичным образом освоить практические действия и деятельности, развить умения, сформировать навыки можно только через собственную, самостоятельную внешнюю учебно-практическую деятельность самого индивида. Очевидно, что отсутствие деятельной активности индивида в учении означает отсутствие как такового самого процесса учения, самого процесса овладения опытом человечества, самого процесса образования, несмотря на все усилия преподавателей, родителей и т.п.

Тем не менее, даже в современной литературе по педагогике довольно часто учащегося, обучающегося – субъекта учения, носителя активности в учении, – называют «обучаемым», которому «передают» накопленный человечеством опыт, знания и т.п.

На наш взгляд, это в корне неверно, так как это природонесообразно и не соответствует результатам исследований многих поколений педагогов, дидактов, психологов, не соответствует современным представлениям о природе психических процессов внутренней познавательной (когнитивной) и внешней практической (предметной) деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.