Напоминаем, что внешняя, предметная практическая деятельность индивида – это деятельность внешнего плана, в окружающем индивида внешнем мире людей и предметов, к которой относятся труд, игра, учение, общение, поведение индивида.
Оценку, прогнозирование и регулирование деятельности человека в окружающем его реальном внешнем мире осуществляет сознание на основе усвоенных, осмысленных и осознанных информационных (эмпирических) и фундаментальных (теоретических) знаний. При этом важную роль играет воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) и мысленных ситуаций на основе имеющихся знаний.
В результате человек прогнозирует и реализует целенаправленную деятельность, адекватную поставленным целям и задачам.
Путь от усвоенных, осмысленных и осознанных эмпирических и теоретических знаний к предметной, практической деятельности определяется следующим постулатом.
Постулат 1
Элементом связи между познавательной и практической деятельностью человека служат практические знания – усвоенные или сформулированные в результате собственной мыслительной деятельности человека алгоритмы практических действий и программы практических деятельностей.
Переход от познавательной деятельности через аналитико-прогностическую деятельность сознания, мышления и воображения к практической деятельности предполагает выполнение следующих основных этапов:
· мыслительный процесс по формулированию практических знаний – алгоритмов практических действий и программ деятельностей;
· практическое освоение определенной последовательности операций и действий в соответствии с алгоритмами практических действий и программами деятельностей, формирование у субъекта навыков и развитие умений при выполнении этих действий и деятельностей;
· раскрытие творческих способностей у субъекта, творческого умения на основе усвоенных эмпирических, теоретических и практических знаний, сформированных навыков и развитых умений и воображения.
Навык (натренированное действие) – уровень освоения многократно повторенного по усвоенному алгоритму и доведенного до подсознательного, автоматизированного уровня практического действия:
· сознательное определение цели практического действия;
· мысленное формулирование и (или) усвоение известного алгоритма действия в соответствии с определённой целью;
· восприятие и осмысление выполнения операций типового примера (образца) по усвоенному алгоритму действия;
· практическое выполнение действия – совокупности операций, сознательно избранных индивидом для достижения определённой цели;
· последующие тренировки и упражнения по выполнению действия по усвоенному алгоритму;
· доведение выполнения действия по усвоенному алгоритму до подсознательного, автоматизированного уровня эфферентной системы человека, выводящей импульсы нервной системы непосредственно к исполнительным органам человека, минуя сознание.
Умение – уровень освоения действия и деятельности по решению поставленной практической задачи на должном уровне качества, соответствующий выполнению этой задачи по сформулированному (и) или усвоенному алгоритму действия или программе деятельности под контролем сознания:
· восприятие и осмысление содержания и целей практической задачи;
· осмысление, формулирование, усвоение алгоритма действия или программы деятельности для решения поставленной задачи;
· восприятие и осмысление выполнения операций и действий по усвоенным алгоритмам действий и программе деятельности;
· самостоятельные практические операции и действия по программе деятельности для решения на должном уровне качества поставленной практической задачи.
Творчество (творческое умение) – продуцирование и формулирование новых знаний, алгоритмов действий и программ деятельностей для успешного решения практических задач в изменяющихся условиях внешнего мира:
· восприятие и осмысление практической задачи в новых условиях;
· создание и формулирование новых знаний, новых алгоритмов действий и программы деятельностей на основе усвоенных ранее эмпирических и теоретических знаний, освоенных навыков, умений;
· выполнение задачи в новых условиях по новым алгоритмам действий и программам деятельностей, формирование новых навыков, развитие новых умений по выполнению новых действий и операций, формулирование новых эмпирических и теоретических знаний;
· последующая работа на протяжении всей жизни по усвоению, углублению, обобщению, систематизации полученных и созданию, формулированию новых эмпирических, абстрактных и практических знаний, формированию новых навыков, развитию новых умений.
Вывод
Творческое умение профессионала опирается на его знания, умения, навыки (ЗУН), интеллектуальный потенциал, воображение и профессиональную интуицию (подсознание).
Сформулируем несколько постулатов, определяющих важные особенности практической деятельности и ее характеристик.
Постулат 2. Навыки, умения, творчество – уровни освоения практических, преобразующих действий и деятельностей конкретным индивидом, характеристики его неповторимого, субъективного опыта, а потому не могут стать частью накопленного человечеством опыта.
Постулат 3. Навык – это первичный, автоматизированный компонент умения и творчества.
Постулат 4. Действие, выполняемое по алгоритму на уровне навыка, становится операцией.
Постулат 5. Деятельность не может выполняться на уровне навыка, не может превратиться в операцию и выполняется всегда на уровне умения с тем или иным уровнем качества под контролем сознания по программе, постоянно корректируемой в соответствии с изменяющимися условиями деятельности.
Итак, мы с Вами познакомились с основными особенностями отражательно-преобразующей деятельности человека – его внутренней, познавательной и внешней, предметной, практической деятельностью, имеющих важное значение для понимания, проектирования и реализации эффективного образовательного процесса..
Необходимо отметить, что психология находится на перекрестке нескольких наук, таких, как физиология, генетика, биология, антропология, зоология и социология. И вместе с тем, это еще сравнительно очень молодая наука, главные открытия в которой, на наш взгляд, впереди.
Как сказал классик мировой современной психологии Ганс Юрген Айзенк «…пока психология – только неуверенно ступающий ребенок; когда-нибудь он вырастет» [11, С.6].
Тем не менее уже сегодня, со всей уверенностью можно утверждать, что без знания основ психологии человека ни одна проблема в области педагогики, андрогогики, герогогики, образования любого уровня принципиально решена быть не может.
Оценку, прогнозирование и регулирование деятельности человека в окружающем его реальном внешнем мире осуществляет сознание на основе усвоенных, осмысленных и осознанных информационных (эмпирических) и фундаментальных (теоретических) знаний. При этом важную роль играет воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) и мысленных ситуаций на основе имеющихся знаний.
В результате человек прогнозирует и реализует целенаправленную деятельность, адекватную поставленным целям и задачам.
Путь от усвоенных, осмысленных и осознанных эмпирических и теоретических знаний к предметной, практической деятельности определяется следующим постулатом.
Постулат 1
Элементом связи между познавательной и практической деятельностью человека служат практические знания – усвоенные или сформулированные в результате собственной мыслительной деятельности человека алгоритмы практических действий и программы практических деятельностей.
Переход от познавательной деятельности через аналитико-прогностическую деятельность сознания, мышления и воображения к практической деятельности предполагает выполнение следующих основных этапов:
· мыслительный процесс по формулированию практических знаний – алгоритмов практических действий и программ деятельностей;
· практическое освоение определенной последовательности операций и действий в соответствии с алгоритмами практических действий и программами деятельностей, формирование у субъекта навыков и развитие умений при выполнении этих действий и деятельностей;
· раскрытие творческих способностей у субъекта, творческого умения на основе усвоенных эмпирических, теоретических и практических знаний, сформированных навыков и развитых умений и воображения.
Навык (натренированное действие) – уровень освоения многократно повторенного по усвоенному алгоритму и доведенного до подсознательного, автоматизированного уровня практического действия:
· сознательное определение цели практического действия;
· мысленное формулирование и (или) усвоение известного алгоритма действия в соответствии с определённой целью;
· восприятие и осмысление выполнения операций типового примера (образца) по усвоенному алгоритму действия;
· практическое выполнение действия – совокупности операций, сознательно избранных индивидом для достижения определённой цели;
· последующие тренировки и упражнения по выполнению действия по усвоенному алгоритму;
· доведение выполнения действия по усвоенному алгоритму до подсознательного, автоматизированного уровня эфферентной системы человека, выводящей импульсы нервной системы непосредственно к исполнительным органам человека, минуя сознание.
Умение – уровень освоения действия и деятельности по решению поставленной практической задачи на должном уровне качества, соответствующий выполнению этой задачи по сформулированному (и) или усвоенному алгоритму действия или программе деятельности под контролем сознания:
· восприятие и осмысление содержания и целей практической задачи;
· осмысление, формулирование, усвоение алгоритма действия или программы деятельности для решения поставленной задачи;
· восприятие и осмысление выполнения операций и действий по усвоенным алгоритмам действий и программе деятельности;
· самостоятельные практические операции и действия по программе деятельности для решения на должном уровне качества поставленной практической задачи.
Творчество (творческое умение) – продуцирование и формулирование новых знаний, алгоритмов действий и программ деятельностей для успешного решения практических задач в изменяющихся условиях внешнего мира:
· восприятие и осмысление практической задачи в новых условиях;
· создание и формулирование новых знаний, новых алгоритмов действий и программы деятельностей на основе усвоенных ранее эмпирических и теоретических знаний, освоенных навыков, умений;
· выполнение задачи в новых условиях по новым алгоритмам действий и программам деятельностей, формирование новых навыков, развитие новых умений по выполнению новых действий и операций, формулирование новых эмпирических и теоретических знаний;
· последующая работа на протяжении всей жизни по усвоению, углублению, обобщению, систематизации полученных и созданию, формулированию новых эмпирических, абстрактных и практических знаний, формированию новых навыков, развитию новых умений.
Вывод
Творческое умение профессионала опирается на его знания, умения, навыки (ЗУН), интеллектуальный потенциал, воображение и профессиональную интуицию (подсознание).
Сформулируем несколько постулатов, определяющих важные особенности практической деятельности и ее характеристик.
Постулат 2. Навыки, умения, творчество – уровни освоения практических, преобразующих действий и деятельностей конкретным индивидом, характеристики его неповторимого, субъективного опыта, а потому не могут стать частью накопленного человечеством опыта.
Постулат 3. Навык – это первичный, автоматизированный компонент умения и творчества.
Постулат 4. Действие, выполняемое по алгоритму на уровне навыка, становится операцией.
Постулат 5. Деятельность не может выполняться на уровне навыка, не может превратиться в операцию и выполняется всегда на уровне умения с тем или иным уровнем качества под контролем сознания по программе, постоянно корректируемой в соответствии с изменяющимися условиями деятельности.
Итак, мы с Вами познакомились с основными особенностями отражательно-преобразующей деятельности человека – его внутренней, познавательной и внешней, предметной, практической деятельностью, имеющих важное значение для понимания, проектирования и реализации эффективного образовательного процесса..
Необходимо отметить, что психология находится на перекрестке нескольких наук, таких, как физиология, генетика, биология, антропология, зоология и социология. И вместе с тем, это еще сравнительно очень молодая наука, главные открытия в которой, на наш взгляд, впереди.
Как сказал классик мировой современной психологии Ганс Юрген Айзенк «…пока психология – только неуверенно ступающий ребенок; когда-нибудь он вырастет» [11, С.6].
Тем не менее уже сегодня, со всей уверенностью можно утверждать, что без знания основ психологии человека ни одна проблема в области педагогики, андрогогики, герогогики, образования любого уровня принципиально решена быть не может.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи