Деятельность

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой в виде совокупности операций и действий, выполняемых по запланированной программе для достижения осознанной цели, возникшей из потребности и мотива.

Основные виды деятельности:

· внутренняя познавательная и регулирующая психическая деятельность, составляющая внутренний психический план человека;

· внешняя практическая, предметная деятельность, направленная на преобразование как внешних предметов, так и самого субъекта деятельности: труд, учение, игра, общение.

Человек – родовое понятие, означающее биологическое существо, принадлежащее классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием.

Индивид – отдельный представитель человеческой общности.

Субъект – индивид как носитель осознанной активности в познавательной и практической деятельности.

Операция – законченный автоматизированный акт самого индивида, субъекта активности – изменение положения и состояния субъекта, вызывающее изменение объекта – предмета, на который направлено это изменение.

В психологии операция обычно рассматривается как минимальная часть, единица деятельности.

Человек рождается со способностью к выполнению генетически заложенных в его памяти операций – безусловных рефлексов, среди которых наиболее важными являются сосательный, жевательный, поисковый, защитный, автоматической ходьбы, опоры.

В процессе своего развития человек – индивид, субъект активности, воздействует произвольно (целенаправленно, осознанно, активно) или непроизвольно (неосознанно, пассивно) на объект – свое тело, мозг, нервную систему и осваивает новые операции: бег, ходьба, изменение положения частей тела, издание звуков, сосредоточение внимания, восприятие информации, возникновение представлений, письмо и т.д.

Действие – произвольный, преднамеренный, относительно законченный элемент деятельности субъекта под контролем сознания для достижения осознанной цели и представляющий собой операцию или совокупность операций, выполняемых по усвоенному или сформулированному субъектом алгоритму.

Это действия по восприятию объекта (сенсорные, перцептивные), моторные (двигательные), мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (изменения состояния или свойств предметов внешнего мира) и т.п.

Уровень освоения действия, деятельности оценивается навыком и умением.

Навык – уровень автоматизированного, рефлекторного освоения действия субъектом.

Умение – уровень освоения субъектом действия или деятельности, позволяющий ему осуществлять их осознанно, под контролем сознания, с тем или иным качеством.

Так, действие – переключение скоростей передачи на автомобиле, выполняемое в начале обучения под контролем сознания, в дальнейшем выполняется опытным водителем автоматически и превращается в операцию, входящую наряду с другими действиями и операциями в программу деятельности – вождение автомобиля. При этом конкретная операция становится частью деятельности тогда, когда она включена в состав определенного действия, т.е. соотнесена с целью.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.