Учение – ведущая деятельность в обучении

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
На сегодняшний день очевидно, что основной, «самый важный и надежный способ получения систематического образования – обучение» [4, С. 186].

В обучении объединены деятельности двух субъектов, двух носителей активности в обучении – субъекта учения, обучающегося и субъекта преподавания, преподавателя, определяющих существование в обучении двух отдельных, но взаимосвязанных процессов – учения и преподавания.

Практически все исследователи, авторы монографий, учебников, учебных пособий по дидактике, педагогике дают определение понятия важнейшей категории дидактики и педагогики – обучению.

В нашем понимании обучение – это целенаправленное взаимодействие собственной, самостоятельной учебной деятельности субъекта учения (студента) и формирующей деятельности субъекта преподавания (преподавателя) по овладению субъектом учения элементов объективного опыта человечества в условиях регламентирующего воздействия системы образования общества.

При этом сразу же хотелось бы отметить, что в процессе обучения приоритет в организационном управлении (менеджменте) обучения за субъектом преподавания – преподавателем, специально подготовленным для преподавательской деятельности носителем знаний.

Но в овладении опытом человечества, в управлении собственными психическими процессами познавательной и практической деятельности, в учении – ведущем виде деятельности в обучении, на успех которого направлена вся деятельность преподавателя и всей образовательной системы – приоритет всегда за обучающимся – субъектом учения.

Это – принципиальная основа, фундамент обучения, соответствующего природе человеческой психике, природосообразного обучения, не противоречащему фундаментальному положению, принципу дидактики.

В этом контексте роль преподавателя в обучении состоит в содействии эффективному учению:

· организационном управлении (менеджменте) обучением,

· формировании у обучающихся мотивации к учению,

· создании информационно-образовательной среды обучения,

· предъявлении в той или иной форме учебной информации,

· оказании консультационных услуг,

· выполнении контрольно-коррекционной функции в обучении,

· выполнении аттестационной функции в обучении.



На подготовительном этапе преподаватель формулирует общие и частные цели обучения, производит отбор содержания обучения, создает дидактические средства обучения и, в целом, учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины, осуществляет разработку проекта процесса обучения в условиях его конкретной реализации. На подготовительном этапе целенаправленное, прямое взаимодействие между преподавателем и обучающимися отсутствует, но в своей деятельности преподаватель пользуется теоретическими, абстрактными моделями реальных обучающихся, отражающими их наиболее значимые для выполнения подготовительного этапа характеристики. Следовательно, на подготовительном этапе преподаватель – субъект преподавания, студенты, обучающиеся – предметы преподавания, а объект преподавания – дидактические средства обучения, учебно- и организационо-методическая документация, УМК дисциплины.

Информационная часть информационно-мотивационного этапа обучения должна сформировать у студентов общие представления о целях и содержании обучения, сориентировать их в содержании обучения, его структуре, логике и последовательности его изложения, познакомить с учебной литературой, дидактическими и техническими средствами обучения, учебно-методическим обеспечением обучения.

Мотивационная часть информационно-мотивационного этапа обучения служит для пробуждения у студентов интереса к содержанию обучения, обеспечения активного включения субъектов учения в сам процесс учения, стимулирования их активной собственной, самостоятельной учебной деятельности и, в конечном итоге, для формирования у студентов, субъектов учения, познавательной потребности.

На информационно-мотивационном этапе преподаватель оказывает прямое, непосредственное воздействие на обучающихся и является также субъектом. Объектом активности субъекта преподавания в этом случае являются обучающиеся, студенты – субъекты учения.

Центральное, ведущее место в обучении занимает учение – собственная, самостоятельная учебная деятельность субъекта учения по овладению содержанием обучения, по усвоению знаний, освоению действий и деятельностей. Очевидно, что на этом этапе, этапе учения, приоритет в обучении должен быть за студентами, субъектами учения.

На заключительном, контрольно-коррекционном этапе обучения субъектом преподавания осуществляется внешний, текущий контроль результатов обучения, часть из которых в виде коррекционной информации и консультационной помощи поступает к субъекту учения для осуществления в случае необходимости повторного цикла коррекционного учения с целью исправления недостатков в учении, отмеченных преподавателем при проведении текущего контроля и достижении запланированного уровня и качества обучения.

На этом этапе следует отметить две особенности.

Во-первых, очевидно, что на контрольно-коррекционном этапе приоритет в обучении за субъектом преподавания.

А во-вторых, контроль результатов учения порождает два цикла учения:

· внутренний, обусловленный внутренним самоконтролем (СКЛ) цикл коррекционного учения (СКЦ);

· внешний цикл, обусловленный внешним, объективным текущим контролем и коррекционной информацией и консультационной помощью со стороны преподавателя после окончания изучения очередного учебного элемента.

Учебный элемент (УЭ) в понимании В.П. Беспалько – это «…объекты, явления и методы деятельности, отобранные из науки и внесенные в программу учебного предмета для их изучения…» [ ].

Состав и количество УЭ в течение семестра варьируется от трех-четырех до десяти-двенадцати в зависимости от изучаемой дисциплины и учебной программы. Каждый из учебных элементов завершается так называемым текущим внешним объективным контролем – тестированием, непосредственным контролем со стороны преподавателя и т.п.

И, наконец, аттестация – контрольное мероприятие (экзамен), проводимое преподавателем и констатирующее, подводящее итог осуществленному в течение определенного отрезка учебного времени (семестр) процессу обучения.

В заключение сразу же хотелось бы отметить, что в процессе обучения в зависимости от конкретно решаемых учебных задач обучения приоритет в обучении может быть либо за преподавателем, либо за обучающимися субъектами обучения. Но в овладении опытом человечества, в учении – ведущем виде деятельности в обучении, на успех которого направлена вся деятельность преподавателя и всей образовательной системы – приоритет всегда должен быть за собственной, самостоятельной учебной деятельностью студентов – субъектов учения. Роль преподавателя в самом учении – содействующая, вспомогательная.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.