Познавательная деятельность

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Познание – процесс отражения действительности в психике индивида, результатом которого является новое знание индивида об окружающем мире и о самом себе.

Наука, исследующая закономерности процесса познания, – психология познавательных процессов, когнитивная психология.

Познавательная деятельность представляет собой сложную иерархическую структуру психических процессов ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, эмоций, внимания, воображения, сознания, речи, воли.

Ощущение
Извне, из окружающей среды, и изнутри, из собственного организма человека, на его органы чувств воздействует в виде различных раздражителей информация – любое проявление того, что составляет объективно существующий внешний и внутренний мир индивида.

На первоначальном, допсихическом, сенсорном этапе нервного возбуждения внешние и внутренние раздражители (зрительные, слуховые и т.д.) воздействуют на органы чувств (рецепторы), которые преобразуют эти воздействия в нервные сигналы. Эти сигналы поступают по нервным проводящим волокнам в определенные области коры полушарий головного мозга и отражаются в них в форме отдельных ощущений – зрительных, слуховых, кожных, обонятельных, осязательных, вкусовых, интероцептивных (ощущения о внутреннем состоянии организма), кинестетических (ощущения состояния тела).

Познавательная деятельность


Ощущение – отражение отдельных свойств, качеств, сторон объектов, явлений, процессов, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Восприятие
На следующем, собственно психическом этапе процесса познания, психический механизм восприятия через аналитико-синтетические процессы распознавания, идентификации чувственных ощущений формирует целостное, чувственное, эмпирическое отражение объектов, явлений, процессов объективного внешнего мира путем :

· выделения из ощущений существенных свойств, признаков объектов, явлений и процессов;

· формирования чувственных, целостных, субъективных образов этих объектов, явлений и процессов – представлений.

Субъективность восприятия (апперцепция) определяется тем, что одну и ту же информацию люди воспринимают поразному, субъективно, в зависимости от психического состояния, опыта, мировоззрения.

Это уже элементы знания, но знания конкретного, единичного, чувственного, эмпирического, которое еще не раскрывает сущности, причинно-следственных связей познаваемого явления, объекта, процесса.

Это чувственный уровень познания.

Для чувственного уровня познания характерны следующие функциональные особенности:

· быстротечность психических процессов от восприятия до запоминания;

· возможная высокая устойчивость запоминания, особенно при наличии мощного эмоционального, мотивационного воздействия, распределенного запоминания (реклама);

· отсутствие каких-либо особых требований к интеллектуальному уровню развития индивида;

· отсутствие каких-либо особых требований к внешним условиям протекания познавательного процесса;

· отсутствие потребности в помощи со стороны для успешного протекания познавательного процесса.

Мышление
Главное в познавательном процессе – раскрыть то, что находится за внешней, видимой оболочкой изучаемых объектов, явлений и процессов, теоретически овладеть представлением о них, раскрыть их сущность, познать их закономерности, то есть заключенные в них причины и следствия, сформулировать научные понятия.

Доведение низших форм знания – представлений – до высшего, понятийного уровня и формулирование самих понятий о сущности объектов, явлений, процессов – продукт деятельности мышления, второго, высшего уровня психического процесса познания.

Мышление оперирует не с самими изучаемыми предметами и явлениями, а с их воспринятыми образами – представлениями. Именно мыслительная переработка и обобщение представлений и составляет сущность абстрагирования, осмысления познаваемых объектов, явлений и процессов.

Таким образом, основная функция мышления – продуцирование мысли в ходе осмысления и последующего осознания сущности познаваемого.

Мыслительная деятельность представляет собой абстрактную, (логическую и образную) форму познавательной деятельности и включает в себя:

· осмысление воспринятых образов (представлений) познаваемых объектов, явлений, процессов;

· вычленение существенных признаков и обобщение результатов осмысления;

· формулирование обобщающих выводов, научных понятий, формирование обобщающих представлений, образов – теоретических знаний.

Это абстрактный уровень познания.

Для абстрактного уровня познания характерны следующие функциональные особенности:

· длительность, интенсивность, результативность мыслительного процесса определённы, конечны и уникальны для каждого субъекта;

· от субъекта познавательного процесса требуется достаточный, определенный уровень интеллектуального развития;

· от субъекта познания требуются особые эмоционально-волевые усилия, интеллектуальное напряжение для продуктивной мыслительной деятельности;

· необходимо создание особых, для каждого субъекта индивидуальных внешних условий, обеспечивающих эффективное протекание мыслительного процесса;

· необходима внешняя целенаправленная помощь для развития, поддержания, восстановления соответствующего уровня познавательной сферы субъекта.

Таким образом, можно сформулировать следующий важный для понимания особенностей познавательных процессов вывод.

Вывод

Психические процессы познания представляют собой двухуровневую систему с различными результатами познавательной деятельности:

· уровень эмпирических, информационных знаний, общих представлений о познаваемых объектах, явлениях, процессах – чувственный уровень познания;

· уровень теоретических, фундаментальных знаний, сущностных понятий о познаваемых объектах, явлениях, процессах – абстрактный уровень познания.

Хотелось бы отметить, что уровень ощущений обеспечивает регуляцию актуальных действий, уровень представлений – действий ближайших, потенциальных, а понятийный уровень позволяет планировать деятельность в масштабах всей жизни индивида.

Правое полушарие, будучи «немым», воспринимает вербальную информацию только как звук во всей сложной совокупности его характеристик, но без понимания смысла речи. Оно ответственно за музыкальные способности, но не может самостоятельно обеспечить понимание и построение речевой деятельности. Зрительные образы правое полушарие на основе своих ощущений воспринимает целостно и одновременно, во всех подробностях, оценивая пространственное расположение фрагментов образа и осуществляя его зрительное и тактильное распознавание. Зрительные образы фиксируются в долговременной памяти правого полушария практически мгновенно (импринтируются), где могут храниться всю жизнь. Их вербальные аналоги хранятся в памяти левого полушария. Зрительный образ, хранящийся в долговременной памяти правого полушария, доходит до сознания только тогда, когда информация о нем передается в левое полушарие и оформляется в знаковую систему – вербальную (речь) или знаково-символьную (текст, рисунок).

Латерализация
Огромное влияние на все высшие психические процессы человека, в том числе и познавательные, оказывает латерализация (лат. lateralis – боковой) – особенность организации и функционирования мозга, связанная с его двуполушарностью, билатеральностью.

Информация о внешнем мире поступает одновременно и независимо в левое и правое полушария головного мозга, каждое из которых имеет свою собственную, отдельную структуру обработки и запоминания информации, что определяет функциональную асимметрию человеческого мозга. Эта особенность головного мозга была экспериментально изучена в 60-е годы XX-го века профессором психологии Калифорнийского технологического университета Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Однажды в лечебных целях Р. Сперри рассек межполушарные связи у больных эпилепсией. Оказалось, что пациент, у которого было «отключено» правое полушарие, а «работало» левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но оказывался совершенно беспомощным, когда требовалось что-то сделать с предметами материального мира или их изображениями. Пациент, у которого «работало» одно правое полушарие, хорошо ориентировался в пространстве, разбирался в произведениях живописи, в мелодиях и интонациях речи, но терял способность понимать сложные речевые конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить.

Дальнейшие исследования позволили установить, что воспринимая информацию, представленную в зрительных образах, левое полушарие последовательно выделяет из них простые основные признаки, логически анализирует их и формирует зрительную абстракцию образа и связанное с ним слово. Причем левое полушарие преобразует во внутренние зрительные абстракции как реальные, так и идеальные зрительные образы внешнего мира (тексты, рисунки и т.п.). Поэтому только левое полушарие воспринимает и «читает» (вербализует) информацию, представленную в знаково-символьной (письменной) форме и только левое полушарие ответственно за язык, за понимание и построение речи, а потому только оно воспринимает и представляет информацию в рече-символьной (вербальной) форме.

Таким образом, левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, за вычленение существенных признаков и обобщение результатов, формулирование, вербализацию обобщающих выводов, теоретических знаний, их осознание.

Базовыми мыслительными операциями левополушарного, логического мышления являются:

· анализ – расчленение целого в части;

· синтез – объединение частей в целое;

· абстракция – выделение одного и отвлечение от остальных признаков;

· обобщение – отбрасывание единичного при сохранении общего;

· классификация – отнесение единичного к общему;

· сравнение – установление сходства и различия;

· систематизация – приведение в определённый порядок.

· конкретизация – приведение примера;

Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, зрительно-пространственную оценку воспринятых образов невербальной информации. В правом полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т.п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», связан с деятельностью правополушарной области мозга.

Левое полушарие обладает способностью перерабатывать информацию аналитически и последовательно, правое – одновременно и целостно.

Правое полушарие связано с порождением целей, потребностей индивида. Левое полушарие, используя свои аналитические возможности, уточняет средства для достижения этих целей, выполняет функцию регуляции последующей практической деятельности индивида.

Результат мыслительной деятельности правого полушария может быть вербализован и осознан только после его передачи в левое полушарие в момент его активности, а потому процесс и результат мыслительной деятельности правого полушария относится к области подсознания, интуиции.

Известный австрийский психоаналитик З. Фрейд (1856-1939 г.г.) предпринял первую попытку описания неосознаваемых мыслительных операций правополушарного образного мышления – абстрактного уровня обработки информации правым полушарием, выделив из них:

· конденсацию – совмещение разнородных элементов в единый образ;

· смещение – сдвиг внимания от основных свойств к второстепенным, несущественным, что нейтрализует психологический защитный механизм (амулеты, фетишы и т.п.);

· символическая трансформация – представление сложного через эмоционально значимую деталь (в детских играх символ-палочка заменяет объект-лошадку).

Так, например, большинство людей может отличить немца от японца, француза от китайца, англичанина от итальянца, т.е. определить национальность человека с помощью конденсации характерных признаков, качеств обобщенного портрета человека данной национальности, подсознательно сформированного образно, невербально путем совмещения многократно зафиксированных правым полушарием образов индивидов-представителей этой национальности. Сами же характерные черты, признаки обобщенного облика обычно не осознаются, а потому вербально выделены и сообщены могут быть только после логического осмысления, обобщения, классификации и вербализации с помощью левого полушария.

Аналогичным образом, с помощью неосознаваемой образной, невербальной правополушарной операции – конденсации, формируется обобщенное, образное, невербальное представление о человеке с идеальной фигурой, о физических качествах, красоте человека и т.п.

Показательны в этом смысле результаты экспериментов по определению обобщенного портрета отражения на лице различных эмоциональных состояний у людей разных культур. Подавляющее большинство взрослых людей из Японии, Аргентины, Чили, Бразилии, США одинаково определяли шесть эмоциональных состояний (смех, боль, гнев, страх, удивление, презрение) по предъявленным им фотографиям независимо от культурной принадлежности. В то же время проведение такого же эксперимента с детьми разной культурной принадлежности показало, что обобщенные портреты отражения разных эмоций формируются в различном возрасте: смех – до трех лет, боль – в пять-шесть, гнев – семь, страх и ужас – девять-десять, удивление – одиннадцать, презрение – в четырнадцать лет.

Эффективно работающий мозг функционирует в интактном режиме, при котором периодически доминирует то одно, то другое полушарие. Такая особенность взаимодействия левого и правого полушарий называется реципрокностью. При этом активация одного полушария мозга сопровождается торможением другого. Левополушарный механизм мышления обычно называют логическим, символическим, а правополушарный – образным, интуитивным, подсознательным.

В особых, экстремальных условиях, угрожающих жизни человека, реципрокность исчезает – одновременно и оптимально работают оба полушария. Кооперация усилий левого и правого полушарий в экстремальных условиях приводит к возникновению инсайтных (инсайт – скачок, внезапное озарение) форм мышления и порождает продукт, который немедленно осознается. В этом феномене усматривают взаимную экспансию сознания и подсознательных психических процессов, что приводит к возникновению субсенсорной чувствительности, изменению (замедлению) хода субъективного времени.

Действительно, в случае совместной и одновременной работы полушарий правое активизировано и автоматически осуществляет текущие операции, а его работу осознанно наблюдает и интерпретирует левое. Каковы ощущения и впечатления у человека при таком режиме работы полушарий? «Неоднократно отмечено, что во время неожиданных и опасных ситуаций на борту самолета летчик иногда отстраненно наблюдает за своим же поведением – происходит как бы раздвоение психики. В течение короткого временного интервала он, продолжая выполнять практическое управление самолетом, с одной стороны мгновенно совершает сложнейшие вычисления статических и динамических компонентов системы с громадным числом степеней свободы – вычислений, которые при осознанном выполнении потребовали бы длительного времени, а не мгновений, а с другой – отдает себе отчет в этом» [5, С. 54]. Автор настоящего пособия пережил описываемое состояние замедления субъективного времени в условиях серьезной автомобильной аварии.

Нечто подобное наблюдается в совершенно другой экстремальной ситуации: человек испытывает тяжелые телесные испытания и жизнь его под угрозой. Испытавшие подобное отмечают, что возникало особое состояние – человек мог одновременно переживать (осуществлять) нечто и осознанно наблюдать за собой как бы со стороны. В дневниках лиц, переживших тяжелые телесные испытания (пытки), отмечается, что в моменты непереносимой боли у них возникало чувство отстраненности от этой боли: «Это происходит с моим телом, но не со мной» [5, С. 55].

С возрастом влияние латерализации растет. При этом латерализация затрагивает не только восприятие и мышление, но и все остальные психические функции: эмоции, память, сознание, речь, а также моторные, сенсорные и др. функции.

Модель мира отдельного индивида в большей мере строится по законам доминирующего полушария, что определяет асимметрию мозга индивида и, в целом, латеральную функциональную асимметрию поведения человека.

Различают следующие основные виды функциональной асимметрии человека:

· моторную – неодинаковость двигательной активности рук, ног, левой и правой половины лица и тела;

· сенсорную – неравнозначность восприятия объектов органами чувств;

· психическую – специализацию полушарий в осуществлении различных форм психической деятельности.

В частности, леворукость (ведущая рука левая) и праворукость (ведущая рука правая) характеризуют только один из видов функциональной асимметрии – моторный. В целом же существует интегральная характеристика асимметрии человека – индивидуальный профиль функциональной асимметрии (ИПА). Это сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий, которое определяет присущие только определенному индивиду особенности поведения. При этом основное значение имеет асимметрия рук, ног, зрения и слуха. По сочетанию доминирующих правых, симметричных (амбидекстральных) или левых руки, ноги, глаза и уха можно определить индивидуальный профиль асимметрии человека.

Основными типами ИПА являются:

· «чистый правша» – все асимметрии правосторонние;

· «чистый левша» – все асимметрии левосторонние;

· «амбидекстр» – функциональная симметрия;

· многочисленные варианты доминирования с любым сочетанием преобладающих функций.


“чистые правши” в достаточно большом сообществе составляют только 28% от общего количества людей, “чистые левши” – несколько процентов, зато “скрытые левши” – до 60%.

Известно, что у «правшей» доминирует левое полушарие, и у «левшей» правое со всеми вытекающими отсюда индивидуальными особенностями в познавательной, эмоциональной, вегетативной, адаптационной сферах жизнедеятельности человека.

Огромное значение индивидуальный профиль асимметрии имеет при профориентационном отборе, обучении, в целом адаптации человека, поддержании функционального состояния его организма, его работоспособности, развития и т.п.

В частности, традиционное обучение, учебники, дидактические средства ориентированы на правополушарный профиль ассиметрии автора, преподавателя. Отмечено, что левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает учащихся своего типа, а правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку учащимся своего типа.

Не забывайте, что Ваша оценка, данная студенту, всегда подсознательно субъективна и зависит от Вашего профиля асимметрии.

Таким образом, выбирая концепцию личностно-ориентированного обучения и индивидуализации обучения следует учитывать и столь мощный фактор, влияющий на качество оценки, как и профиль асимметрии мозга каждого обучающегося. Для определения индивидуального профиля асимметрии существуют достаточно надежные и удобные методы, позволяющие достаточно оперативно произвести оценку индивидуального профиля асимметрии каждого обучающегося.

Вывод

Человек обладает двухканальной системой одновременного и независимого поступления и обработки поступающей информации двуполушарным мозгом.

Только совместная интактная работа обоих полушарий обеспечивает эффективность, качество познавательного процесса, максимальное использование возможностей мозга – психики человека с учетом его индивидуального профиля функциональной асимметрии.


Память
Воспринятая человеком информация запускает психические процессы памяти, которая отражает прошлый опыт индивида. При этом включаются (активизируются) определенные структуры памяти – механизмы запоминания, хранения и последующего воспроизведения поступившей ранее информации, прошлого опыта.

Память – фундамент, на котором строится вся психическая, в том числе и познавательная деятельность индивида.

С точки зрения динамики нейрофизических процессов в головном мозге и с позиций понимания эффективности познавательных процессов различают:

· сенсорную память от внешних воздействий, длительность сохранения следов которых составляет 0,1-0,5 сек;

· кратковременную память с удержанием информации около 20 сек;

· долговременную память с продолжительным удержанием информации в памяти (месяцы, годы).

В силу конечности величин скорости и расстояния передачи нервного возбуждения по нервным волокнам от рецепторов до соответствующего участка мозга наблюдается процесс формирования следа внешних воздействий, протекающих после исчезновения реакции раздражения, называемого сенсорной памятью (посмотрите на какой-либо предмет, закройте глаза – зрительный образ предмета остается перед глазами некоторое время).

Как уже говорилось раньше, информационный импульс нервного возбуждения, поступивший в соответствующий участок головного мозга, формирует в коре головного мозга временную нейродинамическую связь, нейродинамическую структуру, отражающую воздействие реального внешнего мира в кратковременной памяти.

Если одна и та же информация будет повторяться неоднократно, то повторяющийся нейродинамический процесс установления межнейронных связей приведет к устойчивому изменению, как в мембранах нейронов, так и в межнейронных связях и к созданию новых устойчивых нейронных структур в коре головного мозга – долговременной памяти.

Выделяют также оперативную память – кратковременная память, но пролонгированная под влиянием внутренней мотивации или каких-либо внешних обстоятельств на промежуток времени более 20 сек (до нескольких дней).

Вывод

Для эффективного процесса познания обязательным является усвоение информации – перевод результатов познавательного процесса в долговременную память.

В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, сенсорная, эмоциональная, интеллектуальная, каждая из которых выражается в движениях, образах, чувствах, мыслях.

В зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, различают следующие виды памяти: двигательную, образную, эмоциональную, логическую.

В свою очередь образная память может быть подразделена на зрительную, слуховую, осязательную (тактильную), вкусовую, обонятельную, а логическая – соответственно на словесную, цифровую, комбинационную.

На эффективность, качество памяти, как и других психических процессах, огромное влияние оказывает латерализация. В образной, правополушарной памяти хранятся образы, ситуации, чувственные состояния, а в логической, левополушарной памяти – слова, понятия, представления, оценки событий, семантика (значения слов).

Общей основой всех видов памяти является ассоциация, то есть временная связь между образами, понятиями, событиями. При этом каждый элемент ассоциации одновременно состоит во множестве других ассоциаций, что позволяет свободно переходить от одной мысли, образа, понятия к другой.

Ассоциации по месту и времени – это функции правого полушария, в то время, как ассоциации причинно-следственные и по сходству – функции левого полушария.

Раздельное хранение информации об одном и том же событии в левом и правом полушарии в виде вербального аналога и образа – избыточное (двойное) кодирование события – улучшает работу памяти. Очевидно, что слова, обозначающие конкретный образ запоминаются лучше, чем абстрактные слова – первым соответствуют два следа в памяти, вторым – один.

Память в правом полушарии полимодальна, так как содержит элементы зрительных, осязательных, слуховых ощущений сложной практической деятельности с предметами. Левополушарная память классифицированна по различным основаниям (причинно-следственным и сходству) и дана вне контекста. Использование правополушарной памяти дает возможность быстро узнавать, а левополушарной памяти – произвольно воспроизводить и экстраполировать свойства объектов, повышая предсказуемость ситуации. Правополушарная память ситуативная, опирающаяся на практический опыт человека, а левополушарная – категориальная, базирующаяся на логике и понятийном мышлении.

С правым полушарием связано непроизвольное запоминание – информация запоминается сама собой без специального заучивания (импринтируется) и хранится вечно.

С левым полушарием связано произвольное запоминание, где запоминание информации выступает как осознанная цель деятельности. Здесь посредником при запоминании служат выявленные причинно-следственные связи и критерии сходства, не связанные с конкретной деятельностью.

Человек обладает памятью с практически неограниченной емкостью.

В одном нейроне головного мозга содержатся молекулы ДНК, РНК и более 300 тысяч различных видов молекул белков, процесс превращения которых обеспечивает такие психические функции мозга, как память, мышление, эмоции, внимание и т.д.

В структуре каждой из этих молекул может быть закодировано огромное количество биологически важной информации. Так, только в небольшой части одной молекулы ДНК может быть помещена вся информация, полученная человеком в течение всей его жизни. Количество возможных изменений состояния молекулы РНК составляет 1015¸1020, что позволяет молекуле РНК хранить невероятное количество информационных кодов.

В целом, даже часть взаимосвязанных нейронов левого полушария головного мозга, ответственная за сохранение информации, достигающей сферы сознания, обладает практически безграничной емкостью.

И тем не менее, на основании экспериментальных исследований установлено, что в левополушарной памяти человека, связанной со сферой сознания, фиксируется

· до 10% услышанной информации;

· до 20% увиденного (прочитанного);

· до 50% одновременно услышанного и увиденного;

· до 70-90% изученного (осмысленного) и воспроизведенного (осознанного).

При однократном, неосмысленном восприятии информации у человека в памяти остается (по Эббингхаузу) [6, С.27]:

· через 20 мин. – 58% воспринятой информации;

· через 1 час – 50% воспринятой информации;

· через неделю – 25% воспринятой информации;

· через месяц – около 20% воспринятой информации.

Для практики важно знать, какой из этапов формирования памяти – запечатление, хранение или воспроизведение – влияет на эффективность памяти. Многочисленные наблюдения и исследования позволяют предположить, что в основе так называемой плохой памяти лежит не нарушение процессов запечатления, а неспособность к воспроизведению информации, сильно варьирующая у разных людей. Иначе говоря, мозг запоминает (и, очевидно, навсегда!) все, что видит, слышит и ощущает человек, независимо от того, обращает он на это внимание или нет. Однако от того, как уложилась эта информация и как легко она может быть вызвана сознанием, зависит то, что в обыденной жизни называется памятью.

Отсюда следует, что на пути воспроизведения информации существует некий психологический барьер, высота которого постоянно изменяется в зависимости от тех или иных условий. В частности, отрицательные эмоции (страх, волнение, злость) увеличивают этот барьер, а устранение их (гипноз, аутотренинг, болезнь) может снизить его до нуля. Поэтому большое значение для воспроизведения имеет количество ассоциаций, связанных с запоминаемым образом – чем их больше, тем легче преодолевается барьер.

В основе феноменальной памяти лежит способность воспринимающих зон коры головного мозга устанавливать более обширные, чем у остальных людей, ассоциативные связи с другими сенсорными зонами.

Многие из нас жалуются на плохую память. Однако объем памяти человека практически неограничен. Человек запоминает всю полученную им информацию и к тому же с отметкой о времени получения этой информации. В частности, при некоторых нарушениях сознательной деятельности (в стрессовой ситуации, во время болезни, под гипнозом, после хирургической операции на мозге) человек иногда вспоминает в мельчайших подробностях то, что было им ранее совершенно забыто. Случаи феноменальной памяти чаще встречаются у людей с недостаточно развитым сознанием – детей, нецивилизованных племен, умственно отсталых людей.

Вывод

Человек обладает памятью с практически неограниченной емкостью. Хорошая качественная память основана на эффективности воспроизведения информации.

Для улучшения памяти необходимо целенаправленное образование как можно большего количества ассоциаций между различными законами коры головного мозга и снижение создаваемого подсознанием психологического барьера.

Таким образом, деятельность подсознания, с одной стороны, способствует запоминанию информации, а с другой – препятствует ее воспроизведению. Поэтому единственный способ улучшить свою память – это целенаправленное воздействие на сферу подсознательных механизмов с целью образования ассоциаций и снижения психологических барьеров.

Этого можно добиться:

· логическим осмыслением информации;

· систематизацией и структурированием информации;

· искренним интересом к запоминаемой информации;

· осознанием необходимости запомнить;

· высоким уровнем внимания, активация и концентрация которого способствует увеличению ассоциативных связей;

· синестезацией запоминаемого образа, то есть искусственным образованием дополнительных ассоциаций, ориентированных на разные зоны коры головного мозга (например, у запоминаемого предмета высота не больше роста вашей собаки, цвет приближается к шоколадному, полировка гладкая, как стекло и т.п.);

· использованием мнемотехники, суть которой заключается в ассоциировании запоминаемой информации с хорошо усвоенной определенной последовательностью образов – мнемоническим кодом, представляющим собой своеобразную «цепь», опущенную в подсознание, с помощью которой можно легко вызывать из подсознания в сознание образы, связанные с тем или иным звеном этой цепи (см. Приложение).

Внимание

Выше уже было отмечено то большее влияние, которое оказывает внимание на качественную работу памяти.

Внимание характеризует динамику протекания психических процессов и представляет собой сосредоточенность и направленность психической деятельности человека на значимый для него объект.

Различают непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное (пассивное) внимание характеризуется сосредоточенностью сознания индивида на объекте в силу его каких-то объективных внешних особенностей – новизны, яркого эмоционального фона, вызванными объектом чувствами и интересом и т.п.

Произвольное (активное, волевое) внимание представляет собой сознательно регулируемые сосредоточения психической деятельности человека на выбранном им объекте и требует от индивида волевого усилия, напряжения и мобилизации сил.

Внимание – резец памяти.

Вывод

Чем дольше сохраняется внимание на данном объекте, тем большая информация о нем останется в долговременной памяти.

Эмоции
Познание окружающего мира сопровождается эмоциональными процессами, отражающими личную значимость и оценку познаваемого, субъективное отношение человека к себе и окружающему миру в форме переживаний: радости, печали, восхищения, страха и т.п.

Природа эмоциональных реакций имеет информационный характер.

Если средства, которыми владеет человек, увеличивают возможность достижения цели, то информация об этом через сложные нервные связи между мыслящей корой полушарий и чувствующей лимбической системой головного мозга, где формируются эмоциональные реакции, вызывает положительный эмоциональный фон, если нет – отрицательный.

Самым распространенным источником отрицательных эмоций в познании является несоответствие требуемого уровня результативности познавательной деятельности человека функциональным возможностям его мозга.

В тактическом плане отрицательные эмоции способствуют активизации познавательной деятельности человека. Однако длительное их воздействие снижает эффективность работы мозга и может привести к состоянию эмоционального ступора в мыслительной деятельности.

Очевидно, что положительные эмоции в познавательном процессе благоприятно сказываются на его эффективности. В то же время постоянные и длительные положительные эмоциональные реакции в познавательном процессе, обусловленные высоким уровнем функциональных возможностей психики индивида по сравнению с уровнем решаемых познавательных задач, приводят к снижению познавательной активности субъекта, потере его интереса к познавательной деятельности и, в конечном итоге, к существенному снижению эффективности самого познавательного процесса.

Эмоциональные процессы по-разному отражаются в левом и правом полушариях. Так, в частности, эмоциональная память представлена двумя формами: правосторонняя воспроизводит непосредственное чувственное состояние, а левосторонняя – интеллектуальное, вербализованное воспоминание о нем с аррективной окраской, некое бесстрастное знание.

Важно отметить огромное влияние эмоционально-мотивационной сферы на формирование прочного устойчивого следа в долговременной памяти.



Вывод

Эффективный познавательный процесс должен сопровождаться чередованием отрицательных и положительных эмоций. В целом же баланс эмоциональных реакций конечного во времени эффективного познавательного процесса должен быть положительным.

Положительный эмоциональный баланс познавательного процесса очень важен для каждого индивида, так как он позволяет пробудить у него интерес к познавательной деятельности, стимулировать его познавательную активность, развить его познавательную сферу. Поэтому при сомнениях в точной оценке учебной деятельности обучающегося за определённый отрезок времени (семестр) не бойтесь в пределах ваших сомнений эту оценку завысить.

Интерес – это окрашенная положительными эмоциями потребность, присущая человеческой деятельности и носящая увлекательный характер.

Основанная на интересе деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем, удовлетворение, что и побуждает его в дальнейшем к проявлению активности в этой деятельности.


Сознание
Как было отмечено выше, наряду с познавательной функцией психические процессы выполняют и функцию творчески-креативную и регулятивно-оценочную, прогнозируя и регулируя практические действия и деятельность индивида с помощью психических процессов сознания.

Сознание – высшая, свойственная только человеку ступень развития психики. По существу – это интегративные психические процессы, позволяющие преобразовать часть субъективного внутреннего отражения объективного внешнего мира в знаковую систему (речевую, символьную), доступную самому субъекту познавательной деятельности и другим членам общества.

Сознание возможно только в условиях существования языка, речи, возникшей в человеческом сообществе одновременно с сознанием в процессе совместной трудовой деятельности.

Как мы уже отмечали выше, большая часть психических процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается. Для их осознания необходимо их выразить в знаковой форме, например, словами, речью – вербализовать, а потому осознание реализуется только в левом полушарии.

Человек воспринимает, хранит и перерабатывает гораздо больше информации, чем осознает. Можно зарегистрировать физиологические реакции организма на столь слабые сигналы, которые человек не осознает, а потому не видит, не слышит и т.д. Так, глаз человеческий реагирует на 2-3 кванта света, т.е. темной ясной ночью он должен увидеть (и видит, но мы это не осознаем!) пламя горящей свечи на расстоянии в десятки километров. Аналогично наше ухо способно слышать (и слышит!) соударение больших молекул, но мы это не слышим, так как не осознаем. В противном случае, если бы мы слышали (осознавали) соударение молекул, то это мешало бы нам реагировать на другие, важные для нас звуки (речь, шумы и звуки окружающего нас мира) [3, С.101].

Человек, также, способен воспринимать и такую информацию, скорость предъявления которой во много раз превосходит возможности ее осознания. Так, предъявленное всего лишь на 10 мс слово, которое нами не осознается, влияет, тем не менее, на результат последующей обработки нашей психикой обычной речевой информации.

Речь – язык сознания.

Сознание позволяет:

· понять, оценить как объективный внешний мир, так и свое собственное существование в этом мире;

· определить цели практических действий и деятельностей;

· мысленно сформулировать практические знания – алгоритмы практических действий и программы деятельностей в соответствии с целями, субъективным отношением индивида к окружающему миру и другим людям, что обеспечивает разумное регулирование внешней, практической деятельности и поведения человека.

Итак, сознание, как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их динамических взаимоотношениях, помогает индивиду оценивать, прогнозировать и регулировать свою деятельность, эффективно действовать в реальной жизни.

Различают смутное (плохо осознанное) и ясное сознание. Очевидно, что для адекватного, осознанного регулирования своей деятельности и поведения необходимо ясное осознание человеком и внешней среды, и своего внутреннего мира.

Следует отметить, что в зоне ясного сознания находит свое отражение только малая часть познанного из приходящей внешней и внутренней информации, которая и используется человеком для осознанного регулирования своей деятельности и поведения. Остальная информация также используется человеком для регулирования деятельности, но на подсознательном уровне.

Сознание необходимо тогда, когда в процессе внешней практической деятельности возникают новые обстоятельства, затрудняющие решение поставленной задачи. В результате включается сознание для нахождения нового режима регулирования или нового алгоритма решения задачи в соответствии с разработанной программой деятельности, после чего управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.

Таким образом, опираясь на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания, осуществляется непрерывная передача управления между ними, обеспечивающая человеку возможность успешно решать все новые задачи.

Хорошо могут понять сказанное, например водители автотранспорта, для которых управление машиной – это непрерывная череда сознательных и подсознательных действий и деятельностей.

Наряду с сознательным и подсознательным, которое может потом прийти в сознание, существует и большой объем бессознательных психических процессов, которые ни при каких обстоятельствах не станут сознательными. Это инстинкты, безусловные рефлексы и, согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, тяжелые переживания, подавляемые в сознании мощными барьерами психологической защиты. Заслуга З. Фрейда в том, что он вскрыл закономерности и разработал психоаналитические приемы осознания и переоценки неосознаваемого травмирующего фактора для нормализации психического состояния человека.

Следует отметить, что бессознательные психические процессы вместе с подсознательными процессами правого полушария составляют львиную долю всех психических процессов. Так, если суточный объем информации, перерабатываемый человеческим мозгом посредством осознанных логических операций левого полушария составляет 1070-10120 бит, то количество неосознанно перерабатываемой информации в правом полушарии и в спинном мозгу (соматические, телесные процессы) больше этого объема в 10180 раз.

Вывод

Критерием качества познавательной деятельности является, наряду с осмыслением и усвоением поступающей внешней и внутренней информации, ее ясное осознание – предъявление в рече- или знако-символьной форме (вербально или письменно).

Воля

Важнейшей характеристикой сознания является воля.

Воля есть сознательное, произвольное регулирование человеком своей деятельности и поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с когнитивными и эмоциональными процессами.

Воля нужна для произвольного побуждения к действию и деятельности при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действий и деятельностей по разработанным алгоритмам и программам, преодолении возникающих внешних препятствий окружающего мира и внутренних препятствий, обусловленных противоречивостью внутреннего мира в самом человеке.

Выполнение перечисленных этапов деятельности человека требует от него волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Свобода воли означает способность принимать решения осознанно.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность.

Вывод

Человек обладает только одним каналом выхода отраженной, усвоенной и осмысленной информации – через ее осознание в левом полушарии посредством речи или другой знаковой системы.

Поэтому только сознание позволяет человеку адекватно оценивать, прогнозировать и регулировать свою деятельность в реальной жизни, вырабатывая в себе необходимые волевые качества.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.