Нейрофизиологическая основа психических процессов

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Психика (от греческого слова psychikos-душа) – субъективное нейрофизиологическое отражение высокоорганизованной материей – нервной системой и двумя полушариями головного мозга человека – объективного внешнего мира, а психология – наука о закономерностях психического отражения действительности в процессе познавательной и практической деятельности человека.

Одной из фундаментальных основ психологии является рефлекторная теория психических процессов (теория отражения, от латинского слова refleksus – отражение), созданная великими русскими физиологами Сеченовым Иваном Михайловичем (1829-1905 г.г.) и Павловым Иваном Петровичем (1849-1936 г.г., лауреат Нобелевской премии 1904 г.).

Суть этой теории в том, что все психические процессы по своему происхождению и по механизму совершения есть отражения (рефлексы). Это и простейшее биологическое приспособление на уровне инстинктов, безусловных и условных рефлексов, и элементарные поведенческие акты человека, и, наконец, внешняя сознательная деятельность человека с идеально сильной волей во имя какого-либо высокого нравственного принципа.

Главные структурные и функциональные элементы нервной системы, спинного мозга и двух полушарий головного мозга человека – нервные клетки, нейроны, которых в организме человека насчитывается около триллиона. Основная их часть сосредоточена в спинном мозгу и около 20% – в коре полушарий головного мозга.

В каждом нейроне различают:

· тело – мембрана нейрона;

· дендриты – от одного до нескольких сотен отростков, воспринимающих поступающую информацию, нервное возбуждение;

· аксон – один отросток, длиной от 1 мкм до 1 м, передающий нервное возбуждение к последующему нейрону в нервных волокнах, мозге или исполнительном органе.

Основная функция нервных волокон – быстрая, без потерь и искажений, передача нервного возбуждения (закодированной информации) от рецепторов (органов чувств) к спинному мозгу (соматические, телесные процессы) и головному мозгу (психические процессы) и от них передача сформированного управляющего нервного возбуждения к исполнительным органам.

Информационный импульс, поступивший в нейрон, передается в следующий нейрон путем выброса из отростка аксона через щель (синапс) между отростками особого химического вещества – медиатора, который воздействует на рецептор отростка – дендрита следующего нейрона, где и рождается новый импульс, который двигается к следующему синапсу.

В течение рабочего дня нервная система человека способна передать до 10300 бит информации со скоростью передачи возбуждения по нейронным связям от 0,5 до 120 м/сек.

Информация в виде импульса нервного возбуждения, поступившая в соответствующий участок нейронной сети мозга, формирует в ней новую нейродинамическую связь, нейродинамическую структуру, отражающую в нейронной сети («карте») мозга воздействие реального внешнего мира.

В этом смысле внутреннюю, познавательную деятельность можно представить как биохимическую перестройку нейронных сетей мозга под воздействием поступающей информации о внешнем мире, как динамично изменяющуюся, обновляющуюся под воздействием внешней информации нейронную карту внешнего мира, его внутреннюю психическую модель, отражающую реальный объективный внешний мир с позиции накопленного человеком опыта.

На следующем этапе, этапе внешней практической, предметной деятельности психическое отражение в нейронных сетях спинного и головного мозга через сознание обеспечивает возбуждение адекватной реакции на изменяющиеся внешние условия, которое передается к исполнительным органам и обеспечивает целесообразность деятельности и поведения человека.

Рассмотрим подробнее основные понятия и закономерности познавательной и практической деятельности человека.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.