Для постоянного овладения каждым поколением накопленным человечеством опытом существует специально созданные социальные институты – системы образования, общего и профессионального: основного, дополнительного и послевузовского (научного).
Система общего образования готовит индивида к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности, а система профессионального образования – к продуктивной деятельности в течение всего дееспособного периода его жизни на различных уровнях квалификации в одной из сфер (областей) общественной практики: переработка информации, энергии, материалов.
Профессия – род трудовой деятельности в определенной сфере общественной практики, требующий специальной профессиональной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – уровень профессиональной подготовленности к деятельности в определенной сфере (области) общественной практики.
В системе профессионального образования России выделяются четыре квалификационных уровня, получаемых, соответственно, в учреждениях послевузовского (научного), высшего, среднего и начального профессионального образования:
· специалисты научной квалификации;
· специалисты высшей квалификации;
· специалисты средней квалификации;
· рабочие профессии.
Основное (базовое) профессиональное образование – впервые получаемое (обычно в начале трудовой деятельности) профессиональное образование определенного уровня квалификации на базе общего образования (полного, неполного) — рабочие профессии, специалисты средней и высшей квалификации.
Послевузовское (научное) профессиональное образование предназначено для получения уровня специалиста научной квалификации — магистра, кандидата наук, доктора наук – через магистратуру, аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО):
· повышение квалификации в рамках основной профессии (специальности);
· профессиональная переподготовка – получение новой специальности, специализации, дополнительных знаний, умений, навыков для выполнения нового вида профессиональной деятельности на базе и в рамках основной профессии;
· переподготовка – получение второго профессионального образования, новой профессии на базе имеющегося образования, основной профессии.
· стажировка – приобретение практических профессиональных знаний и навыков.
Основной отличительный признак ДПО – совмещение получения дополнительного профессионального образования с выполнением основной профессиональной деятельности.
Образование, как и всякий продуктивный процесс, имеет свою цель, содержание и свою технологию.
Целью общего образования является всестороннее развитие личности – усвоение, овладение социально значимым опытом в виде знаний, навыков, умений, умственное и физическое развитие, воспитание поведенческо-деятельностных свойств и качеств для выполнения общечеловеческих, общекультурных функций и видов деятельности.
Целью основного профессионального образования является всестороннее развитие личности – усвоение, овладение социально значимым опытом в виде знаний, навыков, умений, умственное и физическое развитие, воспитание поведенческо-деятельностных свойств и качеств для выполнения профессиональных видов деятельности в определенной сфере общественной практики.
Целью дополнительного профессионального образования является социально-профессиональная адаптация индивида в быстроменяющихся условиях социума, изменение социально-профессионального статуса индивида – переподготовка, повышение квалификации.
Целью послевузовского (научного) образования является развитие имеющихся у индивида способностей к научному творчеству.
Очевидно, что дополнительное профессиональное образование, как и послевузовское (научное) по самой своей природе непрерывны в течение всего дееспособного периода жизни человека.
Система общего образования готовит индивида к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности, а система профессионального образования – к продуктивной деятельности в течение всего дееспособного периода его жизни на различных уровнях квалификации в одной из сфер (областей) общественной практики: переработка информации, энергии, материалов.
Профессия – род трудовой деятельности в определенной сфере общественной практики, требующий специальной профессиональной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – уровень профессиональной подготовленности к деятельности в определенной сфере (области) общественной практики.
В системе профессионального образования России выделяются четыре квалификационных уровня, получаемых, соответственно, в учреждениях послевузовского (научного), высшего, среднего и начального профессионального образования:
· специалисты научной квалификации;
· специалисты высшей квалификации;
· специалисты средней квалификации;
· рабочие профессии.
Основное (базовое) профессиональное образование – впервые получаемое (обычно в начале трудовой деятельности) профессиональное образование определенного уровня квалификации на базе общего образования (полного, неполного) — рабочие профессии, специалисты средней и высшей квалификации.
Послевузовское (научное) профессиональное образование предназначено для получения уровня специалиста научной квалификации — магистра, кандидата наук, доктора наук – через магистратуру, аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО):
· повышение квалификации в рамках основной профессии (специальности);
· профессиональная переподготовка – получение новой специальности, специализации, дополнительных знаний, умений, навыков для выполнения нового вида профессиональной деятельности на базе и в рамках основной профессии;
· переподготовка – получение второго профессионального образования, новой профессии на базе имеющегося образования, основной профессии.
· стажировка – приобретение практических профессиональных знаний и навыков.
Основной отличительный признак ДПО – совмещение получения дополнительного профессионального образования с выполнением основной профессиональной деятельности.
Образование, как и всякий продуктивный процесс, имеет свою цель, содержание и свою технологию.
Целью общего образования является всестороннее развитие личности – усвоение, овладение социально значимым опытом в виде знаний, навыков, умений, умственное и физическое развитие, воспитание поведенческо-деятельностных свойств и качеств для выполнения общечеловеческих, общекультурных функций и видов деятельности.
Целью основного профессионального образования является всестороннее развитие личности – усвоение, овладение социально значимым опытом в виде знаний, навыков, умений, умственное и физическое развитие, воспитание поведенческо-деятельностных свойств и качеств для выполнения профессиональных видов деятельности в определенной сфере общественной практики.
Целью дополнительного профессионального образования является социально-профессиональная адаптация индивида в быстроменяющихся условиях социума, изменение социально-профессионального статуса индивида – переподготовка, повышение квалификации.
Целью послевузовского (научного) образования является развитие имеющихся у индивида способностей к научному творчеству.
Очевидно, что дополнительное профессиональное образование, как и послевузовское (научное) по самой своей природе непрерывны в течение всего дееспособного периода жизни человека.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи