Системы образования

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Для постоянного овладения каждым поколением накопленным человечеством опытом существует специально созданные социальные институты – системы образования, общего и профессионального: основного, дополнительного и послевузовского (научного).

Система общего образования готовит индивида к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности, а система профессионального образования – к продуктивной деятельности в течение всего дееспособного периода его жизни на различных уровнях квалификации в одной из сфер (областей) общественной практики: переработка информации, энергии, материалов.

Профессия – род трудовой деятельности в определенной сфере общественной практики, требующий специальной профессиональной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – уровень профессиональной подготовленности к деятельности в определенной сфере (области) общественной практики.

В системе профессионального образования России выделяются четыре квалификационных уровня, получаемых, соответственно, в учреждениях послевузовского (научного), высшего, среднего и начального профессионального образования:

· специалисты научной квалификации;

· специалисты высшей квалификации;

· специалисты средней квалификации;

· рабочие профессии.

Основное (базовое) профессиональное образование – впервые получаемое (обычно в начале трудовой деятельности) профессиональное образование определенного уровня квалификации на базе общего образования (полного, неполного) — рабочие профессии, специалисты средней и высшей квалификации.

Послевузовское (научное) профессиональное образование предназначено для получения уровня специалиста научной квалификации — магистра, кандидата наук, доктора наук – через магистратуру, аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО):

· повышение квалификации в рамках основной профессии (специальности);

· профессиональная переподготовка – получение новой специальности, специализации, дополнительных знаний, умений, навыков для выполнения нового вида профессиональной деятельности на базе и в рамках основной профессии;

· переподготовка – получение второго профессионального образования, новой профессии на базе имеющегося образования, основной профессии.

· стажировка – приобретение практических профессиональных знаний и навыков.

Основной отличительный признак ДПО – совмещение получения дополнительного профессионального образования с выполнением основной профессиональной деятельности.

Образование, как и всякий продуктивный процесс, имеет свою цель, содержание и свою технологию.

Целью общего образования является всестороннее развитие личности – усвоение, овладение социально значимым опытом в виде знаний, навыков, умений, умственное и физическое развитие, воспитание поведенческо-деятельностных свойств и качеств для выполнения общечеловеческих, общекультурных функций и видов деятельности.

Целью основного профессионального образования является всестороннее развитие личности – усвоение, овладение социально значимым опытом в виде знаний, навыков, умений, умственное и физическое развитие, воспитание поведенческо-деятельностных свойств и качеств для выполнения профессиональных видов деятельности в определенной сфере общественной практики.

Целью дополнительного профессионального образования является социально-профессиональная адаптация индивида в быстроменяющихся условиях социума, изменение социально-профессионального статуса индивида – переподготовка, повышение квалификации.

Целью послевузовского (научного) образования является развитие имеющихся у индивида способностей к научному творчеству.

Очевидно, что дополнительное профессиональное образование, как и послевузовское (научное) по самой своей природе непрерывны в течение всего дееспособного периода жизни человека.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.