Фундаментальное положение дидактики

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Известно, что вплоть до начала XVII века педагогика как наука о воспитании была частью философии и только после написания выдающимся чешским мыслителем-гуманистом, педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670 гг.) знаменитого научного труда «Великая дидактика» (1632 г.), в котором он разработал основы теории учебной работы с детьми, педагогика приобрела статус самостоятельной науки. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему»

В своем научном труде Я.А. Коменский первым из педагогов обосновал принцип природосообразности в обучении, соответствие природных законов и законов образовательных. Исходя из этого, Я.А. Коменский формулирует как закономерность обучения принцип самостоятельности учащегося в осмыслении и деятельном освоении мира.

В известном, многими цитируемом изречении Адольфа Дистерверга (1790-1866 гг.) в концентрированном виде сформулированы фундаментальные дидактические положения, на которых базируются теоретические основы учения, преподавания и обучения, и которые в разное время отмечали многие великие философы, педагоги и дидакты прошлого (Платон, Аристотель, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.):

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает научиться чему-либо, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…

…Извне он может получить только возбуждение…

...Поэтому самостоятельность – средство и одновременно результат образования» [2, С. 118].

Итак, научится чему-либо, усвоить накопленные человечеством знания, освоить те или иные действия и деятельности индивид способен только через собственную, самостоятельную учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность.

Этот фундаментальный, ведущий дидактический принцип лежит в основе концепции учения – универсального фундамента для построения, проектирования любой дидактической и образовательной системы.

И в наши дни многие известные педагоги, дидакты, рассматривая сущность процесса обучения и образования, отмечают, что «… Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности» [3, С. 148].

Тем не менее, в некоторых учебниках по педагогике обучение и образование иногда трактуются как процесс и результат передачи предшествующими поколениями последующим накопленного человечеством опыта.

Часто, в обыденной жизни, люди говорят, что тот или иной человек «получил» образование. Верны ли подобные определения, выражения? Можно ли свои знания получить, передать, подарить, наконец, продать другому человеку с тем, чтобы он мог бы ими тут же воспользоваться как, например, при покупке автомобиля, дома или другой вещной собственности?

Дидактика – одна из педагогических наук, разрабатывающая проблемы учения, обучения однозначно отвечает на поставленные вопросы отрицательно.

Согласно фундаментальному принципу дидактики, «получить» образование любого уровня, овладеть накопленным опытом человечества можно только через собственную, самостоятельную учебную деятельность индивида – через его учение. А, следовательно, образование – это овладение, как отдельным индивидом, так и всеми последующими поколениями накопленным предшествующими поколениями человечества опытом.

Фигурально выражаясь, в соответствии с этим универсальным дидактическим принципом невозможно, например, свои знания о чем-либо в какой-либо области передать (подарить, продать и т.п.) как вещную собственность во владение какому-либо индивиду, минуя процесс их усвоения этим индивидом через его собственные, самостоятельные усилия. Необходимо осуществить процесс интериоризации – перевода этих знаний субъектом учения в свой собственный внутренний психический план, в свою собственную психику.

А это значит, что в образовательном процессе нет обучаемых, а есть только обучающиеся, учащиеся, а индивид в корректно выстроенной системе образования всегда субъект учения. При этом учение – это собственная, самостоятельная учебная деятельность субъекта учения по овладению им объектом изучения – фрагментом накопленного человечеством объективного, социально значимого опыта.

Таким образом, краеугольным камнем любой системы образования, любой педагогической и дидактической системы является учение – собственная учебная деятельность субъекта учения. Причем действие этого дидактического принципа не зависит от того, является ли это система общего или профессионального образования, а также не зависит от возрастной группы обучающихся, от генетической и социальной программ индивида, его национальности, социального устройства общества и т.п.

По своей значимости фундаментальный принцип дидактики для системы образования равносилен, пожалуй, действию закона сохранения энергии для естественнонаучных, технических систем.

Между тем с сожалением приходиться констатировать, что несмотря на очевидность и внятность формулировки физического закона сохранения энергии, его широкой популяризации и внедрению в массовое сознание обучающихся на всех ступенях образовательных систем на всей планете, только в одной России ежегодно подается несколько сот заявок на изобретение очередных «вечных двигателей». И это делается вопреки объективно действующему в природе закону – закону сохранения энергии.

Еще более драматическая, на наш взгляд, ситуация сложилась со знанием, пониманием и, главное, применением в реальном образовательном процессе фундаментального принципа дидактики – объективного закона психической отражательно-преобразующей деятельности человека.

Особенно неудовлетворительной в этом контексте является ситуация в системе профессионального образования непедагогического профиля, в частности, в высшем профессионально-техническом образовании России.

Обусловлено это тем, что в течение длительного периода в нашей стране основное внимание при формировании преподавательских кадров для высшего профессионально-технического образования уделялось их научно-профессиональной подготовке и практически игнорировалась подготовка психолого-педагогическая.

Данные мониторинга уровня психолого-педагогической подготовки (педосознанности) преподавателей непедагогических (в основном технических) вузов и наш собственный многолетний опыт преподавания на факультете повышения квалификации преподавателей (ФПКП) позволяют с уверенностью утверждать, что подавляющее большинство преподавателей – слушателей ФПКП, имеющих достаточно большой опыт преподавания в вузах, фундаментальный принцип дидактики просто не знают.

А это значит, что действие этого объективного закона этими преподавателями не учитывается при проектировании и осуществлении образовательного процесса, что наверняка приводит к существенному снижению эффективности обучения и образования в целом.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.