Адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В Украине в 1998 году был создан Межведомственный координационный сонет по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, а в 1999 г.- единую систему планирования, координации и контроля за подготовкой проектов законов и адаптацией законодательства органами исполнительной власти. При Министерстве юстиции Украины начал действовать Центр сравнительного права и Европейский центр перевода актов законодательства. Организационную структуру этого процесса было усилено в 2000 г. созданием Национального Совета при Президенте Украины по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС.

ЕС поддерживает адаптацию законодательства Украины путем предоставления технической помощи через основанный в рамках программы TACIC Українсько-європейський консультативний центр з питань законодавства (UEPLAC).

27 ноября 2003 р. Верховна Рада України приняла Закон Украины «Про Загальнодержавну програму адаптації законодавства України до законодавства Свропейського Союзу», который ставит целью полную интеграцию Украины в европейский правопорядок, и следовательно - достижения соответствия одному из основных критериев вступления в ЕС.

Евроинтеграция Украины как фактор социально-экономического развития государства

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В современном мире развитие Украины определяется в общем контексте Европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализация, свобода передвижения, свобода получения образования какого-либо уровня, что является неотъемлемым атрибутом гражданского демократического общества.
С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию к Европейскому Союзу, Указами Президента Украины утверждена Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз. Основными направлениями культурно-образовательной и научно-технической интеграции обозначено внедрение европейских норм и стандартов в образовании, науке и технике, расширение собственных культурных и научно-технических достижений в ЕС.
Необходимость реформирования системы образования Украины, её усовершенствования и повышения уровня качества является самой важной социокультурной проблемой, которая в значительной степени обуславливается процессами глобализации и потребностями формирования позитивных условий для индивидуального развития человека, его социализации и самореализации в этом мире.
Стратегическими заданиями реформирования высшего образования в Украине является трансформация количественных показателей образовательных услуг в качественные. Этот трансформационный процесс должен базироваться на таких принципах:
• во-первых, это национальная идея высшего образования, содержание которой состоит в сохранении и приумножении национальных образовательных традиций;
• во-вторых, развитие высшего образования должно подчиняться законам рыночной экономики, то есть распределению труда, закона изменения труда и закона конкуренции, поскольку экономическая сфера является исключительно важной в формировании логики общественного развития;
• в-третьих, развитие высшего образования следует рассматривать в контексте тенденции развития мировых образовательных систем, в том числе европейских.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Авторская школа - учреждение, где реализуются отдельные идеи и концепции.

Адаптация - приспособление.

Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Андрогогика - раздел педагогики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым человеком в процессе учебной деятельности, а также особенностей руководства ею со стороны профессионального педагога.

Бакалавр - в большинстве стран степень, приобретаемая студентом после освоения программы базового высшего образования.

Валеология - наука о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека.

Вариативность образования - способность системы образования предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий; один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Профессиональные качества педагога

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют следующие основные способности педагога:

организаторские способности, проявляющиеся в умении учителя сплотить учащихся, занять их, спланировать работу.

дидактические способности, состоящие в умении подобрать учебный материал, ясно, убедительно и последовательно его изложить, соответствующим образом стимулировать развитие познавательного интереса и способностей учащихся, повышать их учебную активность.

коммуникативные способности, являющиеся умением учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями и др.

исследовательские способности как умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

научно-познавательные способности, заключающиеся в способности усваивать соответствующие научные знания.

Методы теоретического исследования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам теоретического исследования относят теоретический анализ, синтез, методы индукции и дедукции.

Теоретический анализ это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, исследователь выявляет в них общее и особенное, устанавливает общий принцип или правило.

Исходя из целевой направленности и содержания анализа, выделяют его разные виды. Так, классификационный анализ применяется чаще всего на первичной, описательной стадии научного исследования. Он позволяет упорядочить и классифицировать явления на основе их сходства и повторяемости.

Более сложным является анализ отношений. Он направлен на изучение отношений между отдельными сторонами явления, позволяет глубже проникнуть в его сущность. Анализ педагогических явлений осуществляется тогда, когда речь идет не об одном, а о ряде условий, которые взаимно друг на друга влияют, взаимно заменяют и компенсируют. Анализ условий имеет целью объяснить возникновение явлений и обосновать предполагаемую их повторяемость.

Методы изучения педагогического опыта

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Методы изучения педагогического опыта это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Важно изучение не только передового опыта, но и опыта рядовых учителей. Нередко именно он отражает реальные противоречия педагогического процесса.

Указанную группу методов еще называют эмпирическими методами познания педагогических явлений. От слова греческого происхождения «эмпиризм», означающего «опыт». Эти методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые впоследствии подвергаются теоретическому анализу.

При изучении педагогического опыта применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение работ учащихся, изучение педагогической документации.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Предполагается ведение протоколов наблюдений, киносъемка, магнитные и видеозаписи. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Педагогические исследования, их разновидности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) это процесс и результат научной деятельности, направленной на получе ние новых знаний о закономерностях образования, его структуре и меха низмах, содержании, принципах и технологиях.

Педагогические исследования можно разделить на: фундаментальные, прикладные, разработки.

Фундаментальные исследования направлены на выработку концеп ций, обобщающих итоги теоретических и практических достижений педа гогики, выработку прогностических моделей развития педагогических си стем.

Прикладные исследования имеют целью углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики.

Разработки направлены на выработку и обоснование конкретных научно-практических рекомендаций по развитию педагогического процес са.

Любое педагогическое исследование, в конечном счете, является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельно сти. Оно может считаться соответствующим своему назначению, если будет носить опережающий характер по отношению к педагогической прак тике, т.е. способствовать ее преобразованию и совершенствованию. Исхо дя из этого, основными критериями качества педагогического исследова ния являются: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Условия развития личности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, с другой, существуют закономерные связи. Установлено, что развитие человека определяется целым рядом различного рода условий. Их отсутствие или недостаточность приводят к прекращению или замедлению развития, в том числе в воспитании, обучении и социализации.

Принято выделять внутренние и внешние условия развития. К внутренним относят физиологические и психические свойства организма. Внешние условия это окружение человека, среда, в которой человек живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются его новые качества. И так происходит без конца.

Важнейшее значение имеет изучение соотношений биологического и социального в развитии человека. Человек это природное существо, он наделен природными силами, задатками и способностями, которые, безусловно, оказывают влияние на его социальное развитие, формирование как личности. Биологическое, например, реализуется через определенную природную предрасположенность к той или иной деятельности: наличие математических задатков, музыкального слуха, хороших голосовых данных, способности к поэтическому творчеству и т.д. Эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда, влияют на их личностное формирование.

Развитие личности как педагогическая проблема

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Проблема личности и ее развития является одной из важнейших проблем. Она рассматривается разными науками, в том числе физиологией, анатомией, социологией, психологией и др. Безусловно, проблемами развития личности занимается и педагогика. Она изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Личность продукт общественной жизни, в то же время это живой организм. Педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют мотивы, интересы, цели, являющиеся результатами социальной жизни. Они определяют облик личности. Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе социальные свойства и качества.

Сущность педагогического процесса

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Как уже отмечалось выше, педагогическая система, находящаяся в динамике, т.е. когда все ее компоненты начинают активно взаимодействовать, становится педагогическим процессом. Педагогический процесс это динамическая педагогическая система.

Главными компонентами педагогического процесса, его субъектами, являются педагоги и воспитанники. Взаимодействие субъектов педагогического процесса ориентировано на передачу определенных знаний, опыта, формирование навыков, развитие способностей и др. Это означает, что в основе педагогического процесса лежит содержание образования, являющееся еще одним его компонентом. Осуществление педагогического процесса невозможно без соответствующей материальной базы, средств обучения и воспитания, поэтому они является его четвертым компонентом.

Таким образом, сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств.

Важнейшим, системообразующим фактором педагогического процесса является его цель. Именно ради достижения вполне определенных целей складывается та или иная педагогическая система. При ее функционировании, иначе говоря, осуществлении педагогического процесса, цель реально присутствует и в деятельности педагогов и воспитанников, и в средствах обучения и воспитания. Педагогический процесс направлен на достижение заданной цели, заранее намеченного изменения состояния, преобразование качеств воспитуемых.

Общая характеристика системы образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
.Общество заинтересовано в широком видовом многообразии педагогических систем, действующих при этом взаимосвязано, на основе общности целей и задач. В результате в государстве складывается система образования как наиболее общая педагогическая система. Она представляет собой комплекс образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы различного уровня и направленности.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:

государственными, муниципальными, негосударственными.

Важно отметить, что действие законодательства в равной степени распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм.

Виды педагогических систем

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Для педагогических систем характерно их видовое многообразие. Так, основой дошкольного образования является педагогическая система
«детский сад». Она включает в себя все те компоненты, о которых говорилось выше: педагогов, воспитанников, содержание дошкольного образования и материальную базу, позволяющую осуществлять педагогическую деятельность. Однако данная педагогическая система имеет различные варианты, различающиеся не своими сущностными характеристиками, поскольку они совпадают, а назначением, особенностями организации и функционирования. Это такие варианты, как детские сады с круглосуточным содержанием детей, коррекционные детские сады и т.п.

Видовое многообразие имеет место и в педагогической системе «школа». Она также состоит из таких компонентов, как педагоги, воспитанники (учащиеся), содержание образования и материальная база. При совпадении основных сущностных характеристик эти компоненты, так или иначе, различаются в вариантах данной педагогической системы. Ими являются гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т.д.

Различные варианты педагогических систем могут быть прослежены и в системе профессионального образования.

К вариантам педагогической системы дополнительного образования относятся музыкальные, художественные, спортивные школы, станции юных техников и т.п.