ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Конструирование процесса обучения предполагает два вариант: 1) целенаправленный выбор методов, обеспечивающих достижение поставленных задач урока; 2) выбор доминирующего вида, методической системы обучения в целом. Под видом (методической системой) понимается единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов средств конкретного способа обучения [В. И. Загвязинский]. Преимущество второго способа в том, что открывается возможность упростит процедуру выбора, сделать ее целостной и гармоничной.

В современной школе наиболее распространены три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

• объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным сообщающим или репродуктивным;

• программированное;

• проблемное

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет длительную истерию. Основоположником его является Я. А. Коменский. Сущность обучения заложена в его названии. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ: экономия времени и сил учителей и учащихся, доступность, возможность эффективного управления процессом обучения. Наряду с этим в нем есть и крупные недостатки: преподнесение «готовых» знаний, что освобождает учащихся от необходимости думать, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Следует отметить, что в разные годы предпринимались неоднократные попытки усовершенствовать этот вид обучения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В философии форма - это структура какого-то содержания. Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления [И. Ф. Харламов].

В истории педагогики выделяют две основные формы организации обучения: индивидуально-групповую и классно-урочную. Система инди­видуального обучения получила распространение на ранних этапах раз­вития общества, когда учитель занимался с одним учеником, как прави­ло, его преемником. Постепенно возникло индивидуально-групповое обучение, когда учитель занимался с группой учеников в 10-15 человек. Обучение в группе шло также индивидуально, поэтому в группе были ученики разного возраста, разного уровня подготовки. Сроки обучения, начало и окончание занятий были также индивидуальны.

В средние века в связи с увеличением количества обучающихся воз­никла необходимость в появлении новой формы организации обучения. Получила распространение групповая форма обучения. Свое законченное решение она нашла в классно-урочной системе обучения, разработанной и теоретически обоснованной Я. А. Коменским. Она предполагает нали­чие в группе постоянного состава учащихся одного возраста; постоянное место и продолжительность занятий, стабильное расписание занятий.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Метод в переводе с греческого языка означает «способ», «путь». В философии метод рассматривается как способ достижения целей, опре­деленным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под мето­дом обучения понимается «способ достижения цели обучения, представ­ляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практиче­скую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социально­го опыта» [И. Я. Лернер].

В структуре метода обучения выделяются приемы. Прием - это эле­мент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

Метод обучения - сложное многомерное образование. В нем есть объ­ективная и субъективная части. Первая не зависит от педагогов и отража­ет закономерности, принципы обучения. Вторая обусловлена личностью педагога, конкретными условиями использования того или иного метода. Именно субъективная часть открывает простор для педагогического творчества.

С учетом многомерного характера методов обучения существует множество их классификаций. Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку система. К наиболее извест­ным классификациям относится разделение методов по источнику зна­ний. В ней выделяются следующие группы: словесные методы (объясне­ние, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут и пр.); наглядные мето­ды (иллюстрация, демонстрация, наблюдения, показ); практические ме­тоды (опыты, упражнения).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К пер­вым относят зависимость обучения от общественных процессов и усло­вий (социально-экономической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе образования); ко вторым -связи между компонентами процесса обучении (между целями, содержа­нием, методами, формами обучения).

К внешним закономерностям обучения относятся:

• социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

• воспитывающий и развивающий характер обучения;

• деятельностный и диалогичный характер обучении;

• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям относятся:

• зависимость развития обучения от способа разрешения основного противоречия;

• зависимость результатов обучении от взаимодействия учителя и уче­ника;

ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Вопросы изучения сущности процесса обучения и теоретических ос­нов его организации рассматривает дидактика - отрасль педагогики. Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидакти­ку. Основными категориями дидактики являются обучение, преподава­ние, учение.

Обучение - одна сторона педагогического процесса. Отражая все ха­рактеристики педагогического процесса, обучение имеет и качественные отличия. Обучение - это специфический способ образования, направлен­ный на развитие личности посредством организации усвоения обучаю­щимися научных знаний и способов деятельности.

Обучение является самым надежным путем получения систематиче­ского образования. В процессе обучения учащийся познает окружающий мир при направляющей роли учителя. В основе любого вида или типа обучения заложена взаимосвязь преподавания и учения.

Преподавание - это деятельность учителя по:

• передаче информации;

• организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

• оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

• стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Педагогический процесс - это специально организованное, целена­правленное взаимодействие педагогов и воспитанников, ориентирован­ное на решение развивающих и образовательных задач.

В педагогической литературе прошлых лет вместо понятия «педаго­гический процесс» использовалось понятие «учебно-воспитательный процесс». Однако в работах П. Ф. Каптерова, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского доказано, что это понятие суженное и не отражает главной осо­бенности педагогического процесса - его целостности и общности про­цессов воспитания, обучения и развития личности. Сущностной характе­ристикой педагогического процесса является взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием разнообразных педагогических средств.

Педагогический процесс рассматривается как динамическая система, включающая взаимосвязанные компоненты и взаимодействующая с бо­лее широкими системами, в которые она входит (например, система шко­лы, система образования). Педагогический процесс включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.

Целевой компонент предполагает наличие всего многообразия целей и задач педагогической деятельности - от общей цели создания условий для разностороннего и гармоничного развития личности до задач кон­кретного урока или мероприятия.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
К основным тенденциям развития содержания образования относят­ся: гуманизация, демократизация, повышение культуросообразности школьного образования, широкая дифференциация содержания образо­вания и его стандартизация.

Стандартизация образования вызвана необходимостью сохранения единого уровня общего образования в условиях разнообразия типов образовательных учреждений и вариативности учебных программ. Стандарт (в переводе с английского «мерило», «образец») образования определяет содержание образования на каждой из его ступеней, обеспечивающее необходимую образовательную подготовку обучающегося; требования к обязательному минимуму подготовки учащихся в рамках указанного содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников. В законе «Об образовании» (ст. 7) указывается, что в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение кото­рых обеспечивает единство педагогического пространства России, а так­же интеграцию личности в мировое образовательное пространство.

Национально-региональный компонент содержит нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области изучения родно­го языка, литературы, истории, искусства и пр.).

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Содержание образования является одним из основных средств разви­тия личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образова­ния» приобретает разные смыслы. В традиционном (знаниево-ориентированном) подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» [Педагогический словарь, 1960].

В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потреб­ности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от лич­ности, школы от жизни.

В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохра­нению) и развитию материальной и духовной культуры общества [И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин]. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъ­екта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

В отборе содержании образования можно выделить две основные тео­рии, которые сложились в конце XVIII - начале XIX вв.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Проблема развития личности изучается разными науками: физиологи­ей, психологией, социологией и др. Педагогика выявляет и изучает наи­более эффективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе воспитания и обучения.

В психологии и педагогике выделяют три подхода к проблеме разви­тия личности.

В биологическом подходе личность рассматривается как природное существо, которое действует в соответствии с природными потребностя­ми, влечениями, инстинктами. Если они входят в противоречие с норма­ми общества, то он вынужден их скрывать или замещать.

В социологическом подходе ведущая роль в развитии человека отво­дится социальной среде, особенно ближайшему окружению человека. В рамках данного подхода развитие личности предопределяется той сре­дой, в которой человек прожил ранние годы жизни.

В биосоциальном подходе психические процессы (ощущение, память, мышление и пр.) рассматриваются как явления, имеющие биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формиру­ются как социальные явления.

Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов (Л. С. Выготский и др.), рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные. Движущими силами развития личности выступают противоречия, к которым относятся:

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Каждое общество для реализации функции образования своих членов создает систему образования, т. е. комплекс институтов образования, система находится под контролем того общества, которое ее создало.

В России функционирование системы образования определяется за коном «Об образовании». В нем подчеркивается, что система образова­ния в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

• преемственных образовательных программ и государственных обра­зовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных им учрежде­ний и организаций;

• объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в облас­ти образования.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В переводе с латинского термин «парадигма» означает «пример», педагогике под парадигмой понимают концептуальную модель образования. На протяжении истории существовало множество образовательных моделей. И. А. Колесникова их многообразие связывает с педагогическими цивилизациями. Понимая цивилизацию как определенный уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в ходе истории разных сообществ, она считает, что педагогика прошла стадии природной цивилизации, репродуктивно-педагогической цивилизации и вступает в стадию креативно-педагогической цивилизации. Для первой стадии характерно вплетение образования в естественную жизнедеятельность взрослого и подрастающего поколения. Для второй - образование становится специально организованной деятельностью, направленной на передачу опыта старшего поколения младшим. Нарастают процессы отчуждения содержания образования от потребностей личности. Переход к третьей педагогической цивилизации означает возрастание рефлексивной куль­туры человека, организацию образования как «встречу» субъектного опыта учителя и ученика, усиление роли диалоговых методов обучения.

В современной педагогике существуют и иные подходы к выделению образовательных парадигм (моделей образования). В настоящее время в мировом образовательном пространстве функционируют различные мо­дели. Они отличаются исходными целями-ценностями, содержанием, способами организации образовательного процесса, взаимодействием учителя и ученика, результатами образования. К числу наиболее извест­ных относятся эзотерическая, традиционная (знаниево-ориентированная), рационалистическая (поведенческая), гуманистическая (феноменологи­ческая) модели образования.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Термин «культура» в переводе с латинского означает «взращивание», «возделывание». По отношению к человеку - это взращивание, формиро­вание его образа. В процессе образования человек осваивает различные культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры и др.). В этом случае культура - это предпосылка и результат образовав человека.

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие функции.

1. Образование - это один из оптимальных и интенсивных способа вхождения человека в мир науки и культуры.

Содержание образования черпается и непрерывно пополняется культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека Образовательная среда, сформированная в школе или в вузе, влияет выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

2. Образование как практика социализации человека и преемственно­сти поколений.