Сущность педагогического процесса

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Как уже отмечалось выше, педагогическая система, находящаяся в динамике, т.е. когда все ее компоненты начинают активно взаимодействовать, становится педагогическим процессом. Педагогический процесс это динамическая педагогическая система.

Главными компонентами педагогического процесса, его субъектами, являются педагоги и воспитанники. Взаимодействие субъектов педагогического процесса ориентировано на передачу определенных знаний, опыта, формирование навыков, развитие способностей и др. Это означает, что в основе педагогического процесса лежит содержание образования, являющееся еще одним его компонентом. Осуществление педагогического процесса невозможно без соответствующей материальной базы, средств обучения и воспитания, поэтому они является его четвертым компонентом.

Таким образом, сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств.

Важнейшим, системообразующим фактором педагогического процесса является его цель. Именно ради достижения вполне определенных целей складывается та или иная педагогическая система. При ее функционировании, иначе говоря, осуществлении педагогического процесса, цель реально присутствует и в деятельности педагогов и воспитанников, и в средствах обучения и воспитания. Педагогический процесс направлен на достижение заданной цели, заранее намеченного изменения состояния, преобразование качеств воспитуемых.

Исходя из этого, основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача. В педагогической деятельности, являющейся в своей основе взаимодействием педагогов и воспитанников, возникают разнообразные педагогические ситуации. Их разрешение предполагает постановку определенных целей. Это придает педагогическому взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности, и есть педагогическая задача.

Педагогические задачи бывают разного типа и уровня сложности. Для их успешного разрешения требуется установление соответствующей иерархии задач. Наименьшей единицей являются оперативные задачи. Органично выстроенная совокупность оперативных задач дает возможность для решения тактических задач, а те в свою очередь – стратегических.

Решение педагогических задач любого типа и уровня сложности строится на основе прохождения следующих взаимосвязанных этапов:

анализ ситуации и постановка педагогической задачи; проектирование вариантов и выбор оптимального решения; осуществление плана решения задачи на практике;
анализ результатов решения.

Современный педагогический процесс характеризуется педагогическим взаимодействием. В традиционной педагогике, характеризующейся субъект-объектными отношениями, существует понятие педагогическое воздействие. Его наличие связано с самой сущностью отношений между участниками педагогической деятельности, основанной на авторитаризме: педагог, как субъект педагогического управления, оказывает соответствующее воздействие на учащегося, являющего объектом управления.

Сегодня педагогическая деятельность все более основывается на том, чтобы сделать обучающегося соучастником процесса обучения и воспитания, превратить педагогические отношения в субъект-субъектные. Это предполагает реальное осуществление «педагогического взаимодействия». Его важнейшее значение обусловлено тем, что воспитание и развитие ребенка основывается на взаимодействии с реальным миром, которое организуется и направляется педагогами, родителями и другими воспитателями. По мере развития ребенка возрастает его собственная роль в этих взаимодействиях.

Сущность педагогического взаимодействия строится на сочетании двух взаимообусловленных компонентов: педагогического воздействия и ответной реакции воспитанника. Воздействия бывают прямые и косвенные, различаются по направленности, содержанию, наличию той или иной цели и т.п. Многообразны и ответные реакции воспитанников. Восприятие и переработка ими получаемой информации могут быть активными, а могут игнорироваться, даже осуществляться противодействие, может иметь место эмоциональное переживание, а может быть безразличие и т.п.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.