Основные направления государственной политики в сфере образования в Республике Беларусь

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В сравнительно небольшой срок система образования Рес­публики Беларусь существенно преобразилась. Особенно зна­чительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы учебных заведений (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.).

Наряду с государственным получил развитие частный сек­тор школьного образования. В учебных заведениях разворачи­вается инновационная деятельность, расширяется спектр при­меняемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.

Советская педагогическая мысль в 20-х – 40-х годах XX века

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В 1920-е годы экспериментальная активно велась работа в опытно-показательных учреждениях, включающих в себя комплекс разных воспитательно-образовательных и просветительных учреждений: детского сада, школы, курсов для учителей. Во главе наиболее известной из них – «Первая опытная станция», стоял советский педагог С.Т. Шацкий (1878– 1934).
Еще до революции в мае 1905 году Шацкий развернул культурно-просветительскую деятельность, открыв детскую летнюю трудовую колонию возле Москвы (Щелково) и продолжив эту работу в детских клубах в городе зимой. По инициативе А.У. Зеленко и С.Т. Шацкого было организовано культурно-просветительное общество «Сеттльмент» для бедных детей, с целью приобщить их к полезной деятельности, к творчеству, к труду и учению.
В 1911 году Шацкий и его единомышленники открыли в Калужской области колонию для детей «Бодрая жизнь», а в 1914-1915 она была преобразована в Опытную станцию, где он вел поиск новых форм и методов воспитательной работы с детьми. В опытную станцию водили несколько воспитательных учреждений: ясли, детский сад, начальная и дополнительная школы, мастерские, библиотеки, местный музей и др.
На базе сложившегося еще до революции педагогического коллектива в 1919 году Наркомпрос одобрил идею Шацкого открыть Первую опытную станцию по народному образованию. Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений, просветительских учреждений для взрослых, где на основе единой программы разрабатывались и апробировались на практике формы и методы воспитания.
Как и многие другие педагоги своего времени Шацкий рассматривал роль социальной среды выше, чем факторы наследственности, доказывая, что нового человека социалистического общества сможет сформировать новая социальная среда.
Целью педагогики по Шацкому является научение ребенка сочетанию личных и групповых интересов, научение коллективному труду, не обучение, но развитие способностей.

Педагогика и школа в 30 – 40-х годах XX века в СССР

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В 1930-е годы в СССР была проведена радикальная реорганизация системы школьного образования. В 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное обучение. А постановлением «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) государство определило унифицированную структуру школьного образования с преемственностью ее ступеней. В постановлении были даны указания о коренном изменении учебно-воспитательной работы школ с осуждением методов проектов. В постановлении «Об учебных программах и режиме начальной школе» (1932) одобрены новые предметные программы, осуждены коллективные сдачи экзаменов и зачетов, урок объявлен основной формой организации учебного процесса, выдвигается требование создания и использования стабильных учебников.
С 1932/ 33 учебного года упраздняется разделение школ на ФЗУ и ШКМ, а семилетка становится единой общеобразовательной школой для города и деревни. Учебно-воспитательная работа меньше стала уделять внимание трудовому воспитанию и политехнической направленности. В конце 30-х годов труд изымается из учебного плана и программ, а школьные мастерские ликвидируются.
Согласно постановлениям правительства в стране были установлены следующие типы школ:
- начальная школа (1-4 кл.),
- неполная средняя школа (5-7 кл.),
- полная средняя школа (8-10 кл.).

Задачи культурной революции и новые принципы создания советской системы образования в 1917 – 1930 годах

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Февральская революция 1917 года в России дала толчок развитию общественно-педагогического движения в России. Русская общественность активно включилась в поиск новых путей создания демократической школы. В 1905 году был создан «Всероссийский союз учителей и деятелей народного образования», целью которого была борьба за политические свободы и демократизацию народного образования. В 1908 году союз прекратил свою деятельность и возобновил ее в 1917 году как «Всероссийский учительский союз» (ВУС).
В 1917 году свершились революционные преобразования не только в политической и экономической жизни страны, но и в педагогике, школьной системе и культуре в целом. Изменялись цели и содержание воспитания, определяемые партийно-государственными органами, была полностью ликвидирована вся старая система учебных и воспитательных заведений, отвергнута прежняя педагогическая теория.
В конце 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая выполняла функции Министерства просвещения. Новое советское государство в 1917 – 1918 годах издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: «Положение о единой трудовой школе» (1918), «Основные принципы единой трудовой школы» (1918), «Декларация о дошкольном воспитании» (1920) и др.
На основании этих документов:
- упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспитательных заведений;
- школа отделялась от церкви, в школе запрещалось преподавать религию, воспитание и школа стали носить светский характер;
- отменялись сословные, религиозные, национальные и другие ограничения в получении образования и провозглашалось право всех граждан на образование;
- предоставлялось право всем народам России создавать национальные школы на родном языке;
- вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;
- создавалось государственная система дошкольного образования;

Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Наследие великого немецкого педагога, оригинального философа, психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841) в советской историко-педагогической литературе оценивалось неоднозначно. Признавался его весомый вклад в становление педагогики как научной дисциплины, глубокое влияние его идей на развитие педагогической мысли XIX века, на совершенствование общего среднего образования. В то же время подчеркивались «буржуазно-классовый» характер, «реакционность», «консерватизм», «авторитарность» его педагогической системы. Между тем именно Гербарт явился в XIX веке достойным продолжателем гуманистической педагогической традиции, ориентируя теорию общего образования на развитие культурной нравственной личности, индивидуальности.
Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, Гербарт посетил Бурдорфский институт (1800), которым руководил швейцарский педагог и надолго оставался под впечатлением увиденного. Свой первый педагогический труд он посвятил Песталоцци, однако, многие вопросы своей педагогической теории решал иначе.

Педагогическая теория элементарного образования и трудового воспитания И.Г. Песталоцци

Наука » Педагогика » Общая педагогика
«Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек Гражданин. Все для других. Для себя ничего». Эта надпись на надгробном памятнике И.Г. Песталоцци, сделанная его современниками, помогает сегодня понять духовные основы жизненного подвига великого швейцарского педагога, оценить уникальность его вклада в европейский историко-педагогический процесс.
Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу. С юных лет он проникся лекциями прогрессивных профессоров, которые внушали слушателям патриотические идеи и развивавшие мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества. Изучал труды французских просветителей, особенно выделял философско-политические идеи Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка.
Также повлияла на формирование мировоззрения Песталоцци христианская антропология. В соответствии с христианской традицией, Песталоцци «возвышает» человека и вместе с тем далек от идеализации человеческой природы. «Истинно человеческое», отличающее человека от других живых существ: «ум, сердце, рука» - вызревает в борении с «животным началом». Воспитание призвано помочь этому естественному процессу – «подчинить притязания нашей животной природы нашему духу» - писал И.Г. Песталоцци.
Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования.
В 1769 г., имея незаконченное высшее образование и некоторый общественно-политический опыт, Песталоцци начинает социальный эксперимент. В купленном на занятые деньги поместье Нейгоф он пытается организовать показательную ферму с тем, чтобы научить местных крестьян рационально вести свое хозяйство. Однако вскоре разоряется.

Школа и педагогическая мысль в России в XVII – XVIII веках

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Педагогика и школа в Московском государстве в XVI веке опиралась на традиции патриархального древнерусского общества, проникнутого духом ветхозаветного педагогического идеала, который утверждал абсолютную власть отца в семье, непререкаемость его авторитета, высокое положение матери и хозяйки в доме, уважение к пожилым, старикам и воспитателям. Жестокое и авторитарное отношение к ребенку, широкое применение телесных наказаний были повсеместно распространены и способствовали обузданию плоти, приучали с раннего возраста переносить тяготы и лишения жизни, вырабатывали привычку послушания. Детей обучали на дому, систематического обучения не существовали. Часто основными воспитателями являлись, прежде всего, родители. Они учили детей земным поклонам, двуперстному или трехперстному кресту, соблюдению церковных обрядов, но не объясняли, в чем состоит их смысл и история появления.
Ветхозаветный педагогический идеал ярко описан в «Домострое» памятнике древнерусской литературы XVI века, который представлял собой свод житейских правил и наставлений относительно жизни семьи и семейного воспитания.
Обучение и воспитание подрастающего поколения этого периода имели сословный характер и по целям и по содержанию. Образованных граждан было крайне мало, вследствие чего общий уровень образованности был весьма низким. Государство и церковь не были заинтересованы в развитии доступного образования для всех слоев населения. Основными учителями для простых людей оставались – мастера-грамоты. Их профессиональный уровень и подготовка были низкими. В обществе подозрительно относились к ученым людям и наукам вообще. Считалось, что научные знания и просвещение не нужны православному христианину, так как идут они от лукавого и могут принести лишь вред человеку.
Часто священнослужители также были неграмотны. Многие священники были выходцами из крестьян или посадских людей, что не могло способствовать уровню их образованности. Тревога по поводу неграмотности приходского духовенства была выражена еще во времена Ивана III новгородским архиепископом Геннадием, просившим митрополита обратиться к великому князю за поддержкой в организации училищ для духовенства.

Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) - один из самых ярких и блестящих писателей и публицистов в плеяде просветителей XVIII века. Это был человек, который не только при жизни, но и столетия спустя, вызывает неоднозначное отношение к себе и своим работам. Его объявляли бунтарем и смутьяном, ниспровергателем устоев общества, и в то же время, его считали великим гуманистом, педагогом и титаном мысли.
В свое время Руссо считали самым знаменитым писателем Франции, а его произведения многократно переиздавались и переводились на многие языки. В то же время, роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес автору мировую известность, был сожжен на одной из площадей Парижа и внесен в список запрещенных книг, а его автор был вынужден бежать за границу.
Произведения Руссо глубоко взволновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции. В России Екатерина II запретила распространение книг Руссо. Особенно невзлюбила императрица роман «Эмиль, или О воспитании», увидев в нем призыв к свержению самодержавия. «Особенно не люблю я эмильевского воспитания. Не так думали в наше старое доброе время», - высказала она свое мнение, и на долгие годы ввоз романа в Россию был запрещен.
Жан Жак Руссо родился в Женеве (Швейцария) в семье часовщика. Рано оставшись без матери, его отец мало занимался его воспитанием и обучением. Поведение Руссо в юности не отличалось добродетелями, он неоднократно был уличен в мелком воровстве и мошенничестве. Однако впоследствии Руссо много занимался самообразованием, увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой.

Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка

Наука » Педагогика » Общая педагогика
XVII столетие это время интенсивных поисков и решений многих педагогический проблем. В XVII в. интенсивно разрабатывались учения о теле человека как механической системе, не нуждающейся в душе, о сознании как способности человека, позволяющей ему посредством самонаблюдения получать достоверные знания о своих внутренних состояниях, о страстях как от природы присущих человеческому телу регуляторов поведения, о соотношении физиологического и психического.
Одним из блестящих деятелей эпохи Просвещения стоит английский философ-сенсуалист, политический мыслитель Джон Локк (1632 – 1704), сыгравший заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он жил в эпоху английской буржуазной революции и перехода к индустриальному типу производства.
Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. Получив среднее схоластическое образование в старинной Вестминстерской школе, он продолжает свое образование в Оксфордском университете. Обучаясь в университете, Дж. Локк изучал труды выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона и др. По окончании университета Локк был оставлен в нем как преподаватель греческого языка и литературы.
В 1667 г. Локк знакомится с либеральным политическим деятелем лордом Шефтсбери, который выступал против короля. Став домашним врачом и воспитателем его внука, Локк разделял как политические успехи, так и неудачи своего покровителя. В период эмиграции он закончил главный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». После революции 1688 г. Локк возвращается в Англию, продолжает философствовать и занимает почетное место в буржуазном обществе того времени. Убежденный в том, что философствовать – это, значит, выводить знания из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор.

Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Школа и педагогическая мысль в XVII веке на Беларуси развивалась в условиях борьбы реакционных и прогрессивных течений в общественном движении, политике и культуре, в условиях противостояния религиозного и светского начал.
Одним из активных идеологов реформационного движения на Беларуси в начале XVII века был Язеп Руцкий (1574 – 1637). Будучи ректором Виленской униатской семинарии Я. Руцкий обосновывал необходимость коренных реформ в обучении и воспитании. Свои педагогические взгляды он изложил в научно-педагогическом трактате «Дискурс». Благодаря своему огромному политическому влиянию и прочным контактам с европейскими монархами, униатский митрополит, педагог и писатель открывал при монастырях школы и типографии, где переписывались летописи, жития святых и другие различные произведения самого разного содержания.
Одной из ключевых фигур в педагогической мысли XVII века был Епифаний Славинецкий (? – 1676). Греческий монах, выпускник университета в городе Падуя (Италия) был приглашен в Россию для перевода и правки богослужебных книг и переводов. Благодаря его переводу произведения «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, основателя европейской научной медицины, в Московии ускорилось развитие медицины как науки.
В 1653 году в Москве им была открыта греческая школа в Чудовом монастыре. Несмотря на то, что педагогическая деятельность для него второстепенный характер, Е. Славинецкий автор одного из самых знаменитых педагогических трактатов XVII века «Гражданство обычаев детских». В этом произведении просветитель в вопросно-ответной форме изложил основные правила поведения ребенка в доме, в школе, в церкви, в присутствии взрослых, в играх и т. д. В этих поучениях Е. Славинецкий обобщил передовой народный педагогический опыт и попытался дать ему научное обоснование.
Представитель белорусской педагогической мысли, выходец из Полоцка, ученый, поэт и педагог Симеон Полоцкий (1629 – 1680) оказал значительную роль в истории государства российского и развитии просвещения. Его настоящее имя – Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович. Образование он получил в Полоцкой братской школе, затем в Киево-Могилянской академии (основанной в 1632 г.), а потом продолжил обучение в Виленской иезуитской академии.

Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Во второй половине XVII начале XVIII веков польская шляхта и католическое духовенство вели ожесточенную борьбу против любого инакомыслия под девизом защиты религиозных основ католической веры. С целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в период реформации, римская курия организовала церковно-политическое движение – контрреформацию. Контрреформация с особым рвением вела борьбу против народных «ересей», и в первую очередь, против самых радикальных движений протестантизма и православия.
Со второй половины XVII века на территории Речи Посполитой белорусский язык все больше вытесняется и заменяется польским. В 1693 году был принят закон, который требовал, чтобы все делопроизводство в государстве осуществлялось только на польском языке. В начале XVIII века на всей территории Беларуси были закрыты братские и протестантские школы.
В больших белорусских городах король Стефан Баторий отбирал у православных общин церкви и передавал их иезуитскому ордену. В Полоцке иезуиты захватили семь православных монастырей и восемь церквей с принадлежащими им землями и собственностью. Под опекой короля иезуиты строили новые монастыри и костелы, громили и уничтожали православные и протестантские церкви, преобразовывали их в католические. В 1733 году шляхта потребовала от сейма принять закон, запрещающий детям крестьян и ремесленников получать школьное образование.
Наиболее бурно развивались католические школы. Они были представлены школами различных католических орденов. Самым действенным стал созданный в 1534 – 1540 году орден иезуитов, который возглавлял религиозный фанатик Игнатий Лойола. Используя поддержку короля, иезуиты открывали сеть школ, в которых применяли созданную ими специальную систему воспитания.

Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Школа и просвещение в XVI – XVII веках на белорусских землях развивались и существовали в условиях противостояния различных религиозных конфессий и направлений: православие, католицизм, протестантизм, униатство и др. Это обусловило появление на территории Беларуси различных типов школ, каждая из которых решала свои задачи и давала определенную подготовку.
После принятия унии (военно-политический союз) в 1569 году Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую, с политическим и культурным преобладанием Польши. Новый период государственности связан не только со значительными переменами в социально-экономической сфере, но и изменением мировоззрения и культуры.
Католицизм стал официальной государственной религией. Феодальная знать, поддержала и приняла католическую веру, но народ, будучи в большей степени православным, оставался противником насаждения западной ветви христианства. Богослужения, которые проходили на чужом латинском языке, были непонятны и вызывали у прихожан негативное отношение. В народе росли недовольства новыми порядками, это вело к активизации патриотических настроений и влияло на процессы развития просвещения.
И если первая половина XVI века была периодом относительной религиозной толерантности между латинскими, католическими, протестантскими, униатскими, братскими и другими типами школ, то во второй половине XVI века наблюдается активизация деятельности римско-католической церкви, которая активно участвовала в открытии учебных заведений, возглавляемых различными католическими монашескими орденами (доминиканцев, иезуитов, бернардинцев, кармелитов, каноников, пиаров и др.).