В условиях вхождения в Болонский процесс первоочередной задачей каждого высшего учебного заведения является выработка согласованной стратегии развития в контексте формирования единого европейского образовательного пространства. Это позволит определить формальные и содержательные задачи, расставить приоритеты в организации образовательного процесса, разработке новых образовательных программ, перестройке структуры высшего учебного заведения. С целью выработки общей программы действий, обеспечения единства в подходах, принципах и других аспектах образовательного процесса на уровне отдельно взятого вуза необходимо сотрудничать на уровне администрации факультетов, заведующих кафедрами, преподавателей и студентов.
В контексте модернизации университетского образования особо необходимо совершенствование системы обеспечения качества украинского образования, что непосредственно связано с повышением «качества абитуриента», качеством профессиональной подготовки выпускников вузов, развитием системы повышения квалификации преподавателей. Ответственность за достижение этой цели должны нести все субъекты образовательного процесса: чиновники, администрация образовательных учреждений, ученые, преподаватели и студенты. Важно также сохранить фундаментальность и научность высшего образования, как принципиальные свойства, потеря которых в ходе радикальных преобразований отрицательно скажется на качестве образования.
Как показывает опыт Университета экономики и управления, важным фактором на пути реализации Болонского процесса является систематическое изучение результатов образовательных преобразований, как на уровне всего университета, так и на уровне его отдельных структур. Это позволяет выработать универсальные принципы и механизмы реализации программы модернизации и, прежде всего, внедрения кредитно-модульной системы оценивания знаний. Ведь модульная организация содержания учебной дисциплины - это не механический перенос разделов программы в учебные модули. Только взаимное сотрудничество университетских структур позволяет провести аналитико-логическую работу над содержательным наполнением дисциплины, структурировать её как систему, а не произвольный конгломерат научной информации.
В контексте модернизации университетского образования особо необходимо совершенствование системы обеспечения качества украинского образования, что непосредственно связано с повышением «качества абитуриента», качеством профессиональной подготовки выпускников вузов, развитием системы повышения квалификации преподавателей. Ответственность за достижение этой цели должны нести все субъекты образовательного процесса: чиновники, администрация образовательных учреждений, ученые, преподаватели и студенты. Важно также сохранить фундаментальность и научность высшего образования, как принципиальные свойства, потеря которых в ходе радикальных преобразований отрицательно скажется на качестве образования.
Как показывает опыт Университета экономики и управления, важным фактором на пути реализации Болонского процесса является систематическое изучение результатов образовательных преобразований, как на уровне всего университета, так и на уровне его отдельных структур. Это позволяет выработать универсальные принципы и механизмы реализации программы модернизации и, прежде всего, внедрения кредитно-модульной системы оценивания знаний. Ведь модульная организация содержания учебной дисциплины - это не механический перенос разделов программы в учебные модули. Только взаимное сотрудничество университетских структур позволяет провести аналитико-логическую работу над содержательным наполнением дисциплины, структурировать её как систему, а не произвольный конгломерат научной информации.
Одним из главных шагов, сделанных в первое десятилетие независимости Украины, был шаг, направленный к приближению системы высшего образования к стандартам наиболее признанных на мировом уровне систем образования.
- В 1991 г. вышел «Закон об образовании» и началась разработка концепции ступенчатой подготовки специалистов соответственно заложенным в Законе об образовании положениям.
- В том же году было создано единое Министерство образования, которое объединило сферы деятельности всего образовательного процесса. Это, безусловно, положительно повлияло на последующее реформирование системы образования.
- В 1992 г. постановлением Кабинета Министров Украины было утверждено «Положение об аккредитации высших учебных заведений», которое положило начало системной работе по официальному признанию права высших учебных заведений осуществлять свою деятельность на уровне государственных требований и стандартов образования.
- В 1993 г. введено «Положение о ступенчатой системе образования в Украине», основанием которой стали все официальные документы, касающиеся функционирования системы высшего образования, принятые в 1991-1993 гг., а также соответствующие международные документы, в частности Международный стандарт классификации образования, принятый ЮНЕСКО.
- В 1991 г. вышел «Закон об образовании» и началась разработка концепции ступенчатой подготовки специалистов соответственно заложенным в Законе об образовании положениям.
- В том же году было создано единое Министерство образования, которое объединило сферы деятельности всего образовательного процесса. Это, безусловно, положительно повлияло на последующее реформирование системы образования.
- В 1992 г. постановлением Кабинета Министров Украины было утверждено «Положение об аккредитации высших учебных заведений», которое положило начало системной работе по официальному признанию права высших учебных заведений осуществлять свою деятельность на уровне государственных требований и стандартов образования.
- В 1993 г. введено «Положение о ступенчатой системе образования в Украине», основанием которой стали все официальные документы, касающиеся функционирования системы высшего образования, принятые в 1991-1993 гг., а также соответствующие международные документы, в частности Международный стандарт классификации образования, принятый ЮНЕСКО.
В феврале 1999 года Европейская комиссия образовала рабочую группу для изучения возможности перехода от системы «трансферта — передачи» кредитов ECTS к системе «накопления» кредитов — European Credit Accumulation. В настоящее время предпринимаются первые шаги по созданию Европейской кредитной системы ECS за счет расширения системы ECTS и слияния ее с ЕСА. В основу такой системы должны быть положены следующие принципы:
• соблюдение автономии стран и вузов в области образовательной политики;
• улучшение международной «прозрачности» существующих национальных образовательных систем и квалификаций;
• совместимость с любой национальной образовательной системой, в которой может действовать или не действовать кредитная система;
• применимость ко всем видам программ и формам высшего образования (дневному, вечернему, заочному, дистанционному), поддержка концепции непрерывного образования;
• использование и развитие существующих механизмов и характеристик системы ECTS: кредитов, международного зачетного перевода, информационных пакетов, регистрации оценок знания и т.д.;
• совместимость с общеевропейским «Приложением к диплому» (Diploma Supplement), которое объясняет и делает прозрачными академические и профессиональные квалификации высшего образования.
• соблюдение автономии стран и вузов в области образовательной политики;
• улучшение международной «прозрачности» существующих национальных образовательных систем и квалификаций;
• совместимость с любой национальной образовательной системой, в которой может действовать или не действовать кредитная система;
• применимость ко всем видам программ и формам высшего образования (дневному, вечернему, заочному, дистанционному), поддержка концепции непрерывного образования;
• использование и развитие существующих механизмов и характеристик системы ECTS: кредитов, международного зачетного перевода, информационных пакетов, регистрации оценок знания и т.д.;
• совместимость с общеевропейским «Приложением к диплому» (Diploma Supplement), которое объясняет и делает прозрачными академические и профессиональные квалификации высшего образования.
Что такое ECTS-кредит. ECTS-кредит представляет собой численное значение, соответствующее единицам дисциплины для характеристики нагрузки студента, необходимой для ее завершения. Кредит отражает объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, т.е. лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний. ECTS кредиты являются скорее относительными, чем абсолютными величинами нагрузки студента. Они показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов.
В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения, 30 кредитов — семестру и 20 кредитов — триместру.
Как функционирует система ECTS. Механизм действия системы ECTS основывается на трех основных элементах:
• информационный пакет;
• договор на обучение (между вузом и студентом);
• регистрация оценки знаний.
Эти документы должны быть разработаны вузом с целью создания основы для заключения двух- и многосторонних соглашений по сотрудничеству со студентом и другим вузом.
В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения, 30 кредитов — семестру и 20 кредитов — триместру.
Как функционирует система ECTS. Механизм действия системы ECTS основывается на трех основных элементах:
• информационный пакет;
• договор на обучение (между вузом и студентом);
• регистрация оценки знаний.
Эти документы должны быть разработаны вузом с целью создания основы для заключения двух- и многосторонних соглашений по сотрудничеству со студентом и другим вузом.
Впервые понятие кредит-системы было введено в США в конце XIX века. Впоследствии она совершенствовалась и распространилась в измененном виде в Европу и Россию, а в настоящее время она в том или ином виде применяется практически во всех развитых странах мира.
Причиной создания кредитной системы явилась возможность изучения дисциплин по выбору и составления индивидуальных программ обучения, так называемых образовательных траекторий (траекторий обучения). Из-за того, что учебные курсы сильно отличаются по длительности и сложности, появилась необходимость получения не только качественных, но и количественных оценок.
Все кредитные системы можно разделить на два основных типа: накопительные и трансферные . В первом случае кредиты накапливаются по мере обучения, а во втором — рассчитываются относительно годовой (семестровой) нагрузки. Трансферные (переводные) кредитные системы (Credit Transfer System/Scheme) предназначены для обмена студентами между вузами. Они позволяют сделать «прозрачным» учебный план иностранного студента, определить какие профилирующие дисциплины (они имеют больше кредитов) он изучал. Накопительные системы помимо этого позволяют накапливать кредиты в течение длительного времени (в зависимости, например, от наличия необходимых для обучения денежных средств). Степень бакалавра, например, можно получить в течение трех или шести лет. В связи с развитием концепции непрерывного обучения (LLL — Long Life Learning) накопительные кредитные системы являются более перспективными.
Причиной создания кредитной системы явилась возможность изучения дисциплин по выбору и составления индивидуальных программ обучения, так называемых образовательных траекторий (траекторий обучения). Из-за того, что учебные курсы сильно отличаются по длительности и сложности, появилась необходимость получения не только качественных, но и количественных оценок.
Все кредитные системы можно разделить на два основных типа: накопительные и трансферные . В первом случае кредиты накапливаются по мере обучения, а во втором — рассчитываются относительно годовой (семестровой) нагрузки. Трансферные (переводные) кредитные системы (Credit Transfer System/Scheme) предназначены для обмена студентами между вузами. Они позволяют сделать «прозрачным» учебный план иностранного студента, определить какие профилирующие дисциплины (они имеют больше кредитов) он изучал. Накопительные системы помимо этого позволяют накапливать кредиты в течение длительного времени (в зависимости, например, от наличия необходимых для обучения денежных средств). Степень бакалавра, например, можно получить в течение трех или шести лет. В связи с развитием концепции непрерывного обучения (LLL — Long Life Learning) накопительные кредитные системы являются более перспективными.
Основные задания и принципы образования зоны Европейского высшего образования (шесть целей Болонского процесса):
1. Принятие общей системы сопоставимых образовательно-квалификационных уровней (в частности через утверждение приложений к диплому);
2. Введение двух циклов обучения: Фактически предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - до получения первой академической степени и 2-й - после его получения. При этом длительность обучения на 1-м цикле должна быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет. Обучение на протяжении второго цикла может предусматривать получение степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-ой степени) и/или докторской степени (при условии общей длительности обучения 7-8 лет).
3. Введение системы кредитов, соответствующей европейской системе перезачета кредитов. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS (Европейская система перезачета кредитов), сделав ее системой, способной работать в рамках концепции «обучение на протяжении всей жизни».
4. Расширение мобильности студентов и преподавателей. На основе выполнения предыдущих пунктов предусматривается существенное развитие мобильности студентов. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и другого персонала для взаимного обогащения европейским опытом.
1. Принятие общей системы сопоставимых образовательно-квалификационных уровней (в частности через утверждение приложений к диплому);
2. Введение двух циклов обучения: Фактически предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - до получения первой академической степени и 2-й - после его получения. При этом длительность обучения на 1-м цикле должна быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет. Обучение на протяжении второго цикла может предусматривать получение степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-ой степени) и/или докторской степени (при условии общей длительности обучения 7-8 лет).
3. Введение системы кредитов, соответствующей европейской системе перезачета кредитов. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS (Европейская система перезачета кредитов), сделав ее системой, способной работать в рамках концепции «обучение на протяжении всей жизни».
4. Расширение мобильности студентов и преподавателей. На основе выполнения предыдущих пунктов предусматривается существенное развитие мобильности студентов. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и другого персонала для взаимного обогащения европейским опытом.
Объединение высшей школы в европейских странах назрело довольно давно, еще в середине XX столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы.
Большинство аналитиков высшего образования, рассматривая Болонский процесс. указывает на его отправную точку: принятие «Великой хартии университетов» (1988) в Болонье во время празднования 900-летия Болонского университета. В документе они, прежде всего, отметили увеличение значения университета в третьем тысячелетии. Фундаментальными принципами деятельности университета были названы:
во-первых, автономность,
во-вторых, единство образования и научных исследований.
Большинство аналитиков высшего образования, рассматривая Болонский процесс. указывает на его отправную точку: принятие «Великой хартии университетов» (1988) в Болонье во время празднования 900-летия Болонского университета. В документе они, прежде всего, отметили увеличение значения университета в третьем тысячелетии. Фундаментальными принципами деятельности университета были названы:
во-первых, автономность,
во-вторых, единство образования и научных исследований.
К первой группе относятся факторы, которые влекут за собой необходимость изменений в национальных системах образования не в связи с ситуацией конкретно в Европе, а в соответствии с общемировыми тенденциями.
Основной причиной, вызывающей необходимость реорганизации системы подготовки профессиональных кадров, являются коренные преобразования в экономике всех развитых стран. Можно сказать, что сегодня происходит революция в экономической сфере. Это видно на примере ускорения циклов производства товаров и сокращения времени их жизни. Причем это ускорение за 3—4 года не на 1-2 процента, а повышение на порядок. Время жизни товара на рынке начинает быть сопоставимо со временем его создания. Например, если какой-то товар пользуется спросом на протяжении года и затем его популярность падает ввиду появления на рынке другого аналогичного товара с более высокими потребительскими качествами, то часто на разработку и внедрение в производство нового товара необходимо затратить от полугода до года. Другой иллюстрацией может служить быстрое совершенствование производства на основе новейших информационных технологий.
Использование информационных технологий в непроизводственных сферах также позволяет создавать организации с более широкими возможностями и высокой конкурентоспособностью
Основной причиной, вызывающей необходимость реорганизации системы подготовки профессиональных кадров, являются коренные преобразования в экономике всех развитых стран. Можно сказать, что сегодня происходит революция в экономической сфере. Это видно на примере ускорения циклов производства товаров и сокращения времени их жизни. Причем это ускорение за 3—4 года не на 1-2 процента, а повышение на порядок. Время жизни товара на рынке начинает быть сопоставимо со временем его создания. Например, если какой-то товар пользуется спросом на протяжении года и затем его популярность падает ввиду появления на рынке другого аналогичного товара с более высокими потребительскими качествами, то часто на разработку и внедрение в производство нового товара необходимо затратить от полугода до года. Другой иллюстрацией может служить быстрое совершенствование производства на основе новейших информационных технологий.
Использование информационных технологий в непроизводственных сферах также позволяет создавать организации с более широкими возможностями и высокой конкурентоспособностью
Формирование системы высшего образования. Первые шаги до становления системы высшего образования в США было сделано еще в начале XVII ст., когда учреждались колледжи свободных искусств, которые создавались наподобие английских технологических. Впоследствии почти во всех штатах появились сельскохозяйственные колледжи. Однако, если в Европе высшие профессиональные школы существовали самостоятельно, то в США обычно, включались в состав университета наряду с колледжами свободных наук и искусств. Одновременно со степенью бакалавра они начали присваивать степень магистра и доктора. Таким образом, к началу XX ст. эволюция учреждений американской высшей школы привела к созданию больших университетов, которые стали основными ячейками фундаментальной науки в США.
Современные принципы построения высшего образования. Заведения высшего образования. В США насчитывается несколько тысяч самых разнообразных ВНЗ, которые можно классифицировать многими способами. По форме финансирования их разделяют на две группы: большую по численности группу составляют частные заведения (черпают средства из оплаты студентов за учебу, частных пожертвований, спонсорства) и государственные (значительная часть средств поступает из федерального и местных бюджетов).
Современные принципы построения высшего образования. Заведения высшего образования. В США насчитывается несколько тысяч самых разнообразных ВНЗ, которые можно классифицировать многими способами. По форме финансирования их разделяют на две группы: большую по численности группу составляют частные заведения (черпают средства из оплаты студентов за учебу, частных пожертвований, спонсорства) и государственные (значительная часть средств поступает из федерального и местных бюджетов).
ВФормирование системы высшего образования. Один из самых старых университетов Германии открылся в 1385 г. (г. Гейдельберг) и был создан в соответствии с парижской модель. Корпорации преподавателей и студентов было дано право изучать теологию, право, медицину и философию. На конец XVII ст. в стране бьшо почти 40 университетов, которые готовили государственных чиновников.
Новый этап реформы высшего образования начался с создания образцового университета в Берлине (1809/10 гг.) и связан с именем Вильгельма фон Гумбольдта, который определенное время руководил образованием в правительстве Пруссии. В основу деятельности этого университета он положил принципы широкой автономии при государственном финансировании, самоуправление кафедр, акцент на свободных исследованиях без узкого практического направления, отличие университетского образования от школьной и от сугубо профессиональной подготовки. Все это стало основой свободы преподавания для профессоров и сочетания науки и учебы для студентов, а также положило начало созданию технических университетов.
Во время реформы системы образования после Второй мировой войны к категории заведений высшего образования перешли высшие профессиональные школы.
Сегодня для высшего образования Германии характерное взаимодействие федерального правительства и правительств земель: регулярно собирается конференция министров образования земель, есть также Союз ректоров ВНЗ. Большинство серьезных документов они создают совместно. Создана также комиссия научного планирования. ВНЗ финансируются землями на 94%, центром — на 6% (в 1993 г.). Около 7,8% финансирования университетской науки осуществляет частный сектор экономики.
Новый этап реформы высшего образования начался с создания образцового университета в Берлине (1809/10 гг.) и связан с именем Вильгельма фон Гумбольдта, который определенное время руководил образованием в правительстве Пруссии. В основу деятельности этого университета он положил принципы широкой автономии при государственном финансировании, самоуправление кафедр, акцент на свободных исследованиях без узкого практического направления, отличие университетского образования от школьной и от сугубо профессиональной подготовки. Все это стало основой свободы преподавания для профессоров и сочетания науки и учебы для студентов, а также положило начало созданию технических университетов.
Во время реформы системы образования после Второй мировой войны к категории заведений высшего образования перешли высшие профессиональные школы.
Сегодня для высшего образования Германии характерное взаимодействие федерального правительства и правительств земель: регулярно собирается конференция министров образования земель, есть также Союз ректоров ВНЗ. Большинство серьезных документов они создают совместно. Создана также комиссия научного планирования. ВНЗ финансируются землями на 94%, центром — на 6% (в 1993 г.). Около 7,8% финансирования университетской науки осуществляет частный сектор экономики.
Формирование системы высшего образования. Несколько веков все высшее образование страны представляли основанные в ХИ-ХШ вв. университеты в Оксфорде и Кембриджи, созданные для учебы элиты. И только в XX ст. статус университетов получили колледжи, которые готовили молодежь к выпускным экзаменам в Лондонском университете.
Высшее образование страны было элитарным и охватывало очень малый процент молодежи. Однако после Второй мировой войны количество университетов удвоилось.
Почти век система высшего образования в Великобритании имела бинарную структуру. Однако с предоставлением в 1992 г. техническим институтам статуса университетов эти два звена высшего образования объединились. Общее руководство высшим образованием осуществляет Министерство образования и науки, которое реализует эту политику через Советы университетских фондов Англии, Шотландии и Уэльса.
Высшее образование страны было элитарным и охватывало очень малый процент молодежи. Однако после Второй мировой войны количество университетов удвоилось.
Почти век система высшего образования в Великобритании имела бинарную структуру. Однако с предоставлением в 1992 г. техническим институтам статуса университетов эти два звена высшего образования объединились. Общее руководство высшим образованием осуществляет Министерство образования и науки, которое реализует эту политику через Советы университетских фондов Англии, Шотландии и Уэльса.
Система образования, как и культура ее народа, является уникальным явлением, несравненно сложнее, чем другие системы (транспорта, связи, безопасности), потому что глубоко связана с духовными и материальными аспектами прошлого и современного. Учитывая это, в каждой стране образование и его организация имеют свои особенности. При реформировании высшего образования, с одной стороны, учитываются приоритеты сохранения культурного разнообразия национальных систем образования, а с другой -задачи по улучшению международного сотрудничества, мобильности, трудоустройства студентов в европейском или международном ареале, международной конкурентоспособности учреждений высшего образования.
Структура мирового высшего образования кажется чрезвычайно многообразной, однако доминируют две тенденции:
1. Унитарная, или единственная, система, когда высшее образование обеспечивается университетами или соответствующими им заведениями. Такие заведения предлагают как общие академические степени, так и профессионально ориентированные программы разной длительности и уровня. В унитарной системе высшего образования в ее состав входят лишь университеты (часть других вузов составляет незначительный процент). Таким является образование в Италии, Испании, Австрии, Финляндии, Швеции. Некоторые эксперты вьщеляют в отдельную группу страны с т. н. «интегрированными» университетами, в состав которых вошли специализированные средние и высшие учебные заведения (Швеция и Испания) и страны, которые принадлежали к социалистическому лагерю.
Структура мирового высшего образования кажется чрезвычайно многообразной, однако доминируют две тенденции:
1. Унитарная, или единственная, система, когда высшее образование обеспечивается университетами или соответствующими им заведениями. Такие заведения предлагают как общие академические степени, так и профессионально ориентированные программы разной длительности и уровня. В унитарной системе высшего образования в ее состав входят лишь университеты (часть других вузов составляет незначительный процент). Таким является образование в Италии, Испании, Австрии, Финляндии, Швеции. Некоторые эксперты вьщеляют в отдельную группу страны с т. н. «интегрированными» университетами, в состав которых вошли специализированные средние и высшие учебные заведения (Швеция и Испания) и страны, которые принадлежали к социалистическому лагерю.