Факторы евроинтеграции высшего образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
К первой группе относятся факторы, которые влекут за собой необходимость изменений в национальных системах образования не в связи с ситуацией конкретно в Европе, а в соответствии с общемировыми тенденциями.

Основной причиной, вызывающей необходимость реорганизации системы подготовки профессиональных кадров, являются коренные преобразования в экономике всех развитых стран. Можно сказать, что сегодня происходит революция в экономической сфере. Это видно на примере ускорения циклов производства товаров и сокращения времени их жизни. Причем это ускорение за 3—4 года не на 1-2 процента, а повышение на порядок. Время жизни товара на рынке начинает быть сопоставимо со временем его создания. Например, если какой-то товар пользуется спросом на протяжении года и затем его популярность падает ввиду появления на рынке другого аналогичного товара с более высокими потребительскими качествами, то часто на разработку и внедрение в производство нового товара необходимо затратить от полугода до года. Другой иллюстрацией может служить быстрое совершенствование производства на основе новейших информационных технологий.

Использование информационных технологий в непроизводственных сферах также позволяет создавать организации с более широкими возможностями и высокой конкурентоспособностью

Вторая причина связана с тем, что сегодня конкуренция постепенно переносится в научную сферу. Теперь выигрывают те, кто сможет быстрее разработать и внедрить в производство новый товар. Ввиду того, что наука и творчество приобретают ведущую роль в развитии экономики, организации стремятся набирать себе кадры не просто с высоким профессиональным образованием, а молодые (до 30 лет), способные нестандартно и по-новому, творчески мыслить. Для ряда стран такие требования становятся серьезной проблемой. Например, в США контингент студентов имеет достаточно высокий средний возраст (студентов в возрасте до 22 лет там всего 39%) и поэтому подготовить большое количество высокопрофессиональных специалистов в возрасте до 30 лет для этой страны становится проблематичным

Третьей причиной выступает внутренняя зацикленность системы образования, иначе говоря, внутренние (внутривузовские) ориентиры подготовки специалистов безотносительно к требованиям работодателей и рынка труда. Вузы дают набор теоретических знаний и минимальный комплект практических навыков, которые не позволяют выпускнику сразу включиться в работу на конкретном предприятии или в конкретной организации. В некоторых западных странах предусмотрены различные формы получения дополнительных знаний и навыков, которые могут понадобиться для практической деятельности на определенном рабочем месте. Это может быть дополнительное обучение на предприятии или в вузе по заказу предприятия или переходный этап включения в работу — период стажировки в организации с целью накопления опыта и сдачи квалификационных экзаменов по данной специальности. Только после такого экзамена выпускник вуза становится полноправным специалистом. В России квалификационные экзамены не предусмотрены (выпускник получает квалификацию вместе с дипломом о высшем профессиональном образовании), но в первые годы работы на предприятии выпускник вуза считается молодым специалистом, еще не вошедшим полностью в производственный процесс.

Практика показала, что система образования, не связанная с производством, не может готовить специалистов для практической работы. Слабым, но хоть каким-то выходом из данной ситуации может служить интеграция вуза с наукой и расширение научных разработок, проводимых в вузе. Проведение научных исследований позволяет приблизить студента к новейшим разработкам и идеям в сфере его деятельности, но работа в организации требует от выпускника целого комплекса других компетенций: умение работать на персональном компьютере на трех уровнях (редакторские, сетевые и профессиональные программы), знание одного или двух иностранных языков, владение основами маркетинга, психологическими и конфликтологическими методиками. менеджерскими навыками. Добавим к этому профессиональные знания и умения. Этот комплекс нельзя освоить в ходе научных исследований. Необходима целенаправленная работа по всесторонней подготовке студента к будущей работе.

Ко второй группе относятся причины, связанные с ситуацией, сложившейся в Европе. Соединенные Штаты Америки значительно обгоняют объединенные страны Европы по целому ряду показателей, относящихся к системе образования.

Первый важнейший показатель — это количество уже подготовленных специалистов, имеющих высшее образование. В Соединенных Штатах специалистов с третичной степенью — 36% от общего числа работников. В Европе эта цифра почти в два раза ниже, там таких специалистов всего 20%. Естественно, если количество квалифицированных кадров в Европе меньше, то и общий потенциал у европейских стран значительно ниже.

Второй показатель, который много говорит об уровне образования, — это количество иностранных граждан, обучающихся в стране. В США число обучающихся в вузах иностранных студентов превышает 500 тыс. человек. Эта цифра значительно превосходит количество студентов, обучающихся во всех странах Европы. В среднем стоимость обучения в течение одного года в США составляет 10 тыс. долларов. Это означает, что за год Соединенные Штаты получают около 5 млрд. долларов за обучение студентов, приезжающих из других стран. По некоторым данным эта цифра в 2000 году достигла 10 млрд. 280 млн. долларов. Это огромная сумма. Европейские страны пытаются увеличить набор иностранных студентов, но такого количества они набрать не в состоянии. Наибольшее количество обучающихся в университетах иностранных студентов (в процентном отношении от общего числа) приходится на Великобританию (около 15%), и доход от этой деятельности в том же в 2000 году составил 3758 млн. долл. В других странах Европы этот показатель значительно ниже, например, в Италии — 1170 млн. долл., в Ереции — 80 млн. долларов.

Сегодня в вузах России проходят обучение всего около 90 тыс. иностранных студентов, причем 53% из них обучаются за счет государственного бюджета России. Если считать, что средняя стоимость обучения для иностранцев у нас составляет приблизительно 3 тыс. долларов в год, то российская система образования ежегодно получает от их обучения всего 143 млн. долларов. Это в 35 раз ниже, чем доход США от той же статьи сферы образования.

Третий показатель, который на сегодня играет главенствующую роль в экономике и по которому Европа также значительно отстает, — это развитие науки и интенсивность наращивания научного потенциала. Как было отмечено выше, наука становится важнейшим фактором развития экономики, и те страны, которые смогут обеспечить развитие научной сферы, в дальнейшем могут рассчитывать на ведущую роль в мировой экономике и на роль лидера во многих областях деятельности. Соединенные Штаты Америки на финансирование научных исследований ежегодно выделяют более трех процентов от валового национального продукта. Страны Совета Европы вкладывают в науку значительно меньше средств (от 1,2% до 2,8%). В среднем на финансирование научных исследований в странах Европы расходуется только 1,9% от валового национального продукта. В 2002 году европейские страны приняли решение о повышении финансирования научных исследований с тем, чтобы к 2005 году довести ее долю до 3%.

Четвертой важнейшей причиной обращения европейских стран (в первую очередь стран-членов ЕС) к проведению реформ в сфере образования выступает стремление объединить свои разрозненные потенциалы в единый экономический механизм.

В силу историческо-политикого развития в Европе не сформировалось ни одного крупного государства. Большая раздробленность европейских стран сегодня является сильным сдерживающим фактором их дальнейшего развития, поэтому для повышения своей конкурентоспособности большинство стран Европы договорились создать Европейский Союз, который бы объединял государства в единое целое.

Вначале было принято политическое решение о формировании такого союза. Затем в результате переговоров удалось создать зону без границ, в которую вошли страны ЕС. Третьим шагом было формулирование общеевропейских правовых норм — было разработано и введено в действие так называемое «европейское право». Четвертым (чисто экономическим) шагом стало введение на территории этой группы стран единой денежной единицы (евро). Как мы видим, страны Европейского Союза последовательно движутся к сближению и объединению. Для этого были сделаны важнейшие политические, законодательно-правовые и экономические преобразования. Казалось бы, Европа стала единой. Однако в реальности этого не произошло. Следующим, весьма ощутимым и труднопреодолимым барьером стали национальные языки, трудовые законодательства и разнообразие уровней подготовки специалистов.

Особенно сильно стали заметны следующие несоответствия:

• разнообразие названий одинаковых или близких профессиональных квалификаций;

• наличие различных квалификационных и образовательных уровней, не имеющих аналогов в соседних государствах стран ЕС;

• различие требований к уровням подготовки квалифицированных специалистов в различных странах

Результатом этого явилась сложившаяся на протяжении исторического развития государств-членов ЕС система трудового законодательства, отражающая в себе правила присвоения различных квалификаций и соответствующие им условия кадрового отбора и назначения на должности, свои системы дальнейшего обучения. Причем в разных странах складывались совершенно различные иерархии должностей и разные ступени обучения.

При замкнутом внутригосударственном развитии европейских стран возникла ситуация, когда все границы между странами открыты, денежные единицы одинаковые, а перемещение населения внутри этих границ с целью длительного проживания или получения работы остается по-прежнему весьма затруднительным. В Европе сложились зоны, где есть низкий уровень безработицы и наблюдается нехватка рабочей силы по целому комплексу профессий. При этом совсем рядом, в соседней стране, существует высокая безработица, а перетекания рабочей силы из одной зоны в другую не происходит. Граждане другой страны не принимаются на работу ввиду того, что у них диплом о высшем образовании другого государства. Мы наблюдаем ситуацию, когда продолжают сохраняться неформальные границы, которые не дают возможности дальнейшего объединения. Полноценной интеграции стран Европы пока не существует.

Может, и не следовало бы обращать столь пристальное внимание на существование внутренних образовательных и законодательных барьеров, если бы не одно «но» — вопрос о выживании Европы в конкурентной борьбе и естественное стремление этих стран к сохранению лидирующих позиций в мировой экономике. Если страны ЕС не смогут интегрироваться полностью, то раздробленная и разобщенная экономика Европы не сможет быть экономически эффективна, а следовательно, через короткий промежуток времени ЕС в целом потеряет способность противостоять усиливающемуся конкурентному напору других развитых стран, и в первую очередь США и Японии.

Руководители европейских государств хорошо понимают, что ликвидировать этот барьер можно только поэтапно. На первом этапе необходимо сблизить уровни образования в различных государствах, создать общеевропейскую систему образования с сочетаемыми национальными перечнями направлений подготовки, близкими сроками обучения и высоким качество подготовки специалистов. А на втором — скорректировать национальные законодательства о труде таким образом, чтобы выпускник любого университета Европы мог поступать на работу в любую страну Европы.

Общая цель всех реформ — повышение мобильности населения стран Европы для перехода от интеграции государств к реальной интеграции самих граждан стран ЕС.

Таким образом, целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

• построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

• формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

• обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

• повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.