Тенденции трансформации высшего образования Украины накануне Болонского процесса

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из главных шагов, сделанных в первое десятилетие независимости Украины, был шаг, направленный к приближению системы высшего образования к стандартам наиболее признанных на мировом уровне систем образования.

- В 1991 г. вышел «Закон об образовании» и началась разработка концепции ступенчатой подготовки специалистов соответственно заложенным в Законе об образовании положениям.

- В том же году было создано единое Министерство образования, которое объединило сферы деятельности всего образовательного процесса. Это, безусловно, положительно повлияло на последующее реформирование системы образования.

- В 1992 г. постановлением Кабинета Министров Украины было утверждено «Положение об аккредитации высших учебных заведений», которое положило начало системной работе по официальному признанию права высших учебных заведений осуществлять свою деятельность на уровне государственных требований и стандартов образования.

- В 1993 г. введено «Положение о ступенчатой системе образования в Украине», основанием которой стали все официальные документы, касающиеся функционирования системы высшего образования, принятые в 1991-1993 гг., а также соответствующие международные документы, в частности Международный стандарт классификации образования, принятый ЮНЕСКО.

- В 1994 г. введен в действие «Перечень направлений высшего базового
образования и квалификационных уровней в учебных заведениях Украины», следующая
модификация которого вышла в 1997 г.

Середина 90-х гг. внесла новые существенные изменения в реформирование высшего образования. Сначала Указом Президента Украины были утверждены «Основные направления реформирования высшего образования в Украине». После при­нятия Конституции Украины (1996) появился ряд законов, создавших конкретную законодательную базу образования в целом и высшего в частности. В течение нескольких лет приобретался опыт работы высших учебных заведений в условиях реформирования высшего образования. За это время изменилась структурная организация высшего образования, вступил в действие порядок предоставления Президентом Украины высшим учебным заведениям статуса национальных, был подготовлен ряд проектов в сфере образования и образовательной политики. Закономерным результатом такой деятельности стали «Национальная доктрина развития образования»(2002), закон Украины «О высшем образовании» (2002), ряд указов Президента, направленных на обеспечение поступательного развития образовательного дела в целом и отдельных его составляющих.

Для развития системы высшего образования особое значение имеет закон Украины «О высшем образовании». Несмотря на то, что в процессе его применения уже возникло понимание необходимости внесения определенных поправок, закон стал основой законодательной базы, которая позволила продолжить реформирование высшего образования на аккумулированной базе приобретенного опыта, воплощенного в законе.

Сфере высшего образования характерны следующие основные тенденции:

- расширяется разнообразие форм и направлений подготовки кадров, растет объем выпуска специалистов рыночного профиля по новым специальностям, которые ориентируются на платежеспособный спрос со стороны населения;

- растет роль негосударственного образования и усиливается конкуренция между учебными заведениями в борьбе за потребителя. Часто вузы проводят самостоятельные исследования рынка услуг в сфере образования, на этой основе разрабатывают оригинальные образовательные программы;

- развивается менеджмент образования, что способствует улучшению кадрового потенциала учебных заведений, расширению возможностей использовать современные методики обучения (семинары-тренинги, компьютерные технологии и др.), интеграции учебных заведений в различные образовательные учебные комплексы (колледж-университет, лицей-колледж-университет);

- повышается уровень доступности высшего образования;

- улучшается техническое обеспечение процесса преподавания, в частности, внедряются электронные учебники, виртуальные средства обучения, современные системы руководства процессом образования на базе программ дистанционного обучения.

В тоже время социально-экономический кризис обусловил появление ряда проблем, а именно:

- финансовых, которые проявились в хроническом недофинансировании образования, неэффективном использовании бюджетных средств, недополучении региональными органами власти правил использования целевых трансфертов, направленных на потребности образования. Как следствие — медленное обновление основных фондов и оборудования учебных заведений, низкая заработная плата работников образования, дефицит молодых кадров, особенно в сельской местности;

- организационных, связанных с ослаблением контроля государства в сфере образования, результатом чего стали замена традиционно бесплатных общедоступных услуг в образовании платными (коммерциализация образования), предоставление в аренду площадей учебных заведений, использование материальных и нематериальных активов образовательных учреждений с целью роста личных доходов разных категорий работников образования (частное репетиторство на базе учебных заведений и др.);

- социальных, суть которых проявляется в росте дифференциации возможностей разных слоев населения получить качественное образование, снижении качества образовательных услуг и ограничении возможностей потребителей влиять на него, низкой социальной защищенности студентов учебных заведений.

В качестве приоритетных направлений выхода из кризиса ставятся следующие задачи:

1. Поиск кардинально новых методов обучения, ускоряющих подготовку высококвалифицированных специалистов, которые составляют основной творческий потенциал в сфере научной и технологической деятельности.

2. Перенос акцентов в образовании с простого получения знаний (они все более доступны людям в век информационных коммуникаций) на технологические методы обучения и развитие системного, конструктивного мышления. Основное требование к современному специалисту - умение эффективно и оперативно принимать решения в условиях дефицита времени, наличия противоречивой и не всегда достаточной информации.

3. Стремление реформировать высшую школу в сторону усиления ее интеграции с бизнесом и государственными институтами объясняется тем, что в современных условиях особенно заметна прямая связь между высшим образованием и благосостоянием государства. Государство унаследовало от советской системы образования отнюдь не армию профессионалов, а, по выражению украинского ученого К. Корсака, школу "обученных беспомощностей", для которой характерен постоянно растущий разрыв между фактическими знаниями и требуемыми рынком труда. И прежде, и теперь, в вузах Украины учится менее трети молодежи в возрасте от 18 до 23 лет, что почти вдвое ниже аналогичных показателей не только большинства развитых демократических стран, но и лидеров среди стран "третьего мира".

4. Проблема повышения уровня обучения и, прежде всего, обновления знаний, которые обесценились вследствие глубоких структурных изменений в социально-экономической жизни (демилитаризации экономики, отмирания нерентабельных отраслей, технологической революции, создания новой инфраструктуры, становления гражданского общества, свободного рынка).

Чтобы обеспечить насыщение украинского общества высокопрофессиональными кадрами, необходимо радикально трансформировать высшую школу на основе новых образовательных технологий. При этом перед Украиной стоит еще и проблема дообучения, переобучения или других форм адаптации обладателей вузовских дипломов к новым условиям рынка труда, новым общественным потребностям. Последние вносят существенные изменения в организацию, структуру и содержание учебного процесса. Уточнение целей высшего образования необходимо также из-за крайней ограниченности средств, выделяемых бюджетом на образование.

5. Необходима связь высшей школы с практической деятельностью, упрощение поступления в высшие учебные заведения (без снижения требований к абитуриентам), рост количества выпускников вузов (в Великобритании за десятилетие их стало вдвое больше), унификация критериев высшего профессионального образования, развитие дистанционного университетского образования.

Потенциал современного высшего образования в Украине, по данным Института высшего образования АПН Украины, более чем в два раза уступает уровню развитых стран. Особенно сложная ситуация в аграрных регионах. В целом же не менее половины областей Украины нуждаются в немедленном увеличении открытости высшего образования, то есть — в развитии всех видов обучения, а особенно таких его форм, как дистанционная и корреспондентская. Последнее связано с тем, что эти формы, в отличие от традиционной заочной, предусматривают обучение с помощью таких современных средств связи и коммуникации, как компьютерные сети, спутниковая связь, новейшие аудио- и видеотехнологии. И по оценкам специалистов, они являются существенно более экономичной альтернативой классическим формам.

Ситуация в области научных исследований

Мощная сеть научно-исследовательских институтов на Украине при Академии наук была создана в целях прежде всего обороны страны. Академические исследования на 80% финансировались из бюджета государства, вузовские — за счет хоздоговоров.

Сейчас на Украине нет военно-промышленного комплекса. Исчезла политико-государственная доктрина, лежащая в основе создания работы централизованных ведомств, в том числе и Академии наук. Исчезли прежние источники финансирования науки и ее основные заказчики.

Можно предположить, что правительство Украины, если и будет по инерции финансировать академическую науку, то недолго и не в прежней степени. Ученые, занимающиеся фундаментальными (неприкладными исследованиями), попадают в положение социальной и профессиональной незащищенности. Именно они в первую очередь эмигрируют. В этой ситуации необходимо интегрироваться - интегрировать академическую науку с работой ведущих университетов Украины. Актуальна тенденция сближения, конвергенции высшего образования и академической науки.

Таким образом, процессы университетского образования определяются ситуацией, сложившейся к середине 90-х годов в Украине: общий социально-экономический кризисом, системный характер которого вызывает и кризис высшей школы. Последний сопровождается поверхностным характером реформ университетского образования, потерей преподавательских кадров, снижением качества образования, разрывом информационных связей, разрушением материально-технической базы высшей школы и резкой девальвацией самого статуса преподавательской деятельности.

В тоже время образование является важным фактором модернизации общества и обеспечения конкурентной способности экономики. Главными ее заданиями являются: успешная адаптация молодежи в обществе и на рынке труда, развитие профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для вхождения новых поколений в открытое информационное общество, повышение вклада образования в модернизацию экономики, расширение подготовки кадров более высокой квалификации, обеспечение условий для развития научных школ.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.