Перспективы развития ECTS в Европе и Украине

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В феврале 1999 года Европейская комиссия образовала рабочую группу для изучения возможности перехода от системы «трансферта — передачи» кредитов ECTS к системе «накопления» кредитов — European Credit Accumulation. В настоящее время предпринимаются первые шаги по созданию Европейской кредитной системы ECS за счет расширения системы ECTS и слияния ее с ЕСА. В основу такой системы должны быть положены следующие принципы:

• соблюдение автономии стран и вузов в области образовательной политики;

• улучшение международной «прозрачности» существующих национальных образовательных систем и квалификаций;

• совместимость с любой национальной образовательной системой, в которой может действовать или не действовать кредитная система;

• применимость ко всем видам программ и формам высшего образования (дневному, вечернему, заочному, дистанционному), поддержка концепции непрерывного образования;

• использование и развитие существующих механизмов и характеристик системы ECTS: кредитов, международного зачетного перевода, информационных пакетов, регистрации оценок знания и т.д.;

• совместимость с общеевропейским «Приложением к диплому» (Diploma Supplement), которое объясняет и делает прозрачными академические и профессиональные квалификации высшего образования.

В рамках официальной программы Болонского процесса была проведена 2-я ежегодная конференция Ассоциации европейских университетов (European University Assosiasion — EUA), организованная совместно со Шведской Конфедерацией (Swiss Confederation). Члены EUA и представители стран участниц Болонского процесса были приглашены на конференцию для критического рассмотрения прогресса, достигнутого в процессе внедрения системы кредитов в высшие образовательные учреждения Европы, и определения последующих шагов, способствующих ее распространению

В течение конференции рассматривались перспективы, связанные с ECTS в рамках отдельной страны и Европы в целом, и использование кредитно-зачетной системы в трансатлантическом контексте. При этом детально были рассмотрены следующие вопросы:

Переход от системы переноса кредитов к системе накопления кредитов;

ECTS и 2х-уровневая структура образования — связь между степенями и уровнями;

ECTS как инструмент обеспечения качества образования;

ECTS и интернационализация — сотрудничество с партнерами за пределами Европы;

Система накопления кредитов, компетенции, определение результатов обучения;

ECTS и приложение к диплому: дополнительные инструменты признания и прозрачности;

Система зачетно-кредитной системы в рамках непрерывного образования через всю жизнь (lifelong learning);

ECTS-студенческие перспективы.

Среди 330 участников конференции, представителей европейских университетов, студенческих сообществ, национальных министерств и международных организаций было достигнуто согласие по вопросам определения основных критериев системы переноса и накопления кредитов, и важности широкого внедрения ECTS, как исключительно надежной и проверенной кредитной системы в Европе.

В финальных документах конференции были отражены следующие выводы:

Цели. В течение последних 10 лет ECTS успешно внедрялась в европейских университетах посредством программ Socrates/ERASMUS. Первоначально созданная для того, чтобы способствовать европейской мобильности, ECTS до сих пор использовалась в малых масштабах для относительно небольшого числа студентов. Дальнейшим развитием ECTS является трансформация ее в кредитно-накопительную систему на национальном уровне вследствие ее распространения в качестве общей для Зоны европейского высшего образования системы.

Цели ECTS как трансферної системы:

• Увеличить возможности для студенческой мобильности, способствуя академическому признанию;

• Продвигать ключевые аспекты высшего образования в Европе: студенческую мобильность; университетское сотрудничество; европейский учебный план; введение курсов на международном языке общения (английском); подготовку преподавателей; признание квалификаций и периодов обучения; интернациональную роль высшего образования; информационный и политический анализ; диалог с образовательными учреждениями.

Цели ECTS как накопительной системы:

• Совершенствование имеющихся и создание новых образовательных программ в национальном масштабе;

• Обеспечение возможностей для мобильности на уровне университета, страны и на международном уровне;

• Распространение ECTS за университетские рамки, благодаря чему получает признание неформальный процесс обучения и достигается непрерывность образования;

• Обеспечение доступа на рынок труда;

• Достижение прозрачности и совместимости учебных программ и квалификаций.

Цели ECTS как трансферно-накопительной системы:

• Улучшение прозрачности и совместимости учебных программ и квалификаций;

• Способствование взаимному признанию квалификаций.

Основные характеристики:

• ECTS является системой прежде всего ориентированной на студентов. Студенты обязаны выполнять определенную нагрузку для освоения учебных программ. Результаты обучения необходимо отражать в выпускных документах;

• Чтобы достичь целей образовательной программы (результатов обучения), студенту приходится нести определенный объем нагрузки. Считается, что 60 кредитов в год — средняя нагрузка для студента дневного отделения. Она включает посещение лекций, семинаров, лабораторную работу, работу над проектами, индивидуальную работу, подготовку и сдачу экзаменов;

• Кредиты выделяются для всех теоретических и практических компонентов программы (таких как модули, курсы, практики, дипломная работа и др.). Они отражают количество работы, затраченной на этот компонент, от общего количества работы, которую необходимо выполнить в течение учебного года;

• Кредиты получают после завершения работы и получения оценки;

• Основные инструменты ECTS: учебный договор (Learning Agreement), Каталоги (программы) курсов (Course Catalogue), зачетная книжка (Transcript of Records);

• Накопительная система ECTS используется для описания всего курса программы на основе его длительности. За Ъ—А года требуется набрать 180-240 зачетных единиц;

• Кредиты не обеспечивают автоматического переноса (перевода) они только содействуют признанию квалификаций;

• Приложение к диплому и ECTS только обслуживают процесс принятия решений, признания квалификаций и периодов обучения.

В Украине, как и в России использование ECTS возможно на двух уровнях. Первый уровень — формальное введение системы зачетных единиц (кредитов). На этом уровне никаких изменений в системе организации обучения не проводится, а трудоемкость освоения различных дисциплин, оцениваемая сегодня государственными образовательными стандартами в часах аудиторной нагрузки, пересчитывается в зачетные единицы. В документах (приложениях к диплому, академических справках и др.) при таком применении ECTS трудоемкость может указываться как в часах, так и в зачетных единицах.

Второй уровень использования ECTS, назовем его условно инновационным, принципиально отличается от первого. Если в первом случае основой организационного построения учебного процесса выступали часы, то на втором уровне такой основой становятся кредиты. Уже простая смена единиц измерения приводит к достаточно серьезным изменениям. Значительно упрощаются система учета деятельности преподавателей и студентов, порядок расчета заработной платы, стоимости обучения и ряд других важных процедур организации учебного процесса в вузе. В результате у вуза появляются новые возможности. Так, к примеру, при использовании системы зачетных единиц достаточно просто вводить асинхронную структуру организации учебного процесса. Зачетные единицы становятся основой для создания гибкой и мобильной системы обучения.

Введение ECTS на первом уровне не потребует от вуза никаких изменений в организации учебного процесса. Использование ECTS на втором уровне, который обещает значительно упростить систему организации деятельности вуза, приведет к следующему:

• созданию учебных планов «нового типа», построенных на новых правилах;

• разработке и введению новых программ по дисциплинам, в которых содержание представляется и контролируется по модулям — зачетным единицам;

• перестройке идеологии разработки учебных курсов (в ходе освоения зачетной единицы должны представляться знания, отрабатываться практические умения и проводиться контроль освоения содержания);

• более широкому использованию тестирования в ходе обучения, так как содержание значительного количества зачетных единиц в различных вузах будет совпадать и удобно проводить контроль усвоения материала зачетной единицы по единым и отработанным тестам;

• изменению и упрощению механизма финансовых расчетов (системы оплаты труда преподавателей, стоимости обучения и др.).

Таким образом, на практике нет идеальных систем оценивания, а каждая из тех, которая используется, имеет свои и сильные, и слабые стороны. Поэтому надо искать не идеальные системы, а те, которые имеют большую часть продуктивных преимуществ. Нынешняя система подготовки специалистов с высшим образованием имеет некоторые недостатки, именно:

• отсутствие систематической работы студентов в течение учебного семестра;

• низкий уровень активности студентов и отсутствие элементов соревнования в учебных достижениях;

• возможность необъективного оценивания знаний студентов;

• значительные затраты бюджета времени на проведение экзаменационной сессии;

• отсутствие гибкости в системе подготовки специалистов;

• недостаточный уровень адаптации до быстро меняющихся требований мирового рынка труда;

• низкая мобильность студентов относительно смены направлений подготовки, специальностей и высших учебных учреждений;

• маленькая возможность выбора студентом учебных дисциплин.

Для преодоления недостатков существующей системы подготовки специалистов и должна быть внедрена кредитно-модульная система, которая предусматривает решение следующих задач:

• отхода от традиционной схемы «учебный семестр - учебный год, учебный курс»;

• рационального разделения учебного материала дисциплины на модули и проверки качества усвоения теоретического и практического материала каждого модуля;

• использование более широкой шкалы оценка знаний;

• решающего влияния суммы баллов, полученных на протяжении семестра, на итоговую оценку по учебной дисциплине;

• стимулирования систематической самостоятельной работы студентов в течение всего семестра и повышения качества их знаний;

• повышения объективности оценивания знаний студентов;

• внедрения здоровой конкуренции в обучение;

• определение и развитие творческих способностей студентов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.