Основные задания и принципы образования зоны Европейского высшего образования (шесть целей Болонского процесса):
1. Принятие общей системы сопоставимых образовательно-квалификационных уровней (в частности через утверждение приложений к диплому);
2. Введение двух циклов обучения: Фактически предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - до получения первой академической степени и 2-й - после его получения. При этом длительность обучения на 1-м цикле должна быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет. Обучение на протяжении второго цикла может предусматривать получение степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-ой степени) и/или докторской степени (при условии общей длительности обучения 7-8 лет).
3. Введение системы кредитов, соответствующей европейской системе перезачета кредитов. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS (Европейская система перезачета кредитов), сделав ее системой, способной работать в рамках концепции «обучение на протяжении всей жизни».
4. Расширение мобильности студентов и преподавателей. На основе выполнения предыдущих пунктов предусматривается существенное развитие мобильности студентов. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и другого персонала для взаимного обогащения европейским опытом.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в сфере обеспечения качества образования. Предусматривается организация аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые получили выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.
6. Расширение европейских стандартов в высшем образовании. В частности в разработке учебных планов, сотрудничества учебных заведений, схем мобильности и интегрированных учебных заведений, схем мобильности и интегрированных учебных, исследовательских и воспитательных программ.
Гармонизация архитектуры системы европейского высшего образования является основным заданием Болонского процесса. Определяющие черты европейского высшего образования: качество, конкурентоспособность высших учебных заведений Европы, взаимное доверие государств и высших учебных заведений, совместимость структуры образования и квалификаций, мобильность студентов, привлекательность образования.
Болонская декларация требует, чтобы ученые степени отвечали европейскому рынку труда, а следовательно, соответствовали квалификации при трудоустройстве в отрасли деятельности, в рамках которой было получено образование. Классификация степеней и квалификаций имеет важное значение, потому что их присвоение свидетельствует о важных переходных рубежах системы образования к рынку труда в пределах конкретной страны.
Страны-участницы Болонского процесса договорились в пределах своей компетенции и, уважая отличия в культуре, языке, национальных образовательных системах, а также автономию университетов проводить политику межправительственного сотрудничества с привлечением европейских неправительственных организаций, которые функционируют в сфере высшего образования. С целью укрепления Европейского пространства высшего образования т: распространения европейской системы высшего образования в мире было предложено в ближайшем времени реализовать конкретные мероприятия, которые должны принести ощутимые результаты на очерченном пути, такие как:
• внедрение системы образования на основе двух ключевых учебных циклов: до дипломного (бакалавр) и последипломного (магистр);
• утверждение общепонятной и сравниваемой системы ученых степеней, в том числе путем внедрения стандартизированного Приложения к диплому;
• применения Европейской Кредитной Трансферной Системы (дальше -ECTS) как соответствующего средства содействия большей мобильности студентов;
• сближение систем контроля качества и аккредитации с целью выработки сравнительных критериев и методологий.
Таким образом, «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно -и по праву - считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели
Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 году. К 2004 г. Болонский процесс объединил 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония («бывшая югославская республика Македония»), Россия, Сербия и Черногория. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, а Украина - 2005 г.
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. Последующие после подписания Болонской декларации европейские образовательные форумы поставили на повестку дня уже 10 задач: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»). Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве.
1. Принятие общей системы сопоставимых образовательно-квалификационных уровней (в частности через утверждение приложений к диплому);
2. Введение двух циклов обучения: Фактически предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - до получения первой академической степени и 2-й - после его получения. При этом длительность обучения на 1-м цикле должна быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет. Обучение на протяжении второго цикла может предусматривать получение степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-ой степени) и/или докторской степени (при условии общей длительности обучения 7-8 лет).
3. Введение системы кредитов, соответствующей европейской системе перезачета кредитов. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS (Европейская система перезачета кредитов), сделав ее системой, способной работать в рамках концепции «обучение на протяжении всей жизни».
4. Расширение мобильности студентов и преподавателей. На основе выполнения предыдущих пунктов предусматривается существенное развитие мобильности студентов. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и другого персонала для взаимного обогащения европейским опытом.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в сфере обеспечения качества образования. Предусматривается организация аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые получили выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.
6. Расширение европейских стандартов в высшем образовании. В частности в разработке учебных планов, сотрудничества учебных заведений, схем мобильности и интегрированных учебных заведений, схем мобильности и интегрированных учебных, исследовательских и воспитательных программ.
Гармонизация архитектуры системы европейского высшего образования является основным заданием Болонского процесса. Определяющие черты европейского высшего образования: качество, конкурентоспособность высших учебных заведений Европы, взаимное доверие государств и высших учебных заведений, совместимость структуры образования и квалификаций, мобильность студентов, привлекательность образования.
Болонская декларация требует, чтобы ученые степени отвечали европейскому рынку труда, а следовательно, соответствовали квалификации при трудоустройстве в отрасли деятельности, в рамках которой было получено образование. Классификация степеней и квалификаций имеет важное значение, потому что их присвоение свидетельствует о важных переходных рубежах системы образования к рынку труда в пределах конкретной страны.
Страны-участницы Болонского процесса договорились в пределах своей компетенции и, уважая отличия в культуре, языке, национальных образовательных системах, а также автономию университетов проводить политику межправительственного сотрудничества с привлечением европейских неправительственных организаций, которые функционируют в сфере высшего образования. С целью укрепления Европейского пространства высшего образования т: распространения европейской системы высшего образования в мире было предложено в ближайшем времени реализовать конкретные мероприятия, которые должны принести ощутимые результаты на очерченном пути, такие как:
• внедрение системы образования на основе двух ключевых учебных циклов: до дипломного (бакалавр) и последипломного (магистр);
• утверждение общепонятной и сравниваемой системы ученых степеней, в том числе путем внедрения стандартизированного Приложения к диплому;
• применения Европейской Кредитной Трансферной Системы (дальше -ECTS) как соответствующего средства содействия большей мобильности студентов;
• сближение систем контроля качества и аккредитации с целью выработки сравнительных критериев и методологий.
Таким образом, «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно -и по праву - считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели
Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 году. К 2004 г. Болонский процесс объединил 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония («бывшая югославская республика Македония»), Россия, Сербия и Черногория. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, а Украина - 2005 г.
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. Последующие после подписания Болонской декларации европейские образовательные форумы поставили на повестку дня уже 10 задач: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»). Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи