В условиях вхождения в Болонский процесс первоочередной задачей каждого высшего учебного заведения является выработка согласованной стратегии развития в контексте формирования единого европейского образовательного пространства. Это позволит определить формальные и содержательные задачи, расставить приоритеты в организации образовательного процесса, разработке новых образовательных программ, перестройке структуры высшего учебного заведения. С целью выработки общей программы действий, обеспечения единства в подходах, принципах и других аспектах образовательного процесса на уровне отдельно взятого вуза необходимо сотрудничать на уровне администрации факультетов, заведующих кафедрами, преподавателей и студентов.
В контексте модернизации университетского образования особо необходимо совершенствование системы обеспечения качества украинского образования, что непосредственно связано с повышением «качества абитуриента», качеством профессиональной подготовки выпускников вузов, развитием системы повышения квалификации преподавателей. Ответственность за достижение этой цели должны нести все субъекты образовательного процесса: чиновники, администрация образовательных учреждений, ученые, преподаватели и студенты. Важно также сохранить фундаментальность и научность высшего образования, как принципиальные свойства, потеря которых в ходе радикальных преобразований отрицательно скажется на качестве образования.
Как показывает опыт Университета экономики и управления, важным фактором на пути реализации Болонского процесса является систематическое изучение результатов образовательных преобразований, как на уровне всего университета, так и на уровне его отдельных структур. Это позволяет выработать универсальные принципы и механизмы реализации программы модернизации и, прежде всего, внедрения кредитно-модульной системы оценивания знаний. Ведь модульная организация содержания учебной дисциплины - это не механический перенос разделов программы в учебные модули. Только взаимное сотрудничество университетских структур позволяет провести аналитико-логическую работу над содержательным наполнением дисциплины, структурировать её как систему, а не произвольный конгломерат научной информации.
Основным заданием образовательной модернизации является внедрение предусмотренной Болонской декларацией системы академических кредитов, аналогичной ECTS (Европейской кредитно- трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов в процессе перехода из одной учебной программы на другую, включительно с программами последипломного образования. ECTS станет многоцелевым инструментом подтверждения квалификации и мобильности, средством реформирования учебных программ, а также средством подтверждения кредитов высшими учебными заведениями других стран. Важно при внедрении аккумулирующей кредитной системы учитывать не только учебную нагрузку, но и все достижения студента - участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах.
Переход на систему зачетных единиц не является просто технической задачей. Этот переход предполагает глубокий анализ содержания учебных программ и поиск критериев их сопоставимости с зарубежными образовательными программами, что является на данном этапе главной проблемой модернизации образования в соответствии с мировыми стандартами. С ней напрямую связана проблема признания диплома выпускника украинского вуза, обеспечивающего мобильность в рамках межвузовских обменов студентами и на международном рынке труда. Одним из способов решения этих проблем является разработка совместных с зарубежными партнерами образовательных программ.
Необходимо учитывать также и человеческий фактор в процессе реформирования национальной системы образования. Помимо изменений форм, содержания, структур образовательной системы, потребуются серьезные усилия для того, чтобы обеспечить психологическую адаптацию научно-педагогических кадров высшей школы, абитуриентов и студентов к условиям и требованиям, предъявляемым общеевропейской системой образования. Образование должно готовить человека органически адаптированного к жизни в мире разнообразных связей - от контактов с ближним окружением до глобальных связей. Потому очень важно научить молодое поколение совместной жизни с другими людьми и общественными структурами, вырабатывать умение регулировать разные психологические, социальные, политические, межнациональные конфликты с позиции культуры плюрализма мыслей.
Образование должно приобрести инновационный характер, а ее воспитанники -способность к инновационному типу жизни и жизнедеятельности. Нам всем следует усвоить, что динамизм объективно обусловливает изменение как важную черту способа жизни человека в XXI веке. Отсюда - необходимо формировать личность, способную к восприятию изменений как природной нормы и застоя неизменности в виде исключения. В наше время стабильно успешным и эффективным общество, как и отдельный человек, может быть, лишь пребывая в постоянных изменениях, а значит - в динамическом развитии.
Главным принципом организации и методического обеспечения учебного процесса в Университете экономики и управления является формирование у студентов нового экономического мышления, глубоких знаний и практических навыков, необходимых современному специалисту рыночной экономики.
Концепция образовательной деятельности Университета экономики и управления базируется на принципах, утвержденных в Конституции Украины, действующем законодательстве, Государственной национальной программе «Образование. Украина, XXI век» (постановление Кабинета министров Украины, от 03.11.1993 г. № 896) и соответствующих приказах Министерства образования и науки Украины и имеет своей целью:
- формирование системы знаний об эффективной организации, квалифицированном управлении, преподавании и полном научно-методическом обеспечении учебного процесса;
- формирование навыков, умений и творческого подхода к решению разного рода проблем; организацию практической подготовки, которая базируется на решении реальных задач, максимально приближенных к действительности, привлечение студентов к научным исследованиям на базе реально функционирующих экономических субъектов хозяйствования;
- формирование научного мировоззрения и системы профессиональных ценностей личности организацией глубокой профессиональной подготовки студентов на основании дисциплин, преподаваемых в Университете экономики и управления, на квалификационных уровнях: бакалавр, специалист, магистр, а также беспрерывной и качественной воспитательной работой в процессе обучения и вне университета, привлечением студентов к общественной деятельности;
- формирование физического развития человека привлечением студентов к физической культуре и спорту, организацией беспрерывного физического воспитания, пропагандой принципов здорового образа жизни.
Актуальным является создание организационных и методических предпосылок максимальной индивидуализации учебного процесса. Важный аспект деятельности в этом плане - привлечение студентов университета к самостоятельной творческой работе, их выступления на научных и научно-практических конференциях, проводимых в Университете экономики и управления, а также в других вузах Крыма и Украины, и в составе студенческих научных кружков, которые функционируют на кафедрах университета.
Одним из направлений учебного процесса является оптимальное совмещение, соединение теоретической и практической подготовки, чему способствует плановое проведение производственной практики студентов всех образовательно-квалификационных уровней. Университетом определены базы студенческих практик по согласованию с министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями и ведущими предприятиями Симферополя: Министерством экономики, ОАО «Фотон», ОАО «Крыммолоко», строительной фирмой «Консоль», ОАО «Укртелеком», ФКЦВ «Проминвестбанк» и др.
Важным принципом учебного процесса является органическое соединение процесса обучения и воспитания, которое направлено на формирование целостной и всесторонне развитой личности.
Университет предусматривает всестороннее использование в учебно-воспитательном процессе не только лучшего отечественного, но и передового мирового опыта воспитательной работы (формирование чувств, толерантности, гуманизма, патриотизма, здорового образа жизни).
Таким образом, на сегодняшний день наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей школы представляется ее модернизация по европейскому образцу, а именно участие в Болонском процессе. Его развертывание в Украине происходит как в масштабе всей системы образования, а также на уровне отдельных высших учебных заведений. В результате модернизации образования и интеграции Украина получит значимые преимущества и сможет на должном уровне конкурировать с другими странами на международном рынке образовательных услуг. Кроме того, модернизация образования способствует не только приданию ему современного облика, но и привнесению в мировой образовательный процесс украинского своеобразия.
В контексте модернизации университетского образования особо необходимо совершенствование системы обеспечения качества украинского образования, что непосредственно связано с повышением «качества абитуриента», качеством профессиональной подготовки выпускников вузов, развитием системы повышения квалификации преподавателей. Ответственность за достижение этой цели должны нести все субъекты образовательного процесса: чиновники, администрация образовательных учреждений, ученые, преподаватели и студенты. Важно также сохранить фундаментальность и научность высшего образования, как принципиальные свойства, потеря которых в ходе радикальных преобразований отрицательно скажется на качестве образования.
Как показывает опыт Университета экономики и управления, важным фактором на пути реализации Болонского процесса является систематическое изучение результатов образовательных преобразований, как на уровне всего университета, так и на уровне его отдельных структур. Это позволяет выработать универсальные принципы и механизмы реализации программы модернизации и, прежде всего, внедрения кредитно-модульной системы оценивания знаний. Ведь модульная организация содержания учебной дисциплины - это не механический перенос разделов программы в учебные модули. Только взаимное сотрудничество университетских структур позволяет провести аналитико-логическую работу над содержательным наполнением дисциплины, структурировать её как систему, а не произвольный конгломерат научной информации.
Основным заданием образовательной модернизации является внедрение предусмотренной Болонской декларацией системы академических кредитов, аналогичной ECTS (Европейской кредитно- трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов в процессе перехода из одной учебной программы на другую, включительно с программами последипломного образования. ECTS станет многоцелевым инструментом подтверждения квалификации и мобильности, средством реформирования учебных программ, а также средством подтверждения кредитов высшими учебными заведениями других стран. Важно при внедрении аккумулирующей кредитной системы учитывать не только учебную нагрузку, но и все достижения студента - участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах.
Переход на систему зачетных единиц не является просто технической задачей. Этот переход предполагает глубокий анализ содержания учебных программ и поиск критериев их сопоставимости с зарубежными образовательными программами, что является на данном этапе главной проблемой модернизации образования в соответствии с мировыми стандартами. С ней напрямую связана проблема признания диплома выпускника украинского вуза, обеспечивающего мобильность в рамках межвузовских обменов студентами и на международном рынке труда. Одним из способов решения этих проблем является разработка совместных с зарубежными партнерами образовательных программ.
Необходимо учитывать также и человеческий фактор в процессе реформирования национальной системы образования. Помимо изменений форм, содержания, структур образовательной системы, потребуются серьезные усилия для того, чтобы обеспечить психологическую адаптацию научно-педагогических кадров высшей школы, абитуриентов и студентов к условиям и требованиям, предъявляемым общеевропейской системой образования. Образование должно готовить человека органически адаптированного к жизни в мире разнообразных связей - от контактов с ближним окружением до глобальных связей. Потому очень важно научить молодое поколение совместной жизни с другими людьми и общественными структурами, вырабатывать умение регулировать разные психологические, социальные, политические, межнациональные конфликты с позиции культуры плюрализма мыслей.
Образование должно приобрести инновационный характер, а ее воспитанники -способность к инновационному типу жизни и жизнедеятельности. Нам всем следует усвоить, что динамизм объективно обусловливает изменение как важную черту способа жизни человека в XXI веке. Отсюда - необходимо формировать личность, способную к восприятию изменений как природной нормы и застоя неизменности в виде исключения. В наше время стабильно успешным и эффективным общество, как и отдельный человек, может быть, лишь пребывая в постоянных изменениях, а значит - в динамическом развитии.
Главным принципом организации и методического обеспечения учебного процесса в Университете экономики и управления является формирование у студентов нового экономического мышления, глубоких знаний и практических навыков, необходимых современному специалисту рыночной экономики.
Концепция образовательной деятельности Университета экономики и управления базируется на принципах, утвержденных в Конституции Украины, действующем законодательстве, Государственной национальной программе «Образование. Украина, XXI век» (постановление Кабинета министров Украины, от 03.11.1993 г. № 896) и соответствующих приказах Министерства образования и науки Украины и имеет своей целью:
- формирование системы знаний об эффективной организации, квалифицированном управлении, преподавании и полном научно-методическом обеспечении учебного процесса;
- формирование навыков, умений и творческого подхода к решению разного рода проблем; организацию практической подготовки, которая базируется на решении реальных задач, максимально приближенных к действительности, привлечение студентов к научным исследованиям на базе реально функционирующих экономических субъектов хозяйствования;
- формирование научного мировоззрения и системы профессиональных ценностей личности организацией глубокой профессиональной подготовки студентов на основании дисциплин, преподаваемых в Университете экономики и управления, на квалификационных уровнях: бакалавр, специалист, магистр, а также беспрерывной и качественной воспитательной работой в процессе обучения и вне университета, привлечением студентов к общественной деятельности;
- формирование физического развития человека привлечением студентов к физической культуре и спорту, организацией беспрерывного физического воспитания, пропагандой принципов здорового образа жизни.
Актуальным является создание организационных и методических предпосылок максимальной индивидуализации учебного процесса. Важный аспект деятельности в этом плане - привлечение студентов университета к самостоятельной творческой работе, их выступления на научных и научно-практических конференциях, проводимых в Университете экономики и управления, а также в других вузах Крыма и Украины, и в составе студенческих научных кружков, которые функционируют на кафедрах университета.
Одним из направлений учебного процесса является оптимальное совмещение, соединение теоретической и практической подготовки, чему способствует плановое проведение производственной практики студентов всех образовательно-квалификационных уровней. Университетом определены базы студенческих практик по согласованию с министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями и ведущими предприятиями Симферополя: Министерством экономики, ОАО «Фотон», ОАО «Крыммолоко», строительной фирмой «Консоль», ОАО «Укртелеком», ФКЦВ «Проминвестбанк» и др.
Важным принципом учебного процесса является органическое соединение процесса обучения и воспитания, которое направлено на формирование целостной и всесторонне развитой личности.
Университет предусматривает всестороннее использование в учебно-воспитательном процессе не только лучшего отечественного, но и передового мирового опыта воспитательной работы (формирование чувств, толерантности, гуманизма, патриотизма, здорового образа жизни).
Таким образом, на сегодняшний день наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей школы представляется ее модернизация по европейскому образцу, а именно участие в Болонском процессе. Его развертывание в Украине происходит как в масштабе всей системы образования, а также на уровне отдельных высших учебных заведений. В результате модернизации образования и интеграции Украина получит значимые преимущества и сможет на должном уровне конкурировать с другими странами на международном рынке образовательных услуг. Кроме того, модернизация образования способствует не только приданию ему современного облика, но и привнесению в мировой образовательный процесс украинского своеобразия.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи