Существование и развитие любого общества зависит от того, насколько его члены следуют принятым в нем ценностям и правилам, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Овладение этими ценностями и нормами происходит в процессах социализации и образования. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, энергичный предприниматель). [Сластенин]. В этом случае образование выступает неотъемлемой стороной жизни общества и всех его членов.
Образование как способ социализации, развития личности возникло с появлением общества, и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления и языка. С того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился в отдельную сферу из других видов жизнедеятельности и стал предметом деятельности лиц, специально занимающихся воспитанием и обучением, оно становится сферой социальной жизни.
В первобытном обществе образование было вплетено в систему общественно-производственной деятельности, функции воспитания и обучения осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к труду и социальным обязанностям. Образование было неотделимо от жизни общества. На поздних этапах развития первобытного общества в связи с возникновением частной собственности и выделением семьи произошел переход от общественного образования к семейному. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина.
Образование как способ социализации, развития личности возникло с появлением общества, и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления и языка. С того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился в отдельную сферу из других видов жизнедеятельности и стал предметом деятельности лиц, специально занимающихся воспитанием и обучением, оно становится сферой социальной жизни.
В первобытном обществе образование было вплетено в систему общественно-производственной деятельности, функции воспитания и обучения осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к труду и социальным обязанностям. Образование было неотделимо от жизни общества. На поздних этапах развития первобытного общества в связи с возникновением частной собственности и выделением семьи произошел переход от общественного образования к семейному. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина.
Педагогика относится к гуманитарным наукам, область исследований которых связана с изучением человеческих отношений. В течение длительного периода своего существования она была связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие.
В числе первых сложились связи педагогики с философией, особенно с такими областями как этика и эстетика. Этика раскрывает пути нравственного становления человека. Эстетика дает представление о принципах ценностного отношения к миру. Философия является методологической основой педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.) зависят направление педагогического поиска, особенности содержания и организации образовательного процесса.
Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившись в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта деятельности и индивидуальности.
Для современной педагогики характерны связи с различными естественными и гуманитарными науками, прежде всего с науками, изучающими человека: биологией (анатомией и физиологией человека), антропологией и медициной. Не менее значимыми для развития педагогики являются ее связи с науками, изучающими человека в обществе, в системе общественных отношений. Поэтому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно они определяют пути развития педагогической науки.
В числе первых сложились связи педагогики с философией, особенно с такими областями как этика и эстетика. Этика раскрывает пути нравственного становления человека. Эстетика дает представление о принципах ценностного отношения к миру. Философия является методологической основой педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.) зависят направление педагогического поиска, особенности содержания и организации образовательного процесса.
Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившись в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта деятельности и индивидуальности.
Для современной педагогики характерны связи с различными естественными и гуманитарными науками, прежде всего с науками, изучающими человека: биологией (анатомией и физиологией человека), антропологией и медициной. Не менее значимыми для развития педагогики являются ее связи с науками, изучающими человека в обществе, в системе общественных отношений. Поэтому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно они определяют пути развития педагогической науки.
Как и любая наука, педагогика имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. Категория — это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. Разработка категориального аппарата имеет принципиальное значение для педагогики, так как содержание понятий раскрывает определенный взгляд на педагогическую реальность и степень ее изученности.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории: воспитание, обучение и образование.
«Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и «наблюдений» [Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1].
Обучение в традиционной педагогике рассматривается как «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями...» [Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. - Минск. 1979].
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории: воспитание, обучение и образование.
«Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и «наблюдений» [Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1].
Обучение в традиционной педагогике рассматривается как «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями...» [Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. - Минск. 1979].
Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции требуют разработки новых теоретико-методологических подходов в педагогике. При этом под теоретическим подходом понимается синтез теоретических положений, руководящих идей. Сущность гуманистической педагогики представлена основными положениями деятельностного, личностноориентированного, культурологического подходов к изучению педагогической реальности.
Деятелъностный подход опирается на основные положения теории деятельности, раскрытые в работах А. Н. Леонтьева, такие как признание единства внутренней (умственной) и внешней деятельности, развитие личности в деятельности. Данный подход подчеркивает необходимость перевода воспитанника в позицию субъекта познания, труда и общения. Его реализация на практике требует организации полноценной жизнедеятельности на каждом возрастном этапе, вовлечения ребенка как активного участника этого процесса. В последние годы деятельностный подход нередко подвергается критике за недостаточное отражение в нем личностных и индивидуальных особенностей субъекта.
Личностно-ориентированный подход основан на философских представлениях о гуманизме и идеях гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Гуманизм в философском смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его права на счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможности саморазвития и реализации ценностей высшего порядка.
Деятелъностный подход опирается на основные положения теории деятельности, раскрытые в работах А. Н. Леонтьева, такие как признание единства внутренней (умственной) и внешней деятельности, развитие личности в деятельности. Данный подход подчеркивает необходимость перевода воспитанника в позицию субъекта познания, труда и общения. Его реализация на практике требует организации полноценной жизнедеятельности на каждом возрастном этапе, вовлечения ребенка как активного участника этого процесса. В последние годы деятельностный подход нередко подвергается критике за недостаточное отражение в нем личностных и индивидуальных особенностей субъекта.
Личностно-ориентированный подход основан на философских представлениях о гуманизме и идеях гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Гуманизм в философском смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его права на счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможности саморазвития и реализации ценностей высшего порядка.
Историческое развитие научно-педагогического знания прошло несколько этапов:
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Первые мысли о воспитании и образовании можно найти в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и
мудрецов (Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Авиценны, Конфуция). Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы...воспитание перестраивает человека и создает природу». Эти мысли получили оформление в работах Квинтилиана «Ораторское искусство», Плутарха «О воспитании», Конфуция «Беседы и суждения».
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж. -Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Особенность этих взглядов на воспитание заключалась в том, что они возникли в результате гуманистических рассуждений философов, просветителей.
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Первые мысли о воспитании и образовании можно найти в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и
мудрецов (Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Авиценны, Конфуция). Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы...воспитание перестраивает человека и создает природу». Эти мысли получили оформление в работах Квинтилиана «Ораторское искусство», Плутарха «О воспитании», Конфуция «Беседы и суждения».
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж. -Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Особенность этих взглядов на воспитание заключалась в том, что они возникли в результате гуманистических рассуждений философов, просветителей.
В буквальном переводе с греческого «педагогика» означает «детоводство» или «дитяведение».
В настоящее время термин «педагогика» имеет несколько значений. Им обозначают различные идеи, взгляды на воспитание, обучение, образование; область науки, связанную с исследованиями в воспитании, обучении, образовании; учебную дисциплину в содержании среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Следует различать житейские и научные педагогические знания, которыми обеспечивается потребность общества в воспитании и обучении подрастающего поколения. Первые основаны на практическом опыте, закрепленном позднее в пословицах, поговорках, сказках, передающихся от одного поколения к другому. Научные знания, в отличие от житейских, обобщают разрозненные факты, устанавливают причинные связи между явлениями. Однако эти формы знания взаимосвязаны, и житейские знания до сих пор являются основой научного педагогического знания.
В определении места педагогики в системе научного знания утвердились три точки зрения:
1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.). Фактически в этом подходе отрицается наличие у педагогики своей области исследования;
В настоящее время термин «педагогика» имеет несколько значений. Им обозначают различные идеи, взгляды на воспитание, обучение, образование; область науки, связанную с исследованиями в воспитании, обучении, образовании; учебную дисциплину в содержании среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Следует различать житейские и научные педагогические знания, которыми обеспечивается потребность общества в воспитании и обучении подрастающего поколения. Первые основаны на практическом опыте, закрепленном позднее в пословицах, поговорках, сказках, передающихся от одного поколения к другому. Научные знания, в отличие от житейских, обобщают разрозненные факты, устанавливают причинные связи между явлениями. Однако эти формы знания взаимосвязаны, и житейские знания до сих пор являются основой научного педагогического знания.
В определении места педагогики в системе научного знания утвердились три точки зрения:
1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.). Фактически в этом подходе отрицается наличие у педагогики своей области исследования;
Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
В педагогике выделяют четыре группы задач: аксиологические, антропологические, технологические, квалиметрические.
Аксиологические задачи педагогики (наука о ценностях).
Ценности – это вещи, идеи, явления, которые имеют позитивную значимость для человека в обществе. О ценностях в педагогике впервые стал говорить в XVII веке Имануил Кант. Ценности бывают материальные и духовные, общечеловеческие (религия мораль, гуманность) и локальные (национальные, семейные – ограничены во времени, пространстве, носят исторический характер). В XX веке ценности стали общепризнанными для всего человечества («Всеобщая декларация прав человека» 1946 г., «Конвенция о правах ребенка»).
Педагогика – наука прикладная, поэтому педагогическая аксиология предполагает формирование целей воспитания, образования, педагогической деятельности. Формирование человека – процесс бесконечный, поэтому нет единого пути реализации целей. При этом в процессе воспитания все являются субъектами (педагоги, родители, дети), поэтому цели постоянно корректируются и их пути не одинаковы. Цели в педагогике могут быть идеальными (всестороннее гармоничное развитие личности) и реальными (разностороннее развитие личности). Реальная цель предполагает обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, разностороннее развитие (воспитание стороны, к которой ребенок имеет предпосылки), гармоничное воспитание (гармонию с самим собой – любить себя, гармонию в отношениях с людьми, гармонию с требованиями современного общества – владение иностранным языком, компьютерными технологиями), счастливое детство.
Антропологические задачи педагогики (наука о человеке).
Аксиологические задачи педагогики (наука о ценностях).
Ценности – это вещи, идеи, явления, которые имеют позитивную значимость для человека в обществе. О ценностях в педагогике впервые стал говорить в XVII веке Имануил Кант. Ценности бывают материальные и духовные, общечеловеческие (религия мораль, гуманность) и локальные (национальные, семейные – ограничены во времени, пространстве, носят исторический характер). В XX веке ценности стали общепризнанными для всего человечества («Всеобщая декларация прав человека» 1946 г., «Конвенция о правах ребенка»).
Педагогика – наука прикладная, поэтому педагогическая аксиология предполагает формирование целей воспитания, образования, педагогической деятельности. Формирование человека – процесс бесконечный, поэтому нет единого пути реализации целей. При этом в процессе воспитания все являются субъектами (педагоги, родители, дети), поэтому цели постоянно корректируются и их пути не одинаковы. Цели в педагогике могут быть идеальными (всестороннее гармоничное развитие личности) и реальными (разностороннее развитие личности). Реальная цель предполагает обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, разностороннее развитие (воспитание стороны, к которой ребенок имеет предпосылки), гармоничное воспитание (гармонию с самим собой – любить себя, гармонию в отношениях с людьми, гармонию с требованиями современного общества – владение иностранным языком, компьютерными технологиями), счастливое детство.
Антропологические задачи педагогики (наука о человеке).
Педагогика в своем развитии прошла три периода.
Донаучный период.
Основная функция человеческого общества – передача социального опыта новому поколению:
А) быт людей
Б) трансляция продуктов изобразительной культуры
В) практика воспитания человечеством (сперва, это происходило стихийным путем, затем при специальном обучении – держать правильно ложку)
Стали появляться специальные для обучения люди – жрецы, в последствии появляются специальные воспитательно-образовательные учреждения (при монастырях). Первые философы греческой и римской империй говорили, что педагогика – это искусство воспитания детей (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).
Период классической педагогики в XVII веке.
Из-за множества мировых географических, промышленных открытий общество стало нуждаться в грамотных людях. Вопросы обучения стояли перед обществом на первом месте. Ян Амос Коменский (чешский педагог) определил процесс организации воспитания и обучения, пригодный для детей дошкольного возраста, школьного и студентов. Основная его идея – идея пансофизма (обучение на родном языке). Он упорядочил процесс обучения: перечень предметов, наличие семестров, каникул, ввел классно-урочную систему обучения. Благодаря ему, педагогику стали рассматривать как науку о воспитании детей.
Донаучный период.
Основная функция человеческого общества – передача социального опыта новому поколению:
А) быт людей
Б) трансляция продуктов изобразительной культуры
В) практика воспитания человечеством (сперва, это происходило стихийным путем, затем при специальном обучении – держать правильно ложку)
Стали появляться специальные для обучения люди – жрецы, в последствии появляются специальные воспитательно-образовательные учреждения (при монастырях). Первые философы греческой и римской империй говорили, что педагогика – это искусство воспитания детей (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).
Период классической педагогики в XVII веке.
Из-за множества мировых географических, промышленных открытий общество стало нуждаться в грамотных людях. Вопросы обучения стояли перед обществом на первом месте. Ян Амос Коменский (чешский педагог) определил процесс организации воспитания и обучения, пригодный для детей дошкольного возраста, школьного и студентов. Основная его идея – идея пансофизма (обучение на родном языке). Он упорядочил процесс обучения: перечень предметов, наличие семестров, каникул, ввел классно-урочную систему обучения. Благодаря ему, педагогику стали рассматривать как науку о воспитании детей.
Воспитание – это общественное явление, т.к. оно возникло вместе с возникновением человеческого общества. На ранних этапах человечества воспитание представляло собой совместную жизнедеятельность детей и взрослых. В дальнейшем воспитание – это передача общественно-исторического опыта из поколения в поколение с целью подготовки к жизни и труду. Общественно-исторический опыт включает: знания, трудовые навыки, нормы поведения и взгляды на жизнь, материальные и духовные ценности. Воспитание носит исторический характер, т.к. имеет свою историю, меняется и наполняется новым содержанием в зависимости от поставленных задач обществом в конкретный исторический период (презирать рабов, всестороннее воспитание). Воспитание носит прогрессивный характер, т.к. последующее поколение опирается на предыдущее воспитание поколений. Современное воспитание – социальное целенаправленное создание условий для развития ребенка (материальные, организационные, духовные условия). Воспитание делится по институциональному признаку на семейное, дошкольное, школьное, религиозное; по стилю взаимодействия педагога и ребенка делится на авторитарное, демократическое, либеральное воспитание. Выделяют традиционные стороны воспитания – умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое. Также существуют новые стороны воспитания – экологическое, экономическое, половое (сексуальное), правовое, интеллектуальное, этическое.
Педагогика прошла многовековой исторический путь своего развития. И постепенно из суммы идей и концепций зарождалась как наука еще в первобытном обществе. Доказательством этому следуют, интересные сведения исследований ученых путешественников 8-го начала 19 веков, которые описали быт первых аборигенов Африки, Южной Америки, Сибири, Азии. В те времена, люди находились на стадии своего развития. Все находки археологов, такие как: наскальные изображения, примитивные оружия, предметы быта, одежда, традиции, обряды, свидетельствуют о наличие первых элементов воспитания. Слово же педагогика зародилось в Древней Греции, и означает «детоведение, детовождение». Педагогика, зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. При раскрытии темы истории следует ответить на вопросы, какие цели, методы, преследовала педагогическая наука на этапах своего развития.
Основной целью воспитания первобытного человека являлась подготовка человека к простейшему виду существования и осознанию мира. Человеку для существования было необходимо знать природу, местность, съедобные растения Оно способствовало развитию человека, умственно, физически и нравственно-эмоционально. И по мере обогащения развития общественного опыта и сознания, методы и содержание воспитания усложнялись, и первобытный человек перешел к сознательной передаче знаний и опыта. Именно в таком виде начинало свое существование наука воспитание. Важным инструментом передачи опыта и знаний являлись коммуникации. Основные приемы воспитательной деятельности первобытной эпохи формировались из их обычной жизни, люди обычно использовали обычные дидактические приемы. Поэтому формы воспитания носили примитивный характер. Повторение было основным эмоционально-психологическим воздействием родителей на детей. Со временем все чаще и чаще стал переходить к воздействию на окружающий мир. Соответственно менялись и приемы, методы воспитания. Примерный срок воспитания детей был 9-10 лет. Маленьких детей отдавали под присмотр женщин, которые и давали им основные навыки трудовой деятельности. Подражая взрослым дети много времени проводили в различных играх. Взрослея мальчики больше времени проводили с мужчинами. Глядя на мужчин, они учились ловить рыбу, охотиться. Женщины обучали девочек домашнему хозяйству. Воздействие воспитания детей в то время было не значительным, это обуславливалось тяжелым условием жизни. Наказание тоже было не таким жестоким, как после расслоения общин и усиления социального антагонизма.
Основной целью воспитания первобытного человека являлась подготовка человека к простейшему виду существования и осознанию мира. Человеку для существования было необходимо знать природу, местность, съедобные растения Оно способствовало развитию человека, умственно, физически и нравственно-эмоционально. И по мере обогащения развития общественного опыта и сознания, методы и содержание воспитания усложнялись, и первобытный человек перешел к сознательной передаче знаний и опыта. Именно в таком виде начинало свое существование наука воспитание. Важным инструментом передачи опыта и знаний являлись коммуникации. Основные приемы воспитательной деятельности первобытной эпохи формировались из их обычной жизни, люди обычно использовали обычные дидактические приемы. Поэтому формы воспитания носили примитивный характер. Повторение было основным эмоционально-психологическим воздействием родителей на детей. Со временем все чаще и чаще стал переходить к воздействию на окружающий мир. Соответственно менялись и приемы, методы воспитания. Примерный срок воспитания детей был 9-10 лет. Маленьких детей отдавали под присмотр женщин, которые и давали им основные навыки трудовой деятельности. Подражая взрослым дети много времени проводили в различных играх. Взрослея мальчики больше времени проводили с мужчинами. Глядя на мужчин, они учились ловить рыбу, охотиться. Женщины обучали девочек домашнему хозяйству. Воздействие воспитания детей в то время было не значительным, это обуславливалось тяжелым условием жизни. Наказание тоже было не таким жестоким, как после расслоения общин и усиления социального антагонизма.
В последние годы актуальной для высшей школы стала проблема педагогических кадров. За прошедшие годы социальный статус профессорско-преподавательского состава, зарплата и пенсионное обеспечение снижались, что вызвало такие негативные явления, как «утечку мозгов», уменьшение притока молодежи в педагогическую профессию, снижение профессионализма профессорско-преподавательского состава. Половина докторов наук — пенсионеры. Только около 42 % преподавателей имеют ученую степень. Решение этих насущных проблем связывается с принятием Закона о высшем образовании и четким механизмом его реализации.
Реформирование образовательной сферы в настоящее время является основой государственной политики многих стран мира. Коренные перемены в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Глубина и темп трансформационных процессов в мировой практике образования возрастают с каждым годом.
Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в начале 90-х гг. позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.
Реформирование образовательной сферы в настоящее время является основой государственной политики многих стран мира. Коренные перемены в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Глубина и темп трансформационных процессов в мировой практике образования возрастают с каждым годом.
Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в начале 90-х гг. позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.