ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их орга­низма - одна из основных проблем в современном обществе. В дошколь­ном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, ко­торое самым непосредственным образом связано со здоровьем.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых зало­жены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребен­ка и его здоровье - это основа формирования личности. Обратимся к сло­варю С. И. Ожегова: «Здоровье - это правильная, нормальная жизнедея­тельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохране­ния (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье - это физиче­ская, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благо­приятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ре­бенка, составляет содержание физического воспитания, что при опреде­ленных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и пси­хическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни. Исследования в области педагогики раннего детства показали исключительную роль целена­правленного воспитания и обучения детей с первых лет жизни. Рассмотрим особенности обучения детей раннего возраста. Наиболее благоприятное разви­тие ребенка протекает под влиянием продуманного и систематического обуче­ния и воспитания, осуществляемого взрослым с учетом развития ребенка. Ре­бенок раннего возраста обладает уникальной способностью обучаться от взрослого. Под способностью обучаться понимается умение детей раннего возраста воспринимать задание и действовать по образцу, словесной инструк­ции, стремление к получению определенного результата, заданного взрослым, а также умение переносить полученные знания в новую ситуацию.

Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей по­знавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в про­цессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего воз­раста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.

Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок про­ходит гигантский путь развития. В этот период складываются формы обще­ния со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, развиваются наглядно-действенное мышление, развивается память, воображение, происходит освое­ние пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с пред­метом, складывается сначала манипулятивная, затем предметная деятельность, а на ее основе - сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продук­тивной деятельности. Поэтому потери, допущенные в этот период, невоспол­нимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. Фундаментальные исследования развития дви­жений детей раннего возраста проведены М. Ю. Кистяковской. А. М. Фонаревым раскрыты пути реализации потенциальных познавательных воз­можностей детей на основе организации их ориентировочно-иссле­довательской деятельности. В создании методических пособий по воспита­нию детей раннего возраста, где освещены особенности возрастных перио­дов раннего детства и общие вопросы организации жизни детей, большую роль сыграли М. Ю. Кистяковская, Г. М. Лямина, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Э. Л. Фрухт и др. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада освещены в работах Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, А. И. Мышкис, Л. Г. Голубевой, Н. Д. Ватутиной; проб­лемы развития общения детей со взрослым и сверстниками раз­носторонне представлены в трудах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой. Проблемы становления предметной и игровой деятельности детей раннего возраста раскрыты в работах Ф. И. Фрадкиной, Е. И. Радиной, С. Л. Новоселовой, Р. И. Жуковской, Е. И. Зворыгиной, Н. Я. Михайленко. Вопросами дидактики раннего детства занимались Н. М. Аксарина, В. Н. Аванесова, Э. Л. Фрухт, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.

ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ ВОСПИТАТЕЛЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Профессия воспитателя - особая по своей сущности и значимости. Особенность его труда состоит прежде всего в том, что объектом являет­ся ребенок - самый уникальный продукт природы, а также его физиче­ское, психическое, духовное развитие. Вот почему профессию воспитате­ля справедливо считают наиболее важной в современном мире.

Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой дея­тельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ свя­зана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, му­зыкальной и различными видами творческой деятельности.

Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через опреде­ленные функции.

Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педа­гога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотноше­ний воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Программа - основной документ, в котором отражено содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Анализируя совре­менное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сде­лать небольшой экскурс в историю проблемы.

На III (1924 г.) и на IV (1928 г.) съездах по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен в специальный раздел. В 1928 г. под руководством Н. К. Крупской был создан первый проект программы, который обсуж­дался учеными-специалистами в области педагогики и психологии. В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошколь­ных учреждений со школой и о планировании работы». После этого на­чинается работа над созданием «Программы для дошкольных учрежде­ний». В 1932 г. такая программа была принята как руководство при пла­нировании учебно-воспитательного процесса. В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она от­личалась от предыдущей по форме, расположению материала и была го­раздо проще и удобнее по структуре. В 1945 г. разрабатывается руково­дство для воспитателей, которое в 1948 г. переиздается с небольшими изменениями.

Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Ру­ководство для воспитателей детского сада», изданное в 1953 г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Современное российское образование - это непрерывная система по­следовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послеву­зовское, дополнительное образование.

Дошкольное образование является первой ступенью системы непре­рывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несо­ответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авто­ры В.В. Давыдов и В.А. Петровский), которая была утверждена Государ­ственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.

Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориен­тировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государ­ственной системы. В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руково­дил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной програм­мой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспи­тателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концеп­ция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Развитие системы общественного дошкольного воспитания в России имеет несколько этапов: этап становления (конец XIX - начало XX вв.), этап развития (40-е - 80-е гг. XX в.), этап перехода в новое качество (90-е гг XX в. - начало XXI в.). Последний этап можно условно разделить на два периода: период распада советской системы общественного дошкольного воспитания (1991-2001 гг.) и период становления качественно новой системы дошкольного образования (2001 г. и далее). Каждый из них имеет свои отличительные особенности.

Предпосылки распада советской системы общественного дошкольного воспитания обусловлены социально-экономическими причинами - переходом страны в начале 90-х гг. прошлого века к рыночным отношениям, что привело к сокращению расходов на социальные нужды в целом и на образование в частности. Произошли изменения и в системе общественного дошкольного воспитания. В 1991 году в России было 87, 6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а в 2001 году их количество сократилось на 37, 6. тыс. Наполовину сократилась численность детей, посещающих дошкольные учреждения (с 8433 тыс. человек до 4266 тыс. человек соответственно). Особенно эти тенденции были характерны для сельской местности. Значительно снизился охват детей дошкольными учреждениями. Согласно статистическим данным, в 1991 г. детские сады посещали 64% от общей численности детей соответствующего возраста, а в 1998 г. - только 54%.

ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не соз­дано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как социально-педагогичес­кому явлению.

Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о возрас­тной периодизации детей и детства в целом, вкладывают различный смысл в содержание таких понятий, как «дети», «детство», «детскость», «феномен детства», «положение детей» и их место в структуре общества, однако изу­чение социальных связей и отношений взрослых и детей находится на пе­риферии интересов многих из этих наук. Например, физиологи и психоло­ги считают концом детства и началом молодости тот период, когда в орга­низме подростка завершаются психофизиологические изменения, связан­ные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Социологи к категории «моло­дежь» относят всех, кому уже исполнилось 14 лет. Медицинская статисти­ка учитывает состояние здоровья детей лишь до 14 лет.

Современные специалисты склонны рассматривать ребенка как соци­ально-биологический феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Дошкольная педагогика - многозначный термин. Под ним понимается:

- особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошколь­ной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;

- наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;

- отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, пред­шествующем поступлению в школу.

Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагоги­ческой науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие по­ложения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой пред­мет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что на­правлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до посту­пления в школу.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Педагогическая практика является важным этапом профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений и способст­вует формированию их профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства. Целью педагогической практики является соединение теоретической подготовки студентов с практическими умениями и навыками.

Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности 0313 - Дошкольное образование, выполняет ряд функций: адаптацион­ную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Учебным планом предусмотрено четыре вида педагогических практик для студентов колледжа (училища) данной специальности: введение в специальность, наблюдение и пробная практика, летняя практика, пред­дипломная практика. Каждый вид практики имеет свои цели и задачи.

Введение в специальность предусматривает формирование у студен­тов целостного представления о воспитательно-образовательном ком­плексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как глав­ном субъекте воспитательного процесса в детском саду; формирование представлений об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми; овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего, младшего дошкольного возраста. Практика проводит­ся на 2 курсе во втором семестре продолжительностью 2 недели.

Наблюдение и пробная практика направлены на формирование у сту­дентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах до­школьного возраста и овладение функциями деятельности воспитателя. Участвуют в данном виде практики студенты 3 и 4 курса (5. 6. 7 семест­ры), продолжительность-7 недель.

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспе­чивает научно-организованное воспитание или специально организован­ная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются дви­жущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности вос­питанников; используются положительные влияния общественной и при­родной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздейст­вия внешней среды; достигается единство и согласованность всех соци­альных институтов.

Профессиональное образование сегодня развивается на совершенно новых методологических основаниях, которые в педагогической науке определены как гуманистическая парадигма. Поэтому в образовательном пространстве колледжа важно создать для каждого студента такие усло­вия, чтобы он стал полноценным субъектом своей жизни, своей деятель­ности, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способ­ность к продуктивному диалогу с природой и обществом.

Современное воспитание имеет своей целью гармоничное развитие лич­ности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции (Е. В. Бондаревская и др.) развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных из­менений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уро­вень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармо­нии является стратегическим направлением гуманистического воспитания. Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаи­мосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосознания.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Контроль за знаниями и умениями студентов - один из важнейших компонентов учебного процесса колледжа. Обучение не может быть пол­ноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваи­вается студентами материал, как они применяют полученные знания для практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и сту­дентами устанавливается обратная связь, которая позволяет выявить ди­намику усвоения учебного материала, действенный уровень владения системой знаний, умений, навыков и на основе их анализа вносить соот­ветствующие коррективы в организацию педагогического процесса.

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция контроля - выявление уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. Это оценка условий проте­кания педагогического процесса, его успешности или нет.

Обучающая функция проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция заключается в том, что наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студен­тов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устра­нить эти пробелы, что в итоге формирует творческое отношение к пред­мету и стремление развивать свои способности.