В буквальном переводе с греческого «педагогика» означает «детоводство» или «дитяведение».
В настоящее время термин «педагогика» имеет несколько значений. Им обозначают различные идеи, взгляды на воспитание, обучение, образование; область науки, связанную с исследованиями в воспитании, обучении, образовании; учебную дисциплину в содержании среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Следует различать житейские и научные педагогические знания, которыми обеспечивается потребность общества в воспитании и обучении подрастающего поколения. Первые основаны на практическом опыте, закрепленном позднее в пословицах, поговорках, сказках, передающихся от одного поколения к другому. Научные знания, в отличие от житейских, обобщают разрозненные факты, устанавливают причинные связи между явлениями. Однако эти формы знания взаимосвязаны, и житейские знания до сих пор являются основой научного педагогического знания.
В определении места педагогики в системе научного знания утвердились три точки зрения:
1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.). Фактически в этом подходе отрицается наличие у педагогики своей области исследования;
2) педагогика - прикладная дисциплина. Ее назначением является использование данных других наук (психологии» социологии, естествознания и др.) для решения задач воспитания, обучения или образования. В этом случае педагогика - это свод разрозненных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.
3) педагогика - это относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Данная точка зрения, аргументированная в работах В. В. Краевского, является продуктивной для науки и практики, так как открывает возможности научного осмысления вопросов
воспитания, обучения и образования.
Опираясь на последнюю точку зрения, необходимо уточнить объект и предмет педагогики.
Впервые мысль о специфике объекта педагогики была сформулирована А. С. Макаренко. В 1922 году он отмечал, что объектом научной педагогики является «педагогический факт (явление)». Современные исследования уточняют, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования» [Сластенин]. Таким образом, объектом педагогики как науки является образование как социальное (общественное) явление.
Однако образование - многоаспектное явление и поэтому его изучают разные науки. Так, философия рассматривает вопросы о целях и предназначении образования в современном мире. Социология выясняет соответствие системы образования требованиям научно-технического прогресса и социальным преобразованиям. Педагогика, в отличие от данных наук, рассматривает сущностные аспекты образования. Поэтому предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). [Сластенин].
Уточнив объект и предмет педагогики, можно дать более полное определение педагогики как науки.
Педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни.
Исходя из предмета, учеными выделяются теоретическая и технологическая функции педагогики как науки. Теоретическая функция включает описание, объяснение и прогнозирование педагогических явлений, технологическая или практическая - разработку учебных планов, программ, их внедрение в реальный педагогический процесс и оценку результатов. Данные функции взаимосвязаны, обеспечивая единство педагогической теории и практики.
В настоящее время термин «педагогика» имеет несколько значений. Им обозначают различные идеи, взгляды на воспитание, обучение, образование; область науки, связанную с исследованиями в воспитании, обучении, образовании; учебную дисциплину в содержании среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Следует различать житейские и научные педагогические знания, которыми обеспечивается потребность общества в воспитании и обучении подрастающего поколения. Первые основаны на практическом опыте, закрепленном позднее в пословицах, поговорках, сказках, передающихся от одного поколения к другому. Научные знания, в отличие от житейских, обобщают разрозненные факты, устанавливают причинные связи между явлениями. Однако эти формы знания взаимосвязаны, и житейские знания до сих пор являются основой научного педагогического знания.
В определении места педагогики в системе научного знания утвердились три точки зрения:
1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.). Фактически в этом подходе отрицается наличие у педагогики своей области исследования;
2) педагогика - прикладная дисциплина. Ее назначением является использование данных других наук (психологии» социологии, естествознания и др.) для решения задач воспитания, обучения или образования. В этом случае педагогика - это свод разрозненных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.
3) педагогика - это относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Данная точка зрения, аргументированная в работах В. В. Краевского, является продуктивной для науки и практики, так как открывает возможности научного осмысления вопросов
воспитания, обучения и образования.
Опираясь на последнюю точку зрения, необходимо уточнить объект и предмет педагогики.
Впервые мысль о специфике объекта педагогики была сформулирована А. С. Макаренко. В 1922 году он отмечал, что объектом научной педагогики является «педагогический факт (явление)». Современные исследования уточняют, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования» [Сластенин]. Таким образом, объектом педагогики как науки является образование как социальное (общественное) явление.
Однако образование - многоаспектное явление и поэтому его изучают разные науки. Так, философия рассматривает вопросы о целях и предназначении образования в современном мире. Социология выясняет соответствие системы образования требованиям научно-технического прогресса и социальным преобразованиям. Педагогика, в отличие от данных наук, рассматривает сущностные аспекты образования. Поэтому предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). [Сластенин].
Уточнив объект и предмет педагогики, можно дать более полное определение педагогики как науки.
Педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни.
Исходя из предмета, учеными выделяются теоретическая и технологическая функции педагогики как науки. Теоретическая функция включает описание, объяснение и прогнозирование педагогических явлений, технологическая или практическая - разработку учебных планов, программ, их внедрение в реальный педагогический процесс и оценку результатов. Данные функции взаимосвязаны, обеспечивая единство педагогической теории и практики.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи