В педагогике выделяют четыре группы задач: аксиологические, антропологические, технологические, квалиметрические.
Аксиологические задачи педагогики (наука о ценностях).
Ценности – это вещи, идеи, явления, которые имеют позитивную значимость для человека в обществе. О ценностях в педагогике впервые стал говорить в XVII веке Имануил Кант. Ценности бывают материальные и духовные, общечеловеческие (религия мораль, гуманность) и локальные (национальные, семейные – ограничены во времени, пространстве, носят исторический характер). В XX веке ценности стали общепризнанными для всего человечества («Всеобщая декларация прав человека» 1946 г., «Конвенция о правах ребенка»).
Педагогика – наука прикладная, поэтому педагогическая аксиология предполагает формирование целей воспитания, образования, педагогической деятельности. Формирование человека – процесс бесконечный, поэтому нет единого пути реализации целей. При этом в процессе воспитания все являются субъектами (педагоги, родители, дети), поэтому цели постоянно корректируются и их пути не одинаковы. Цели в педагогике могут быть идеальными (всестороннее гармоничное развитие личности) и реальными (разностороннее развитие личности). Реальная цель предполагает обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, разностороннее развитие (воспитание стороны, к которой ребенок имеет предпосылки), гармоничное воспитание (гармонию с самим собой – любить себя, гармонию в отношениях с людьми, гармонию с требованиями современного общества – владение иностранным языком, компьютерными технологиями), счастливое детство.
Антропологические задачи педагогики (наука о человеке).
Антропологическими вопросами занимались философы (Что есть человек? Зачем он живет?). Это послужило развитию педагогической антропологии, в основе ее идеи лежат следующие положения: а) человек обладает особенностью, способностью и потребностью
б) человек в мире и воспитатель и воспитанник
в) все окружающее – способность бытия человека.
Антропологические задачи охватывают изучение и учет: 1.половозрастных и индивидуальных особенностей человека, 2. закономерностей в воспитании и обучении.
Возраст зависит от конкретно исторического периода общества (старая графиня).
Половые различия стали изучаться недавно (гендерное воспитание и развитие).
Научно доказано:
-у девочек больше способностей к иностранным языкам, чем у мальчиков (беглая, эмоционально богатая речь);
-девочки имеют более защищенную нервную систему (носители болезней, более выносливые, лучше адаптируются в кризисе, быстрее вникают к началу занятия, могут играть на узком пространстве – на коленях, более педантичны и аккуратны, более уравновешены, благодаря раннему развитию образного мышления имеют словесную агрессивность, злопамятность, манипуляцию, понимают собеседника с полуслова).
-девочек воспитывать сложнее, чем мальчиков, т.к. они безнравственны (сваливают вину на другого, умалчивают о пакости);
-у мальчиков нервная система слабее, повышенная смертность (менее выносливые, чаще переносят наследственные заболевания, от рождения имеют предпосылки к поисковой деятельности, инстинкт охотника подвергает опасности, необходима большая территория для игр, менее адаптированы к стрессу, медленно вникают на занятии, поэтому только к концу урока усваивают информацию, из-за минимальной ласки родителей чаще страдают неврозами, проявляют физическую агрессию, чаще нарушают дисциплину, активны, не любят постоянства, аккуратность, интерес к миру техники, поэтому не понимают намеков, наивны, не умеют манипулировать, менее изощренные);
-мальчиков воспитывать легче, перевоспитание удается чаще, чем с девочками.
Рекомендации – девочкам больше давать задания на пространственное мышление, спрашивать в начале занятия, нравственно воспитывать; мальчиков ориентировать на мир людей, спрашивать в конце занятия, развивать монологическую речь, проявлять больше ласки, объяснять все лаконично и коротко.
Вывод по гендерному воспитанию – оба пола равноценны, многое зависит от ребенка, нельзя подходить одинаково к воспитанию и обучению обоих полов, в мальчиках воспитывать мужчин (уверенность, целеустремленность, галантность, тактично давать отпор).
Индивидуальность – совокупность индивидуальных, волевых, моральных и других черт личности, которые отличают одного человека от другого.
Необходимо следовать принципам индивидуального подхода в педагогическом процессе:
-индивидуальный подход к каждому ребенку
-проектирование личности (знать тенденции развития конкретного ребенка, создавать специальные для этого условия)
-изучить индивидуально-психологические особенности ребенка
Выделяют закономерности личностного характера:
1.свойств центральной нервной системы
А) сила по отношению к возбуждению (выносливость работоспособность)
Б) сила по отношению к торможению (самоконтроль)
В) подвижность нервных процессов (адаптация к внешним и внутренним изменениям)
Г) мобильность (скорость возникновения и прекращения нервной активности)
2.темпераментные свойства (передаются по наследству, т.е. носят природный характер)
3.личностные свойства (зависят от воспитания, обучения, условий социальной жизни)
-установление индивидуально-личностного контакта с каждым ребенком (обращаться по имени, прикосновения и ласка, контакт глаза в глаза).
Технологические задачи педагогики.
Направлены на достижение целей на основе антропологического подхода. Данные задачи отвечают на вопросы:
-что и зачем делать педагогу?
-как лучше это сделать?
Педагог должен обладать педагогической техникой – способностью донести до детей материал с помощью разнообразных способов, достигая детской заинтересованности и качественного усвоения материала для последующей жизни. Следовательно, педагог должен уметь развить в ребенке любознательность и активность.
Квалиметрические задачи педагогики.
Квалиметрия – измерение качества готовой продукции или промежуточных результатов.
Выделяют три направления данных задач:
1.измеряются образовательные системы в целом (учебные планы, программы, учебники, ГОСт – минимум знаний, умений, навыков, которые должен освоить ребенок в д/с, школе…).
Сегодня выделяют уровни стандарта – федеральный, национально-региональный, для конкретного образовательного учреждения.
-изучение образовательной технологии (технология деятельностного метода)
-изучение педагогических кадров, их профессиональной подготовленности
-изучение результатов обучения (данные о завершенности образования – было 25 детей, на выпуске 20 детей; данные о дальнейшей судьбе выпускника)
2.изучается педагог, который несет ответственность за реализацию программы воспитания и обучения (уровень коммуникативности, профессионализма, ценностных ориентаций, личностные качества)
3.изучаются дети (развитие самосознания ребенка, его качеств, способностей, освоение видов деятельности, уровень обученности и воспитанности, эмоционального благополучия)
Все три направления достигаются благодаря диагностике социальной среды, педагогического процесса в целом (педагог, дети).
Все задачи педагогики тесно связаны между собой.
Аксиологические задачи педагогики (наука о ценностях).
Ценности – это вещи, идеи, явления, которые имеют позитивную значимость для человека в обществе. О ценностях в педагогике впервые стал говорить в XVII веке Имануил Кант. Ценности бывают материальные и духовные, общечеловеческие (религия мораль, гуманность) и локальные (национальные, семейные – ограничены во времени, пространстве, носят исторический характер). В XX веке ценности стали общепризнанными для всего человечества («Всеобщая декларация прав человека» 1946 г., «Конвенция о правах ребенка»).
Педагогика – наука прикладная, поэтому педагогическая аксиология предполагает формирование целей воспитания, образования, педагогической деятельности. Формирование человека – процесс бесконечный, поэтому нет единого пути реализации целей. При этом в процессе воспитания все являются субъектами (педагоги, родители, дети), поэтому цели постоянно корректируются и их пути не одинаковы. Цели в педагогике могут быть идеальными (всестороннее гармоничное развитие личности) и реальными (разностороннее развитие личности). Реальная цель предполагает обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, разностороннее развитие (воспитание стороны, к которой ребенок имеет предпосылки), гармоничное воспитание (гармонию с самим собой – любить себя, гармонию в отношениях с людьми, гармонию с требованиями современного общества – владение иностранным языком, компьютерными технологиями), счастливое детство.
Антропологические задачи педагогики (наука о человеке).
Антропологическими вопросами занимались философы (Что есть человек? Зачем он живет?). Это послужило развитию педагогической антропологии, в основе ее идеи лежат следующие положения: а) человек обладает особенностью, способностью и потребностью
б) человек в мире и воспитатель и воспитанник
в) все окружающее – способность бытия человека.
Антропологические задачи охватывают изучение и учет: 1.половозрастных и индивидуальных особенностей человека, 2. закономерностей в воспитании и обучении.
Возраст зависит от конкретно исторического периода общества (старая графиня).
Половые различия стали изучаться недавно (гендерное воспитание и развитие).
Научно доказано:
-у девочек больше способностей к иностранным языкам, чем у мальчиков (беглая, эмоционально богатая речь);
-девочки имеют более защищенную нервную систему (носители болезней, более выносливые, лучше адаптируются в кризисе, быстрее вникают к началу занятия, могут играть на узком пространстве – на коленях, более педантичны и аккуратны, более уравновешены, благодаря раннему развитию образного мышления имеют словесную агрессивность, злопамятность, манипуляцию, понимают собеседника с полуслова).
-девочек воспитывать сложнее, чем мальчиков, т.к. они безнравственны (сваливают вину на другого, умалчивают о пакости);
-у мальчиков нервная система слабее, повышенная смертность (менее выносливые, чаще переносят наследственные заболевания, от рождения имеют предпосылки к поисковой деятельности, инстинкт охотника подвергает опасности, необходима большая территория для игр, менее адаптированы к стрессу, медленно вникают на занятии, поэтому только к концу урока усваивают информацию, из-за минимальной ласки родителей чаще страдают неврозами, проявляют физическую агрессию, чаще нарушают дисциплину, активны, не любят постоянства, аккуратность, интерес к миру техники, поэтому не понимают намеков, наивны, не умеют манипулировать, менее изощренные);
-мальчиков воспитывать легче, перевоспитание удается чаще, чем с девочками.
Рекомендации – девочкам больше давать задания на пространственное мышление, спрашивать в начале занятия, нравственно воспитывать; мальчиков ориентировать на мир людей, спрашивать в конце занятия, развивать монологическую речь, проявлять больше ласки, объяснять все лаконично и коротко.
Вывод по гендерному воспитанию – оба пола равноценны, многое зависит от ребенка, нельзя подходить одинаково к воспитанию и обучению обоих полов, в мальчиках воспитывать мужчин (уверенность, целеустремленность, галантность, тактично давать отпор).
Индивидуальность – совокупность индивидуальных, волевых, моральных и других черт личности, которые отличают одного человека от другого.
Необходимо следовать принципам индивидуального подхода в педагогическом процессе:
-индивидуальный подход к каждому ребенку
-проектирование личности (знать тенденции развития конкретного ребенка, создавать специальные для этого условия)
-изучить индивидуально-психологические особенности ребенка
Выделяют закономерности личностного характера:
1.свойств центральной нервной системы
А) сила по отношению к возбуждению (выносливость работоспособность)
Б) сила по отношению к торможению (самоконтроль)
В) подвижность нервных процессов (адаптация к внешним и внутренним изменениям)
Г) мобильность (скорость возникновения и прекращения нервной активности)
2.темпераментные свойства (передаются по наследству, т.е. носят природный характер)
3.личностные свойства (зависят от воспитания, обучения, условий социальной жизни)
-установление индивидуально-личностного контакта с каждым ребенком (обращаться по имени, прикосновения и ласка, контакт глаза в глаза).
Технологические задачи педагогики.
Направлены на достижение целей на основе антропологического подхода. Данные задачи отвечают на вопросы:
-что и зачем делать педагогу?
-как лучше это сделать?
Педагог должен обладать педагогической техникой – способностью донести до детей материал с помощью разнообразных способов, достигая детской заинтересованности и качественного усвоения материала для последующей жизни. Следовательно, педагог должен уметь развить в ребенке любознательность и активность.
Квалиметрические задачи педагогики.
Квалиметрия – измерение качества готовой продукции или промежуточных результатов.
Выделяют три направления данных задач:
1.измеряются образовательные системы в целом (учебные планы, программы, учебники, ГОСт – минимум знаний, умений, навыков, которые должен освоить ребенок в д/с, школе…).
Сегодня выделяют уровни стандарта – федеральный, национально-региональный, для конкретного образовательного учреждения.
-изучение образовательной технологии (технология деятельностного метода)
-изучение педагогических кадров, их профессиональной подготовленности
-изучение результатов обучения (данные о завершенности образования – было 25 детей, на выпуске 20 детей; данные о дальнейшей судьбе выпускника)
2.изучается педагог, который несет ответственность за реализацию программы воспитания и обучения (уровень коммуникативности, профессионализма, ценностных ориентаций, личностные качества)
3.изучаются дети (развитие самосознания ребенка, его качеств, способностей, освоение видов деятельности, уровень обученности и воспитанности, эмоционального благополучия)
Все три направления достигаются благодаря диагностике социальной среды, педагогического процесса в целом (педагог, дети).
Все задачи педагогики тесно связаны между собой.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи