МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Педагогика относится к гуманитарным наукам, область исследований которых связана с изучением человеческих отношений. В течение дли­тельного периода своего существования она была связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие.

В числе первых сложились связи педагогики с философией, особенно с такими областями как этика и эстетика. Этика раскрывает пути нравст­венного становления человека. Эстетика дает представление о принципах ценностного отношения к миру. Философия является методологической основой педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциаль­ных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.) зависят направление педагогического поиска, особенности содержания и организации образовательного процесса.

Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной. Ре­зультаты психологических исследований, воплотившись в законы психи­ческого развития человека, позволяют педагогам организовывать процес­сы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая форми­рование его как субъекта деятельности и индивидуальности.

Для современной педагогики характерны связи с различными есте­ственными и гуманитарными науками, прежде всего с науками, изучающими человека: биологией (анатомией и физиологией человека), антро­пологией и медициной. Не менее значимыми для развития педагогики являются ее связи с науками, изучающими человека в обществе, в систе­ме общественных отношений. Поэтому не случайно стали устанавливать­ся достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социоло­гией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Одна­ко влияние философии, психологии и антропологии остается домини­рующим. Именно они определяют пути развития педагогической науки.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

• использование педагогикой основных идей, теоретических положе­ний, обобщающих выводов других наук (например, использование деятельностного подхода к обучению и воспитанию личности);

• применение методов других наук (математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса);

• применение в педагогике конкретных результатов исследований, по­лученных различными науками (основные психологические новообразования в процессе развития человека или данные физиологии о ра­ботоспособности в разные возрастные периоды);

• участие педагогики в комплексных исследованиях общих проблем (перехода к обучению с шести лет, организация обучения больных или ослабленных детей).

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к появлению новых отраслей педагогики. За последние годы выделились такие ее от­расли, как философия образования, сравнительная педагогика, социаль­ная педагогика и др. Сегодня педагогика включает в себя сложную сис­тему педагогических наук, в состав которых входят: общая педагогика, изучающая основные закономерности образования; возрастная педагоги­ка - дошкольная, школьная, педагогика взрослых (андрагогика), иссле­дующая возрастные аспекты обучения и воспитания; коррекционная пе­дагогика с ее отраслями: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигоф­ренопедагогикой, логопедией; частные методики - предметные дидакти­ки, исследующие специфику применения общих закономерностей обуче­ния к преподаванию отдельных учебных дисциплин; история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики об­разования в различные исторические эпохи; отраслевая педагогика (во­енная, спортивная, производственная и т. п.).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.