Педагогика относится к гуманитарным наукам, область исследований которых связана с изучением человеческих отношений. В течение длительного периода своего существования она была связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие.
В числе первых сложились связи педагогики с философией, особенно с такими областями как этика и эстетика. Этика раскрывает пути нравственного становления человека. Эстетика дает представление о принципах ценностного отношения к миру. Философия является методологической основой педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.) зависят направление педагогического поиска, особенности содержания и организации образовательного процесса.
Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившись в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта деятельности и индивидуальности.
Для современной педагогики характерны связи с различными естественными и гуманитарными науками, прежде всего с науками, изучающими человека: биологией (анатомией и физиологией человека), антропологией и медициной. Не менее значимыми для развития педагогики являются ее связи с науками, изучающими человека в обществе, в системе общественных отношений. Поэтому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно они определяют пути развития педагогической науки.
Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:
• использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук (например, использование деятельностного подхода к обучению и воспитанию личности);
• применение методов других наук (математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса);
• применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных различными науками (основные психологические новообразования в процессе развития человека или данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды);
• участие педагогики в комплексных исследованиях общих проблем (перехода к обучению с шести лет, организация обучения больных или ослабленных детей).
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к появлению новых отраслей педагогики. За последние годы выделились такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др. Сегодня педагогика включает в себя сложную систему педагогических наук, в состав которых входят: общая педагогика, изучающая основные закономерности образования; возрастная педагогика - дошкольная, школьная, педагогика взрослых (андрагогика), исследующая возрастные аспекты обучения и воспитания; коррекционная педагогика с ее отраслями: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой, логопедией; частные методики - предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных дисциплин; история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи; отраслевая педагогика (военная, спортивная, производственная и т. п.).
В числе первых сложились связи педагогики с философией, особенно с такими областями как этика и эстетика. Этика раскрывает пути нравственного становления человека. Эстетика дает представление о принципах ценностного отношения к миру. Философия является методологической основой педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.) зависят направление педагогического поиска, особенности содержания и организации образовательного процесса.
Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившись в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта деятельности и индивидуальности.
Для современной педагогики характерны связи с различными естественными и гуманитарными науками, прежде всего с науками, изучающими человека: биологией (анатомией и физиологией человека), антропологией и медициной. Не менее значимыми для развития педагогики являются ее связи с науками, изучающими человека в обществе, в системе общественных отношений. Поэтому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно они определяют пути развития педагогической науки.
Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:
• использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук (например, использование деятельностного подхода к обучению и воспитанию личности);
• применение методов других наук (математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса);
• применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных различными науками (основные психологические новообразования в процессе развития человека или данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды);
• участие педагогики в комплексных исследованиях общих проблем (перехода к обучению с шести лет, организация обучения больных или ослабленных детей).
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к появлению новых отраслей педагогики. За последние годы выделились такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др. Сегодня педагогика включает в себя сложную систему педагогических наук, в состав которых входят: общая педагогика, изучающая основные закономерности образования; возрастная педагогика - дошкольная, школьная, педагогика взрослых (андрагогика), исследующая возрастные аспекты обучения и воспитания; коррекционная педагогика с ее отраслями: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой, логопедией; частные методики - предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных дисциплин; история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи; отраслевая педагогика (военная, спортивная, производственная и т. п.).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи