ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Частью общечеловеческой культуры является культура взаимоотно­шений между людьми. Ребенок с ранних лет вступает во взаимоотноше­ния со взрослыми и сверстниками. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому с ранних лет у детей необходимо воспитывать культуру поведения, которая не ог­раничивается «детским обществом». Поведение - это образ жизни и дей­ствий, формируемый на основе нравственных обычаев, традиций и при­вычек. Привычка - это сложившийся способ поведения, ставший для че­ловека обычным, постоянным.

Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя сово­купность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления чело­веческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем обли­ке человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятель­ности.

В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внеш­няя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведе­ния, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и поня­тиями детей. Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от детей внешне привычных форм поведения, то это непре­менно влияет на их внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для форми­рования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных. Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на дру­гих людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопережи­вании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого.

«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «чело­вечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в сле­дующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств лич­ности - человечности, доброты, уважения; выражение особого отноше­ния к человеку как высшей ценности жизни.

Гуманность - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопережи­вании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.

Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, по­ощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, ока­зать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляет­ся при использовании определенных методов и средств. Методы нрав­ственного воспитания - это способы педагогического воздействия, по­средством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. В.Г. Не­чаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошколь­ников: 1) методы организации практического опыта общественного по­ведения; 2) методы формирования у дошкольников нравственных пред­ставлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе автор отно­сит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиной, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравст­венного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объеди­нить все методы в три группы:

1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упраж­нение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);

2) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);

3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрас­тающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному ин­терпретировался сам, термин «нравственное воспитание», иногда подме­нялся понятием «духовное воспитание», «моральное воспитание». Мо­раль - общественное явление, включающее в себя нормы и правила, оп­ределяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обще­стве, в конкретной ситуации развития. Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, выра­батываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека Этика - учение о нравственности и морали. Понятие «моральное воспитание», на наш взгляд, несколько уже, чем понятие «социально-нравственное воспита­ние». В последние годы используется словосочетание «социально-нравственное воспитание». Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему зна­ний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон). Социально-нравственное вос­питание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценно­стей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравст­венные чувства и привычки поведения.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одной из современных проблем дошкольной педагогики является вос­питание творческой личности. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Твор­ческая деятельность - это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человече­ской деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой циви­лизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.

Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я»..

Именно творческая деятельность человека делает его существом, об­ращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое на­стоящее.

Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагоги­ки и психологии. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Ко­марова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.

Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказ­ки, игры); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельно­сти; результата (придумывание к известному новых, ранее не используе­мых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Художественно-эстетическая деятельность - это духовно-практичес­кая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью - гармониза­ция себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспита­ние детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравствен­ной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в раз­личных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙВДОУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетво­ряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С по­мощью этого средства решаются прикладные, практические задачи тру­дового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искус­ство.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с по­мощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общест­венную значимость труда.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов дея­тельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогиче­ском процессе детского сада, разработано его содержание.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирова­ния у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонно­сти к труду как основной жизненной потребности, а также формирова­ние привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирова­ние у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, форми­рование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как каче­ства личности.

Различные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Так, В.И. Логи­нова выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, уме­ний, навыков в основных видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудово­го воспитания включает: формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрос­лому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включать­ся в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В современной дошкольной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека. Обучение детей дошкольного возраста - это систематический целенаправленный, планомерный про­цесс, обеспечивающий передачу им в доступной форме знаний, умений и навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в ДОУ, а также развития познавательных способностей, любознательности и познавательной активности. Обучение - это специально организованная взрослым познавательная деятельность детей, которая определяет его цели, задачи, содержание, формы и методы, отбирает учебные пособия, дидактический материал.

Специально организованное обучение необходимо ребенку-дошколь­нику для упорядочения впечатлений, которые получает ребенок из окру­жающего мира стихийно и бессистемно. В процессе целенаправленного обучения происходит интеллектуальное развитие детей. Оно рассматрива­ется как целостная форма педагогической деятельности, направленная на развитие детей. Специально организованное обучение ускоряет темпы ин­дивидуального развития ребенка, способствует развитию любознательно­сти и наблюдательности, пытливости и сообразительности; в условиях специально организованного обучения идет всестороннее развитие лично­сти ребенка, а также успешно решаются воспитательные задачи.

Для того чтобы задача развития решалась успешно в процессе обуче­ния детей дошкольного возраста, оно должно представлять собой целост­ную систему, включающую три основных компонента: задачи и адекват­ное им содержание (образование), соответствующие формы организации процесса обучения, его результаты.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Процесс освоения окружающего мира в раннем и дошкольном возрас­те происходит путем чувственного познания. Непосредственное чувст­венное восприятие окружающего мира составляет основу представлений, Полнота и точность этих представлений зависит от степени развития сен­сорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитости ощущения и восприятия. Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Сен­сорное развитие — это процесс совершенствования ощущения и воспри­ятия. Оно является условием успешного овладения любой практической деятельностью, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педа­гогических воздействий, направленных на формирование способов чув­ственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется условием и использованием в деятельности систем перцептивных дейст­вий и систем сенсорных эталонов.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного вос­питания:

1) формирование у детей систем обследовательских (перцептивных) действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Строительно-конструктивные игры являются разновидностью творче­ской игры и рассматриваются как деятельность детей, основным содер­жанием которой является отражение окружающей жизни в разнообраз­ных постройках и связанных с ними действиях. В строительно-конст­руктивных играх происходит замещение одних предметов другими: по­стройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала. Игры часто тесно пере­плетаются с сюжетно-ролевой игрой, могут быть ее началом. Иногда по­стройка не используется в игре, но является частью ее обстановки, могут протекать в форме сюжетно-ролевой игры, например, в игре есть роль строителя, шофера, подвозящего грузы на стройку и т.д. Но есть строительно-конструктивные игры, в которых все содержание исчерпывается возведением построек и сооружений.

В процессе данного вида игры у детей формируются и развиваются ориентировка в пространстве, умения различать и устанавливать величи­ну и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, вы­ражающий название геометрических тел, пространственных взаимоот­ношений. Решаются и задачи нравственного воспитания - дети знакомят­ся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать кра­сивые постройки вместе.

В истории педагогики игры со строительным материалом представле­ны во многих системах: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Л. Шлегер. В отече­ственной педагогике данный вопрос изучали В. Г. Нечаева, 3, В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др.

ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заклю­чающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, фило­софов и историков. В науке существуют различные точки зрения на при­роду детской игры. К.Гросс и др. сторонники биологизаторских течений в психологии утверждали, что игра свойственна ребенку как всякому примитивному существу и выступает как предварительное приспособле­ние инстинктов к будущим условиям существования.

В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный ха­рактер игры как отражение действительной жизни. К.Д. Ушинский опре­делил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценно­стей. По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др., игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а зада­ется взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.