Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В 1998 г. в Республике Беларусь началась школьная реформа. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны Концепция реформы общеобразовательной школы (утв. Постановлением Совета Министров РБ от 21.08.1996., № 554) и Программа ее реализации, в которой определены и оха­рактеризованы 12 основных этапов, организационно-управлен­ческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления в развитии ступеней общего образования.

В ходе реформы был осуществлен переход к обучению де­тей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа.

Белорусская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая мо­дель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой об­щее базовое образование предполагает 10-летний срок обучения и является обязательным.

Новая модель общеобразовательной школы в Республике Беларусь включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование.

В настоящее время в Республике Беларусь фактически суще­ствуют две модели школы; 11-летняя и 12-летняя. Полностью переход на 12-летнюю модель будет осуществлен к 2008 году.

В рамках реализации реформы была расширена сеть специализированных школ (языковых, математических, музыкальных спортивных и т.п.) для удовлетворения способностей, интересов и склонностей учащихся. Углубленный уровень образования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа (гимназия) - колледж». Для детей с нарушением здоровья создаются санаторные, лесные, вспомогательные школы, школы-интернаты.

С 1 сентября 2002 г. в средней школе Республики Беларусь был осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний. В белорусских школах стала внедряться новая шкала оценок учебных достижений учащихся (10 — превосходно, 9 отлично, 8 — почти отлично, 7 — очень хорошо, 6 — хорошо, 5 — почти хорошо, 4 — весьма удовлетворительно, 3 — удовлетворительно, 2—1 неудовлетворительно, 0 — отказ от ответа его отсутствие).

Отказ от традиционной пятибалльной системы оценки мотивировался тем, что она не позволяет осуществить дифференцированный подход, дает основания для субъективности, слабо учитывает уровень усвоения учащимся учебного материала. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.п.), который стал приоритетным.

Важная задача реформы — введение профилизации на стар­шей ступени средней школы. Планируется ввести 9 профилей обучения: общественно-экономический, филологический, худо­жественно-эстетический, химико-биологический, физико-мате­матический, естественно-географический, технологический, информационно-математический, физкультурно-спортивный.

Параллельно со структурной реорганизацией школьной сис­темы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:

• разработать и внедрить новые учебные планы и программы;

• восстановить фундаментальный характер общего среднего
образования;

• обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы;

• внедрить новую систему оценки знаний учащихся;

• создать систему воспитания в школе, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности.

Начавшись в средней школе, трансформационные процессы постепенно охватили и высшую школу. В основу преобразова­ний легла «Концепция развития высшего образования в Рес­публике Беларусь», разработанная Министерством образования и одобренная Правительством в 1996 году. Концепция опреде­лила основные цели, задачи и принципы развития высшего об­разования на период до 2005 года. Реформу высшей школы пла­нировалось проводить в три этапа:

• формирование новой структуры высшего образования с переходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр,
магистр);

• отработка вариантов новых типов учебных заведений выс­шего образования (академия, высший колледж);

• законодательное закрепление изменений и приведение белорусской высшей школы в соответствие с международными
стандартами.

Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в рес­публике были начаты без достаточного теоретического обосно­вания, отдельные аспекты реформирования требовали дальней­шей концептуальной проработки и корректировки. На между­народных и республиканских совещаниях, конференциях посто­янно обсуждалась целесообразность перехода на новую систему подготовки специалистов. Дискуссии затрагивали, прежде всего, спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфику отдельных вузов и специальностей, не вписывав­шихся в предложенную схему; систему оценки результатов; по­вышение качества образования и подготовки специалистов и т.п.

Трансформационные процессы, происходящие в высшей школе Беларуси, в первую очередь были направлены:

- на изменение правил поступления в вузы,

- внедрение многоуровневой системы подготовки специали­стов, создание вузовских систем оценки качества образования,

- апробацию новых технологий обучения,

- введение кредитно-модульной системы обучения и оценки результатов.

За минувшее десятилетие белорусская высшая школа суще­ственно изменила свой облик. Вследствие тенденций вестернизации в 90-е гг. в Беларуси, как и в других странах СНГ, инсти­туты были реорганизованы в классические и профильные уни­верситеты, которые сегодня играют ведущую роль в системе образования и сохраняют за собой статус крупнейших образова­тельных и научно-инновационных центров.

В 2003/2004 учеб­ном году в республике действовали 44 вуза, в том числе 7 клас­сических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 инсти­тутов, 5 высших колледжей. По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является дос­таточно высоким по европейским меркам показателем. За последние 10 лет в отечественном высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. Для совершенствования подготовки специалистов высшие учебные заведения переходят на двухступенчатую систему. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробированы инсти­туты бакалавриата и магистратуры.

В 2004 г. в Парламент был передан на рассмотрение проект Закона о высшем образовании, в котором учтены международные нормы по высшему образова­нию. Под эгидой Министерства образования в республике соз­даются и внедряются новые учебные планы, программы дисци­плин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/2004 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению новой структуры высшего образования.

В последние годы актуальной для высшей школы стала про­блема педагогических кадров. За прошедшие годы социальный статус профессорско-преподавательского состава, зарплата и пен­сионное обеспечение снижались, что вызвало такие негативные явления, как «утечку мозгов», уменьшение притока молодежи в педагогическую профессию, снижение профессионализма профессорско-преподавательского состава. Половина докторов наук — пенсионеры. Только около 42 % преподавателей имеют ученую степень. Решение этих насущных проблем связывается с принятием Закона о высшем образовании и четким механиз­мом его реализации.

Реформирование обра­зовательной сферы в настоящее время является основой госу­дарственной политики многих стран мира. Коренные переме­ны в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Глубина и темп трансформационных процессов в мировой практике об­разования возрастают с каждым годом.

Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в на­чале 90-х гг. позволяет сохранить и приумножить высокий уро­вень образования, оставшийся в наследство от советского пе­риода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.