Педагогика прошла многовековой исторический путь своего развития. И постепенно из суммы идей и концепций зарождалась как наука еще в первобытном обществе. Доказательством этому следуют, интересные сведения исследований ученых путешественников 8-го начала 19 веков, которые описали быт первых аборигенов Африки, Южной Америки, Сибири, Азии. В те времена, люди находились на стадии своего развития. Все находки археологов, такие как: наскальные изображения, примитивные оружия, предметы быта, одежда, традиции, обряды, свидетельствуют о наличие первых элементов воспитания. Слово же педагогика зародилось в Древней Греции, и означает «детоведение, детовождение». Педагогика, зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. При раскрытии темы истории следует ответить на вопросы, какие цели, методы, преследовала педагогическая наука на этапах своего развития.
Основной целью воспитания первобытного человека являлась подготовка человека к простейшему виду существования и осознанию мира. Человеку для существования было необходимо знать природу, местность, съедобные растения Оно способствовало развитию человека, умственно, физически и нравственно-эмоционально. И по мере обогащения развития общественного опыта и сознания, методы и содержание воспитания усложнялись, и первобытный человек перешел к сознательной передаче знаний и опыта. Именно в таком виде начинало свое существование наука воспитание. Важным инструментом передачи опыта и знаний являлись коммуникации. Основные приемы воспитательной деятельности первобытной эпохи формировались из их обычной жизни, люди обычно использовали обычные дидактические приемы. Поэтому формы воспитания носили примитивный характер. Повторение было основным эмоционально-психологическим воздействием родителей на детей. Со временем все чаще и чаще стал переходить к воздействию на окружающий мир. Соответственно менялись и приемы, методы воспитания. Примерный срок воспитания детей был 9-10 лет. Маленьких детей отдавали под присмотр женщин, которые и давали им основные навыки трудовой деятельности. Подражая взрослым дети много времени проводили в различных играх. Взрослея мальчики больше времени проводили с мужчинами. Глядя на мужчин, они учились ловить рыбу, охотиться. Женщины обучали девочек домашнему хозяйству. Воздействие воспитания детей в то время было не значительным, это обуславливалось тяжелым условием жизни. Наказание тоже было не таким жестоким, как после расслоения общин и усиления социального антагонизма.
Постепенно передача опыта приобретала определенные черты определенной деятельности, и была жизненно необходима для дальнейшего существования человечества, развития знаний.
Важным фактором становления науки воспитания стали материальные связи между людьми, необходимость передавать знания и опыт для поддержания эволюции труда, так как, усложнение производственного опыта требовало немалых усилий для усвоения. Старшие учили своих детей изготавливать орудия для работы и охоты, добывать огонь. Единственным показателями дифференциации обучения являлся пол. Именно по нему воспитание составляло коллективное начало. Общинный образ жизни готовило всех одинаковым повседневным условиям жизни. На смену воспитания первобытного человека пришел новый этап в генезисе воспитания.
Примерно 9-8 тысячелетиях до нашей эры, по всему миру начинают происходить процессы разделения первобытного общества на отдельные социальные ячейки, т. е. семьи. И этот процесс во много повлиял на общую картину содержания воспитания. Дети в основном брали пример со своих родителей. , Также к примеру, родители произносили над ребенком заклинания, чтобы он рос сильным и здоровым воином.
Греко-римская культура и образование оказали определенное влияние на варварский мир, лежавший на окраинах Античного Средиземноморья. В орбиту влияния попали племена Западной, Центральной и Восточной Европы, Северного Причерноморья. В жизни этих племен длительное время сосуществовали традиции греко-римского образования и родоплеменного семейного варварского воспитания. Представители племенной скифской верхушки осваивали греческий язык и письменность. Скифская знать ездила получать образование в Грецию. Некоторые скифы известны как влиятельные проводники эллинской культуры и образования (царь Скил, философ Анахарсис).
В VI-IX вв. плодами средиземноморской цивилизации пользовались восточные славяне, которые, в частности, применяли для записей греческий и латинский алфавит.
Римское образование проникло в варварскую Галлию, завоеванную Римом в 58-51 гг. до н. э. и находившуюся под его господством почти 500 лет. В течение этого периода на юге и северо-востоке Галлии распространились грамматические и риторические школы, и одновременно сохранялся институт варварского воспитания. Занимавшиеся воспитанием жрецы и религиозные наставники назывались друидами.
Византийская империя возникла в результате распада Римской империи в 395 году. Она стала прямой наследницей римской культуры и образованности. Но, к сожалению, находившиеся у власти социальные сторонники не испытывали интерес к культурному наследию. Была закрыта известная в те времена Платонова Академия, школы также закрывались. С 8-го века усиливается западное влияние, доминировал греческий этнос, пользовавшийся поддержкой государства и церкви. Педагогическая мысль Византии следовала античной и христианской традиции. Уровень образованности был на высоком уровне, и почти до 14 века превосходил уровень образованности в Западной Европе. Среди общества высокий статус имели образованные люди. Образование было непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений. Этап IX-XII вв. известен как наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959): были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Константин поощрял деятельность ученых по организации образования. Но в XIII-XV вв. просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе.
В Византии важную роль играло домашнее обучение и воспитание. Для большинства населения - это был способ получить начальное христианское воспитание. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей осваивали грамоту и получали книжное образование. Последнее мальчики 5-7 лет приобретали под присмотром учителя-наставника. В дошедших до нас поучениях детям подчеркнуты важность и необходимость книжного образования: "Читай много и узнаешь много".
Система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей. Первой ступенью обучения были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5-7-летнем возрасте и длилось 2-3 года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Присущие античной школе свитки, пергамент, папирус, стило были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером. Помимо школ грамоты существовали начальные учебные заведения, в которых преподавали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей. Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали получать образование в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными).
До первой трети 10 века в каждой школе обычно был один учитель (пайдатес или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников-репетиторов (экритуа). Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии. Мнение гильдий обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Учителя получали плату от родителей учеников.
Почти все дети гражданской и церковной знати учились в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой", которая считалась преддверием высшей философии - богословия. Школьная программа представляла собой вариант программы "семи свободных искусств" и состояла из двух четвериц. В первую четверицу входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основное число учащихся ограничивалось усвоением предметов первой четверицы.
Венцом образовательной системы являлись высшие учебные заведения которые имели оп-ределенную специализацию. Часть из них была создана еще в античную эпоху в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске. Так, в Афинах и Антиохии упор делался на изучении риторики, в Бейруте - на изучении права, в Александрии - на изучении философии, филологии и медицины.
Византия служила мостом между Античностью и Средневековьем, именно она оказала огромное культурное воздействие на развитие педагогики Востока, Западной и Восточной Европы, даже после гибели самой империи.
В практике воспитания и обучения раннего Средневековья длительное время действовали традиции варварского воспитания. У скандинавов существовало только домашнее, семейное воспитание. Мальчики и девочки до 7-летнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики поступали под руководство отца и других мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду, рыбака или хлебопашца, и профессии воина. Нордическая традиция не допускала профессию жрецов наподобие друидов. Вот почему умственное воспитание (варварское право, генеалогия родов, мифология, руническое письмо как магический феномен) давали старейшины семьи и рода. Идеалом воспитанности считали обладание общепризнанными физическими и интеллектуальными достоинствами (игра в шахматы, знание рун, работа по металлу, бег на лыжах, стрельба из лука, владение мечом и копьем, игра на арфе, знание поэзии). Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения рыцарскому воспитанию. К 7-му веку школы античного типа полностью исчезли. Это произошло из-за, постоянных войн, отсутствия кадров преподавателей, конкуренции церковных учебных заведений, но главное - потому что исчезло античное общество, которое обслуживали эти школы.
Первые отражения практики обучения и воспитания большинства народов обнаруживались в их древних письменностях. Также, особое значение образованию и воспитанию уделяли ученые, философы, писатели. Еще в работах Платона и Аристотеля открывались основные педагогические мысли. Они раскрыли этапы воспитания и образования и сформулировали основы возрастной периодизации. Статус «наука», педагогика получила благодаря труду чешского ученого Яна Коменского, «Великая дидактика», его труды и идеи получили мировое признание.
В 17 веке Коменски, чешский педагог-гуманист, создал дидактические принципы, как, природоспособность, наглядность, последовательность, сознательность, прочность. Его основными идеями были: общее обучение, идеи дисциплин, понятие школьного года, принципы дидактики, классно-урочная система. Он также считал, что образование необходимо давать в школах с 6 лет, с помощью общего плана и классно-урочной системы, в обязательном порядке.
В Европе, понятие «дидактика» первоначально использовалось в Германии. На сегодняшний день, дидактика используется в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.
Благодаря, развитию педагогической теории с 18-го века начали основываться специальные учебные заведения для педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по подготовке педагогов начали основываться в Германии.
Существуют две основные концепции происхождения воспитания: психологическая и эволюционно-биологическая. Основными представителями эволюционно-биологической теории являлись Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас. Они считали что воспитательная деятельность первобытных людей подобна инстинкту заботы о потомстве, как у животных. Представитель психологической теории А. Монро, считал воспитание бессознательным инстинктом подражания взрослым. С точки зрения А. Монро, у только что родившегося человека, нет сознания прошлого, а есть только настоящее, и ему придется приспосабливаться к нынешней жизни. В двух этих теориях, общее то, что первобытное воспитание возникло при постепенном приспособлении детей к тем жизненным порядкам.
В Россию педагогика пришла вместе с педагогическими, историческими ценностями Византии и других стран. Наследие было принято восточными славянами с приобщением к христианскому миру. Слово «педагогика», в обиход внесли русские книжники, знавшие греческие слова, Древней Руси слово «воспитание» имело тоже значение, что и греческое слово «педагогика». На здоровье ребенка, развитие слуха, эстетического чувства и способа общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад влиял многоплановый характер пестушек. Через народное творчество на Руси, и в других странах, выражалась этика и эстетика отношений, способы общения с людьми. На Руси существовали своеобразные формы воспитания и обучения. Такие, как например, «кормильство», когда ребенка 5-7 лет отдавали кормильцу, для умственного, нравственного и самое главное военно-физического воспитания, а также привлечения княжича к государственным делам. Или вид воспитания, при котором воспитанием ребенка занимался родной дядя ребенка. Или отец ребенка принимал на воспитание детей своей родной сестры, для создания оригинальной семьи. Еще один вид воспитания с духовно нравственным наставником, имел название «институт кумовства», с принятием христианства «кум» и «кума» становились крестными родителями. Также существовали «школы мастеров грамоты», Всегда, обучение детей было тяжелым делом, которое требовало огромных усилий, чтобы обучить детей читать и писать.
Согласно русскому выдающемуся педагогу начала 20-го века Каптереву, история развития проходит три этапа развития: церковный, государственный, общественный.
В России в начале 20 века увеличилось количество школ и контингент учащихся. Важной четой развития образования служили частные школы, возникали просветительные общества, строились народные библиотеки. Менялся и характер школ, ставился вопрос о переходе традиционной школы, к школе развития труда и самообразованию. Со временем появляется все больше и больше литературы посвященной педагогике и образованию. Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической наукой ведущих зарубежных стран. Педагогика - это наука об обучении и воспитании человека, которая касается практически всех людей разных возрастов, которая включает в себя все звенья воспитания от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.
В заключение еще раз хочется отметить, что наука педагогики прошла многовековой исторический путь, на котором педагогика постоянно развивалась и совершенствовалась. Развитие было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Педагогика используется на протяжении всей жизни человека, так как, каждый человек выступает в роли педагога. Также, педагогика имеет огромное практическое значение, её рассматривают как основной инструмент передачи опыта и знаний, от старшего поколения к младшему. Педагогическая наука выступает также как отрасль человековедения, она познаёт и совершенствует способы влияния на совершенствование человека.
Основной целью воспитания первобытного человека являлась подготовка человека к простейшему виду существования и осознанию мира. Человеку для существования было необходимо знать природу, местность, съедобные растения Оно способствовало развитию человека, умственно, физически и нравственно-эмоционально. И по мере обогащения развития общественного опыта и сознания, методы и содержание воспитания усложнялись, и первобытный человек перешел к сознательной передаче знаний и опыта. Именно в таком виде начинало свое существование наука воспитание. Важным инструментом передачи опыта и знаний являлись коммуникации. Основные приемы воспитательной деятельности первобытной эпохи формировались из их обычной жизни, люди обычно использовали обычные дидактические приемы. Поэтому формы воспитания носили примитивный характер. Повторение было основным эмоционально-психологическим воздействием родителей на детей. Со временем все чаще и чаще стал переходить к воздействию на окружающий мир. Соответственно менялись и приемы, методы воспитания. Примерный срок воспитания детей был 9-10 лет. Маленьких детей отдавали под присмотр женщин, которые и давали им основные навыки трудовой деятельности. Подражая взрослым дети много времени проводили в различных играх. Взрослея мальчики больше времени проводили с мужчинами. Глядя на мужчин, они учились ловить рыбу, охотиться. Женщины обучали девочек домашнему хозяйству. Воздействие воспитания детей в то время было не значительным, это обуславливалось тяжелым условием жизни. Наказание тоже было не таким жестоким, как после расслоения общин и усиления социального антагонизма.
Постепенно передача опыта приобретала определенные черты определенной деятельности, и была жизненно необходима для дальнейшего существования человечества, развития знаний.
Важным фактором становления науки воспитания стали материальные связи между людьми, необходимость передавать знания и опыт для поддержания эволюции труда, так как, усложнение производственного опыта требовало немалых усилий для усвоения. Старшие учили своих детей изготавливать орудия для работы и охоты, добывать огонь. Единственным показателями дифференциации обучения являлся пол. Именно по нему воспитание составляло коллективное начало. Общинный образ жизни готовило всех одинаковым повседневным условиям жизни. На смену воспитания первобытного человека пришел новый этап в генезисе воспитания.
Примерно 9-8 тысячелетиях до нашей эры, по всему миру начинают происходить процессы разделения первобытного общества на отдельные социальные ячейки, т. е. семьи. И этот процесс во много повлиял на общую картину содержания воспитания. Дети в основном брали пример со своих родителей. , Также к примеру, родители произносили над ребенком заклинания, чтобы он рос сильным и здоровым воином.
Греко-римская культура и образование оказали определенное влияние на варварский мир, лежавший на окраинах Античного Средиземноморья. В орбиту влияния попали племена Западной, Центральной и Восточной Европы, Северного Причерноморья. В жизни этих племен длительное время сосуществовали традиции греко-римского образования и родоплеменного семейного варварского воспитания. Представители племенной скифской верхушки осваивали греческий язык и письменность. Скифская знать ездила получать образование в Грецию. Некоторые скифы известны как влиятельные проводники эллинской культуры и образования (царь Скил, философ Анахарсис).
В VI-IX вв. плодами средиземноморской цивилизации пользовались восточные славяне, которые, в частности, применяли для записей греческий и латинский алфавит.
Римское образование проникло в варварскую Галлию, завоеванную Римом в 58-51 гг. до н. э. и находившуюся под его господством почти 500 лет. В течение этого периода на юге и северо-востоке Галлии распространились грамматические и риторические школы, и одновременно сохранялся институт варварского воспитания. Занимавшиеся воспитанием жрецы и религиозные наставники назывались друидами.
Византийская империя возникла в результате распада Римской империи в 395 году. Она стала прямой наследницей римской культуры и образованности. Но, к сожалению, находившиеся у власти социальные сторонники не испытывали интерес к культурному наследию. Была закрыта известная в те времена Платонова Академия, школы также закрывались. С 8-го века усиливается западное влияние, доминировал греческий этнос, пользовавшийся поддержкой государства и церкви. Педагогическая мысль Византии следовала античной и христианской традиции. Уровень образованности был на высоком уровне, и почти до 14 века превосходил уровень образованности в Западной Европе. Среди общества высокий статус имели образованные люди. Образование было непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений. Этап IX-XII вв. известен как наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959): были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Константин поощрял деятельность ученых по организации образования. Но в XIII-XV вв. просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе.
В Византии важную роль играло домашнее обучение и воспитание. Для большинства населения - это был способ получить начальное христианское воспитание. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей осваивали грамоту и получали книжное образование. Последнее мальчики 5-7 лет приобретали под присмотром учителя-наставника. В дошедших до нас поучениях детям подчеркнуты важность и необходимость книжного образования: "Читай много и узнаешь много".
Система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей. Первой ступенью обучения были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5-7-летнем возрасте и длилось 2-3 года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Присущие античной школе свитки, пергамент, папирус, стило были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером. Помимо школ грамоты существовали начальные учебные заведения, в которых преподавали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей. Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали получать образование в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными).
До первой трети 10 века в каждой школе обычно был один учитель (пайдатес или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников-репетиторов (экритуа). Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии. Мнение гильдий обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Учителя получали плату от родителей учеников.
Почти все дети гражданской и церковной знати учились в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой", которая считалась преддверием высшей философии - богословия. Школьная программа представляла собой вариант программы "семи свободных искусств" и состояла из двух четвериц. В первую четверицу входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основное число учащихся ограничивалось усвоением предметов первой четверицы.
Венцом образовательной системы являлись высшие учебные заведения которые имели оп-ределенную специализацию. Часть из них была создана еще в античную эпоху в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске. Так, в Афинах и Антиохии упор делался на изучении риторики, в Бейруте - на изучении права, в Александрии - на изучении философии, филологии и медицины.
Византия служила мостом между Античностью и Средневековьем, именно она оказала огромное культурное воздействие на развитие педагогики Востока, Западной и Восточной Европы, даже после гибели самой империи.
В практике воспитания и обучения раннего Средневековья длительное время действовали традиции варварского воспитания. У скандинавов существовало только домашнее, семейное воспитание. Мальчики и девочки до 7-летнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики поступали под руководство отца и других мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду, рыбака или хлебопашца, и профессии воина. Нордическая традиция не допускала профессию жрецов наподобие друидов. Вот почему умственное воспитание (варварское право, генеалогия родов, мифология, руническое письмо как магический феномен) давали старейшины семьи и рода. Идеалом воспитанности считали обладание общепризнанными физическими и интеллектуальными достоинствами (игра в шахматы, знание рун, работа по металлу, бег на лыжах, стрельба из лука, владение мечом и копьем, игра на арфе, знание поэзии). Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения рыцарскому воспитанию. К 7-му веку школы античного типа полностью исчезли. Это произошло из-за, постоянных войн, отсутствия кадров преподавателей, конкуренции церковных учебных заведений, но главное - потому что исчезло античное общество, которое обслуживали эти школы.
Первые отражения практики обучения и воспитания большинства народов обнаруживались в их древних письменностях. Также, особое значение образованию и воспитанию уделяли ученые, философы, писатели. Еще в работах Платона и Аристотеля открывались основные педагогические мысли. Они раскрыли этапы воспитания и образования и сформулировали основы возрастной периодизации. Статус «наука», педагогика получила благодаря труду чешского ученого Яна Коменского, «Великая дидактика», его труды и идеи получили мировое признание.
В 17 веке Коменски, чешский педагог-гуманист, создал дидактические принципы, как, природоспособность, наглядность, последовательность, сознательность, прочность. Его основными идеями были: общее обучение, идеи дисциплин, понятие школьного года, принципы дидактики, классно-урочная система. Он также считал, что образование необходимо давать в школах с 6 лет, с помощью общего плана и классно-урочной системы, в обязательном порядке.
В Европе, понятие «дидактика» первоначально использовалось в Германии. На сегодняшний день, дидактика используется в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.
Благодаря, развитию педагогической теории с 18-го века начали основываться специальные учебные заведения для педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по подготовке педагогов начали основываться в Германии.
Существуют две основные концепции происхождения воспитания: психологическая и эволюционно-биологическая. Основными представителями эволюционно-биологической теории являлись Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас. Они считали что воспитательная деятельность первобытных людей подобна инстинкту заботы о потомстве, как у животных. Представитель психологической теории А. Монро, считал воспитание бессознательным инстинктом подражания взрослым. С точки зрения А. Монро, у только что родившегося человека, нет сознания прошлого, а есть только настоящее, и ему придется приспосабливаться к нынешней жизни. В двух этих теориях, общее то, что первобытное воспитание возникло при постепенном приспособлении детей к тем жизненным порядкам.
В Россию педагогика пришла вместе с педагогическими, историческими ценностями Византии и других стран. Наследие было принято восточными славянами с приобщением к христианскому миру. Слово «педагогика», в обиход внесли русские книжники, знавшие греческие слова, Древней Руси слово «воспитание» имело тоже значение, что и греческое слово «педагогика». На здоровье ребенка, развитие слуха, эстетического чувства и способа общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад влиял многоплановый характер пестушек. Через народное творчество на Руси, и в других странах, выражалась этика и эстетика отношений, способы общения с людьми. На Руси существовали своеобразные формы воспитания и обучения. Такие, как например, «кормильство», когда ребенка 5-7 лет отдавали кормильцу, для умственного, нравственного и самое главное военно-физического воспитания, а также привлечения княжича к государственным делам. Или вид воспитания, при котором воспитанием ребенка занимался родной дядя ребенка. Или отец ребенка принимал на воспитание детей своей родной сестры, для создания оригинальной семьи. Еще один вид воспитания с духовно нравственным наставником, имел название «институт кумовства», с принятием христианства «кум» и «кума» становились крестными родителями. Также существовали «школы мастеров грамоты», Всегда, обучение детей было тяжелым делом, которое требовало огромных усилий, чтобы обучить детей читать и писать.
Согласно русскому выдающемуся педагогу начала 20-го века Каптереву, история развития проходит три этапа развития: церковный, государственный, общественный.
В России в начале 20 века увеличилось количество школ и контингент учащихся. Важной четой развития образования служили частные школы, возникали просветительные общества, строились народные библиотеки. Менялся и характер школ, ставился вопрос о переходе традиционной школы, к школе развития труда и самообразованию. Со временем появляется все больше и больше литературы посвященной педагогике и образованию. Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической наукой ведущих зарубежных стран. Педагогика - это наука об обучении и воспитании человека, которая касается практически всех людей разных возрастов, которая включает в себя все звенья воспитания от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.
В заключение еще раз хочется отметить, что наука педагогики прошла многовековой исторический путь, на котором педагогика постоянно развивалась и совершенствовалась. Развитие было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Педагогика используется на протяжении всей жизни человека, так как, каждый человек выступает в роли педагога. Также, педагогика имеет огромное практическое значение, её рассматривают как основной инструмент передачи опыта и знаний, от старшего поколения к младшему. Педагогическая наука выступает также как отрасль человековедения, она познаёт и совершенствует способы влияния на совершенствование человека.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи