Психология и педагогика

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Психология и педагогика – очень сложные отрасли знаний, исследующие чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями общественных и естественнонаучных дисциплин. Вот почему психология и педагогика не поддаются быстрому освоению, их содержание трудно запо мнить с первого раза.
Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс овладения обширным материалом. Важнейшая характеристика любой системы – ее внутренняя упорядоченность. И здесь на помощь приходят прежде всего психология и педагогика, так как они достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и выявляют зависимости между ними. Остается лишь эти зависимости обобщить и представить в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Так появляется схема – наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания и информацию.
Включенные в содержание пособия схемы позволяют, таким образом, достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий психологии и педагогики.

Психология как наука и практическая деятельность

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В научном обиходе термин «психология» (от греч. psyche – душа, logos – учение) впервые появился в XVIII в. (в книгах немецкого философа Христиана Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология»). Если первоначально термин относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX в. в сферу исследования психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.
Объектом психологии являются носители психических явлений и процессов, а предметом – специфика их формирования, развития и проявления.
Слово «психология» употребляется в нескольких значениях: под ними могут понимать как научное, так и ненаучное (обыденное, житейское) психологическое знание.
В рамках ненаучного психологического знания можно выделить популярную психологию и обыденную (житейскую) психологию.
Популярная психология предоставляет фундаментальные и практические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры обыденного знания и привлечения интереса к психологии как к научной дисциплине.

Понятие о психике.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи головного мозга, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельно сти.
Основные функции психики – отражение воздействий окружающей действительности, регуляция поведения и деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире (рис. 1.5).
Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действитель ности любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной дей ствительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особен ности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Филогенетическое развитие психики

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Филогенетическое развитие психики можно (согласно концепции
Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы (рис. 1.7):
1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:
– совершенствование их двигательного аппарата;
– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.
2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:
– появляется сложная нервная система;
– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
– появляется предметно-образное отражение действительности;
– появляются эмоции.

Сознание и бессознательное

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если рассматривать психику с материалистических позиций, и собственно человеческой формой осмысленного начала бытия, если трактовать психику с идеалистических позиций.
Первой важной характеристикой сознания является его рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже пред ставления о том, что у него есть психика (рис. 1.8).
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная характеристика сознания, отражающая способность человека ощущать себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, а также контролировать собственные психические и поведенческие реакции и управлять ими, видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Третья характеристика человеческого сознания – его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативными возможностями обладают многие высшие животные, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Другими особенностями человеческого сознания являются: восприятие человеком себя как познающего субъекта, связь воображения и представлений человека с его волей, связь сознания с мышлением и речью, отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов, наличие в нем интеллектуальных схем, доминирование языка и речи во взаимодействии с другими людьми.

Методы психологии

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для выяснения практических рекомендаций и построения научных теорий. Методы психологии делят на основные и вспомогательные. К основным методам относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это описательный метод, при помощи которого исследователь систематически наблюдает за поведением другого человека, внешними проявлениями его психики и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и свойствах данного человека. Научные наблюдения имеют целенаправленный, организованный, планомерный характер, в ходе которого составляются карты наблюдения.
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Эксперименты бывают естественными (характеризуются незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит А.Ф. Лазурскому), лабораторными (отличаются строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды), констатирующими, когда изучаются лишь необходимые психологические явления, и формирующими (предусматривают внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций).
Метод опроса – это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых. Интервью предполагает получение информации путем ответов на вопросы, задаваемые опрашиваемым в устной форме.

Этапы развития психологии

Наука » Педагогика » Общая педагогика
По словам немецкого психолога Г. Эббингауза, у психологии «длинная предыстория, но короткая история».
Психология – достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в середине XIX в. с появление первой экспериментальной лаборатории. В 1879 году Вильгельм Вундт основал первую научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), а в 1881 году – научный журнал «Философские исследования».
Психология является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Она прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания предмета и целей. Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа.
Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (сон, смерть и т.д.).
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой под­группой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я бы.) добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?».

Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способ­ствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ КАК НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Какими методами обучения математике пользовались в древности, точно неизвестно, но есть основания полагать, что методы эти были дог­матическими, бездоказательными. Рукописи египтян содержали такие указания: «Делай это так или делай это, как принято...», в древней Ин­дии: «Смотри, смотрите», Греции: «Что и требовалось доказать».

Арифметические сборники того времени представляют перечень практических указаний о том, как производятся те или иные арифметиче­ские вычисления.

В России ХVІІІ-ХІХ веках представления о методах преподавания математики можно получить по первой русской «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого, написанной в 1702 г.

Вопросы содержания, методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измере­ния, времени и пространстве, нашли отражение в педагогических систе­мах воспитания Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.

Они пришли к выводу, что детей нужно обучать математике, высказа­ли предположения о методах обучения и воспитания в семье, разработали книги и пособия.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ, ЧИСЛЕ И ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Количественные представления у детей дошкольного возраста фор­мируются через понимание множества - это так называемый дочисловой период. Задача этого периода подвести ребенка к пониманию количест­венных отношений.

Ребенок окружен различными множествами, выраженными не только предметами, но и звуками. Эти множества ребенок воспринимает различными анализаторами. Получаемые при этом ощущения передаются в ко­ру головного мозга и служат основой формирования представления о неопределенной множественности разных явлений. Отсюда вытекает вы­вод о том, что необходимо у младших дошкольников сформировать представление о множестве как структурно-целостном единстве и нау­чить видеть и четко воспринимать каждый элемент множества.

Переход от восприятия неопределенной множественности к воспри­ятию множества имеет несколько этапов.

На первом этапе необходимо, чтобы дети воспринимали все промежу­точные элементы множества между крайними.

На втором этапе формируют у детей представление о множестве как структурно-целостном единстве.

На третьем этапе - формируют и расширяют представления детей об однородном составе элементов, вводя родовые понятия.

На четвертом этапе необходимо учить детей действовать с различны­ми группами, объединять их по разным признакам.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его призна­ков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей назва­ние необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существен­ное влияние на формирование у детей более полных знаний об окру­жающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествле­ния, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответ­ствующего раздела математики.

Величина предмета - это его относительная характеристика, подчер­кивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета.

Отражение величины как пространственного признака предмета свя­зано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который на­правлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенно­стей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Формирование у детей дошкольного возраста геометрических пред­ставлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного разви­тия детей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формиро­вания представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорно­го развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

В классических системах сенсорного обучения Ф. Фребеля и М. Монтессори представлены методики ознакомления детей с геометри­ческими фигурами. Созданные Ф. Фребелем «Дары» и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с формой предметов.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - мышление, память - строятся на основе образов восприятия.

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, в частности, их формах легче формируются в процессе их непосредствен­ного восприятия. В процессе сенсорного восприятия выделенные свойст­ва предметов, в нашем случае эта форма предмета, становятся объектом специально организованного восприятия, в результате которого происхо­дит успешное овладение ими и создается основа для эффективного фор­мирования различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, трудовой, продуктивно-творческой).