Социальный заказ в условиях перехода к рыночной экономике

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В рамках непрерывного образования принципиально важным считается, что все (или почти все) социальные и возрастные группы населения формируют свой заказ к системе образования. Однако, как показывают исследования, переход к рыночной экономике неизбежно сопровождается ростом неравенства в доступности образования. Это означает, что некоторые формы и виды образования становятся более востребуемыми, тогда как другие – могут исчезать.

Очевидно, что основной “вызов” нынешнего положения, это преодоление безработицы и ее негативных последствий при помощи образования.

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором определенная часть трудоспособного населения не находит себе применения в сфере оплачиваемого труда, становясь избыточной рабочей силой. Обычно, безработица подразделяется на два вида:

а) общая безработица, порождаемая экономическими кризисами и спадом производства;

б) структурная безработица, порождаемая технологическим прогрессом, вытесняющим из сферы труда рабочую силу более низкой квалификации.

Для технологически развитых стран более характерен второй вид безработицы, носящий перманентный характер. На него в основном сориентирована система профессионального образования, выступающая своеобразным амортизатором, смягчающим негативные последствия от потери рабочего места. Высвобожденный работник получает возможность без больших экономических и морально-психологических потерь повысить квалификацию или приобрести новую, более соответствующую текущей рыночной конъюнктуре профессию.

Образование в контексте социальных перемен

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Сегодня уже мало кто верит в возможность обучиться однажды и на всю жизнь. Связано это, конечно, не со значительной (относительно) продолжительностью индивидуальной жизни, а с постоянно усложняющимся характером взаимодействий в системе “человек–общество–природа”. Объективные процессы, свидетелями которых стали граждане нашей страны в последнее десятилетие, обозначили устойчивую тенденцию повышения требований к человеку как субъекту самых различных видов социальной деятельности. Опыт становления образовательных парадигм в технологически развитых странах, к которым есть все основания отнести и современное трансформирующееся российское общество, свидетельствует о необходимости учета следующих факторов:

· интеграция различных сфер жизнедеятельности общества и их усиливающееся взаимовлияние;

· расширение спектра видов профессиональной (оплачиваемой) деятельности человека;

· сокращение сроков морального устаревания некогда приобретенной профессии;

· динамично возрастающий объем подлежащего усвоению социального опыта;

· сужение спроса на стандартизированную деятельность и повышение спроса на инновационно-креативную деятельность.

Каким образом общество, следуя объективной логике своего развития, может реагировать на это? Очевидно, что существуют несколько путей, одним из которых является образование.

Методы преодоления конфликтной ситуации

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Любой конфликт в организации может быть разрешен, если руководителю известны соответствующие методы. Но при этом он обязательно должен рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особенности развития противоборства и др.
В психологических исследованиях определены методы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.
1. Разрешение конфликта с учётом сущности и содержания противоречия. В этом случае необходимо:
– отличить повод от истинной причины конфликта, которая нередко маскируется его участниками;
– определить его деловую основу;
– уяснить истинные мотивы вступления людей в конфликт. Разрешение конфликта существенно осложняется, если руководитель
сам является представителем одной из противоборствующих сторон. В этом случае ему трудно быть объективным, и конфликт принимает публичный характер, выходит за рамки организации.
2. Разрешение конфликта с учётом его целей. Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. Если личностные цели являются доминирующими, то целесообразно к оппоненту применить сначала меры воспитательного воздействия, выдвинуть определённые жёсткие требования. Если один из оппонентов имеет более высокий ранг по отношению к другому, то ему следует указать на необходимость придерживаться определённых норм поведения.

Причины конфликта

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Принципиальным для развития конфликта являются такие психологические моменты, как восприятие ситуации ее участниками, их отношение к ней, стратегии их поведения. Именно они приводят к тому, что на основе одной и той же причины возникают конфликты совершенно разных психологических типов.
Деловой спор. В ситуации этого типа между участниками возникают разногласия по какому-то определенному вопросу, конкретному, чаще всего связанному с их совместной деятельностью. Область разногласий предмета определена; взаимодействие участников основано на взаимной заинтересованности. Велика вероятность того, что будет найден вариант решения, удовлетворяющий обе стороны.
Формализация отношений. Для конфликтных ситуаций, развивающихся по этой схеме, характерно увеличение зоны разногласия, распространяющихся на более широкий круг вопросов. Оппоненты, как правило, сомневаются в возможности соглашения, а иногда и просто не желают обсуждать спорные вопросы. Обсуждение переходит на стиль работы, оппоненты вспоминают прошлые ошибки, допускают даже личные выпады, которые приводят участников дискуссии к убеждению, что изменить позицию друг друга им не удастся. Их общение становится сугубо официальным, они не стремятся к контактам, из их взаимоотношений уходит все личное, вот почему такое развитие ситуации и называют формализацией отношений.

Конфликты и пути их разрешения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами (лицами или группами).
По отношению к субъекту выделяют четыре основных типа конфликтов:
1. Внутриличностный конфликт;
2. Межличностный конфликт;
3. Конфликт между личностью и группой;
4. Межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой, отсутствием настоящего дела. Это обстоятельство часто болезненно бьет по той категории работников, которые в течение длительного времени вели активную деятельность на работе, но затем, в силу определенных причин, были вынуждены резко изменить объем или место работы. Эта проблема в настоящее время весьма актуальна.

Общение как восприятие людьми друг друга

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, через познание другого формируется сам познающий индивид. Во-вторых, от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации согласованных с ним действий.
Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает «мои» потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это бывает при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Трансактный анализ общения Э. Берне

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Э. Берн выделяет три эго-состояния человека и три соответствующие им позиции в общении: Ребенка, Родителя, Взрослого. Эти позиции могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.
При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говоря щего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка – роли молодого специали ста, аспиранта-соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

Стратегии общения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Стратегии общения: 1) открытое–закрытое общение; 2) монологическое–диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли)–личностное (общение «по душам»).
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) если в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».
А. Добрович выделяет следующие виды общения:
«Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Что входит в структуру речевого общения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В структуру речевого общения входят:
– значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации;
– речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи;
– выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении (смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.); разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э»; и др.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 %.
Неречевое взаимодействие изучают различные направления психологии невербального поведения.
1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимику – движение мышц лица; жесты – движения отдельных частей тела; пантомимику – моторику всего тела (позы, осанку, поклоны, походку).
Мимика (движение мышц лица), отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек.

Функции, стороны, средства общения. Восприятие и понимание людьми друг друга

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три стороны:
1) коммуникативную;
2) интерактивную;
3) перцептивную.
Такое выделение имеет не только теоретико-познавательное значение, но и практический смысл.
Коммуникативная сторона общения – это обмен информацией и ее понимание.
Интерактивная сторона – взаимодействие между людьми, в которой различают такие формы (виды):
– сотрудничество;
– противоборство;
– уклонение от взаимодействия и др.
Перцептивная сторона общения – это восприятие одним партнером по общению другого. Это зависит от личностных качеств воспринимающего, от его жизненного опыта, ситуации и т.д.

Эффективность руководства

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Вероятностная модель эффективности руководства (Ф. Фидлер) опосредствована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Ситуация зависит от параметров: 1) степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными; 2) величина власти руководителя (его возможность в контроле за действиями подчиненных и исполь зовании различных средств стимулирования их активности); 3) структура групповой задачи (четкость поставленной задачи, пути и способы ее решения, наличие множественности решений, возможность проверки их правильности). Совокупная количественная оценка (по специально разработанным шкалам) всех перечисленных выше параметров позволяет судить о величине осуществляемого руководителем ситуационного контроля (СК), т.е. о степени владения им ситуацией функционирования группы.
Результаты исследований показали, что руководитель директивного типа наиболее эффективен в ситуациях с высоким или низким СК, т.е. крайне благоприятных или неблагоприятных. Руководитель с демократически-коллегиальным стилем наиболее эффективен в ситуациях с умеренным СК.
В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов:
– доминирование, утверждение своей позиции любой ценой;
– уступчивость, подчинение, сглаживание конфликтов;
– компромисс, позиционный торг («Я тебе уступлю, ты – мне»);
– сотрудничество, создание взаимной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обеих сторон;
– избегание конфликта, уход из ситуации, «закрывание глаз, как будто ничего не произошло».

Стили управления

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Авторитарный (или директивный, или диктаторский) – для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:
1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).
Демократический (или коллективный) – управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности. Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.